Инспекция Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Инспекция) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков", в присутствии представителей по доверенности:
в присутствии представителей по доверенности:
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Инспекции надлежащим образом,
по информации, поступившей в Ленинградское УФАС России, на основании приказа руководителя управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области N 49/24 от 31.01.2024 (далее - Приказ) и в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 3 ст. 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним Уведомление о проведении внеплановой камеральной проверки решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление Правительства РФ N 1576) в целях контроля соблюдения требований Закона о контрактной системе провела внеплановую камеральную проверку действий (бездействия) Заказчика.
В ходе проведения внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
15.02.2024 на официальном сайте ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку оборудования технологической направленности (РОБО) и презентационного оборудования для оснащения школьного Кванториума.
Начальная (максимальная) цена контракта - 23 418 776,00 рублей.
На основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующим основаниям:
2) получение информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе:
а) заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
б) обнаружение контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;
в) сообщение средства массовой информации, в котором указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
15.03.2024 Управление, на основании ст. 99 Закона о контрактной системе исходя из поступивших обращений от ИП Бухарева Евгения Евгеньевича, приняло решение провести внеплановую проверку по данной закупке.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами:
использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заявителем оспариваются положения извещения об осуществлении закупки в части установления противоречивых сведений между извещением об осуществлении закупки (его печатной версией) и положениями проекта контракта.
Инспекция руководствуется тем, что первоначальное извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 15.02.2024.
На момент рассмотрения обращения (25.03.2024), Инспекция установила, что действующей версией извещения о проведении электронного аукциона является редакция от 20.03.2024 (далее - Извещение).
Из доводов обращения следует, что Заявителем оспариваются положения извещения в части установления противоречивых сведений между извещением об осуществлении закупки (его печатной версией) и положениями проекта контракта.
Заявитель указывает на то, что при описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к гарантии качества товара, работы, услуги, однако в печатной версии извещения данного требования не установлено.
Инспекцией установлено, описание объекта закупки содержит информацию о требованиях к гарантии качества, также данная информация отображена в проекте контракта.
Инспекция отмечает, что не отображение в печатной версии извещения сведений о требованиях к гарантии качества, товара, работы, услуги, не свидетельствует о противоречии нормам Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью извещения о проведении закупки.
Таким образом, изучив положения извещения об осуществлении закупки, Инспекция не усматривает в извещении противоречивой информации, которая могла бы ввести потенциальных участников закупки в заблуждение, исходя из чего, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
Довод Заявителя о том, что проекты контракта не содержат идентификационные коды закупок, не нашел своего подтверждения, поскольку на момент рассмотрения жалобы, в актуальной версии извещения, размещены проекты контакта, содержащие идентификационные коды закупок.
Также Заявитель считает, что Заказчиком в описании объекта закупки установлены требования к конкретным значениям показателей поставляемых товаров, которые могут вводить участников закупки в заблуждение.
Заявитель приводит следующий пример из требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара п.2 "Образовательный набор по механике, мехатронике и робототехнике": "Разрешение видеопотока, передаваемого по интерфейсу USB модуля технического зрения, пикс. более чем 610 х 410".
Инспекция, проанализировав содержание документов, размещенных в составе извещения, установила наличие инструкции по заполнению участниками закупок заявок (Приложение 1 Описание объекта закупки.docx), вместе с тем, данная инструкция не содержит положений, поясняющих заполнение заявки в отношении требований к значениям показателей поставляемого товара, как например "более чем_ х _" и др.
Согласно графе "инструкция по заполнению характеристик в заявке" содержащейся в извещении (сформированном посредством ЕИС) напротив показателя "Разрешение видеопотока, передаваемого по интерфейсу USB модуля технического зрения, пикс." установлено: "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики".
Руководствуясь данным положением инструкции, однозначно заполнить заявку в отношении таких требований как "более чем 610 х 410" не представляется возможным, поскольку данное положение не поясняет, относится ли требование "более чем" только к первому значению (610) или к двум одновременно, а также, является ли конкретным значением результат умножения данных чисел или конкретным является значение с использованием знака "*".
Таким образом, вышеуказанное положение инструкции может ввести потенциальных участников закупки в заблуждение, что приведет к неправильному заполнению заявки участником закупки и дальнейшему ее отклонению.
Комиссия отмечает, что описание объекта закупки должно быть выполнено таким образом, чтобы не только не ограничивать количество участников закупки, но и повысить шансы на приобретение именно такого товара, какой необходим.
В данном случае неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений, установленных в извещении об осуществлении закупки, создают препятствия для потенциальных участников аукциона. Условия извещения должны содержать ясные и четкие требования, не допускающие неоднозначного толкования с тем, чтобы любой участник экономических правоотношений при решении вопроса об участии в аукционе имел четкое представление о том, какие документы он должен представить для участия в аукционе и каким требованиям он должен соответствовать.
В связи с чем, подобная Инструкция не позволяет определить соответствие товара требованиям Заказчика и препятствует правильному заполнению аукционной заявки, провоцирует ошибки в заполнении заявки, что ведет к формальным отклонениям заявок.
Согласно письму ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке": "Неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям".
Доводы Заказчика, с обоснованием того, как нужно заполнять показатели подлежат отклонению со стороны Инспекции, поскольку все вышеизложенное Заказчиком, должно быть указано непосредственно в Извещении, а именно в Инструкции.
Исходя из вышеизложенного, такая инструкция по заполнению заявки участников является ненадлежащей и составленной в нарушение положений Закона о контрактной системе, поскольку установлено требование, влекущее за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, вышеуказанные положения Инструкции могут ввести потенциальных участников закупки в заблуждение, что приведет к неправильному заполнению заявки участником закупки и дальнейшему ее отклонению.
Исходя из вышеизложенного, Инспекция приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются признаки нарушения пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе Инспекция
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе;
2. Не выдавать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений в связи с тем, что нарушение не повлияло на процесс осуществления закупки;
3. Передать уполномоченному должностному лицу Ленинградского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 25 марта 2024 г. N 047/10/99-641/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.03.2024