Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Филатова В.И. на действия Администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" при проведении электронного аукциона N 0160300003424000006 "Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировского района муниципального образования "Город Саратов",
УСТАНОВИЛА:
21.03.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Филатова В.И. на действия Администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" при проведении электронного аукциона N 0160300003424000006 "Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком направлен проект контракта, противоречащий положениям Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заявитель не присутствовал на рассмотрении жалобы, извещен надлежащим образом.
Представители Заказчика, с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
26.02.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является Администрация Кировского района муниципального образования "Город Саратов".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 997 047,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.5 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: проект контракта.
Согласно ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно доводам жалобы, Заявителем обжалуются положения проекта контракта, направленного на подпись Заявителю.
Согласно п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей: жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 05.03.2024 09:00.
Жалоба подана Заявителем 21.03.2024 23:30, то есть за пределами срока, установленного п.1 ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе, на обжалование положений извещения об осуществлении закупки.
В связи с вышеизложенным, довод жалобы на извещение об осуществлении закупки, в частности проект Контракта Комиссией Саратовского УФАС России не рассматривается.
В ходе внеплановой проверки Комиссией Саратовского УФАС России установлено следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, услуге.
Согласно приложению N4 к извещению о проведении Аукциона "Проект контракта":
"6.5.1. Исполнитель в течении 5 (пяти) рабочих дней в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Федерального закона, формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает в единой информационной системе документ о приемке, который должен содержать:
а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 Федерального закона идентификационный код закупки, наименование, место нахождения Заказчика, наименование объекта закупки, место оказания услуги, информацию об Исполнителе, предусмотренную подпунктами "а", "г" и "е" части 1 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, единицу измерения закупаемых услуг;
б) наименование оказанной услуги;
в) наименование страны происхождения закупаемых услуг;
г) информацию об объеме закупаемых услуг;
д) информацию об объеме оказанной услуги;
е) стоимость исполненных Исполнителем обязательств, предусмотренных
контрактом, с указанием цены за единицу оказанной услуги;
ж) иную информацию с учетом требований, установленных в соответствии с
частью 3 статьи 5 Федерального закона".
Согласно пояснениям Заявителя, проект контракта не содержит привязки к событию, от которого осуществляется отсчет пяти рабочих дней.
Представителями Заказчика даны пояснения согласно которым Контрактом не предусмотрена этапность выполнения работ, в связи с чем предложение Заявителя о внесении изменений о приемке по итогам каждого месяца, следующего за отчетным, неправомерно.
Согласно п.2.1. проекта контракта сроки оказания услуг: с момента заключения контракта по "31" декабря 2024 г. (по заявкам Заказчика). Исполнитель вправе оказать услуги досрочно..
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком правомерно установлены вышеуказанные требования.
Согласно приложению N4 к извещению о проведении Аукциона "Проект контракта":
"6.5.2. К документу о приемке, предусмотренному пунктом 6.5.1. Контракта прикладываются: акт отлова, акт приема-передачи животных без владельца в приют, журнал учета животных, карточка учета животных, акт возврата животного в прежнее место обитания или акт о проведении медикаментозной эвтаназии, заключение о клиническом состоянии животного, документ об автотранспортном средстве, подтверждающий его соответствие требованиям контракта в 2 (двух) экземплярах на электронном и бумажном носителях.
При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 6.5.1 Контракта информация, содержащаяся в документе о приемке".
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что требования к транспортному средству, применяемому при транспортировке животных без владельцев, а также требования к размещению в транспортном средстве животных без владельцев установлены в частности Постановлением Правительства Саратовской области от 13.02.2020 N 83-П "Об утверждении Положения о порядке осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Саратовской области" (далее - Постановление Правительства Саратовской области N 83-П); ГОСТ Р 58784-2019 "Услуги для непродуктивных животных. Отлов и транспортирование животных без владельца. Общие требования" (далее-ГОСТ Р 58784-2019).
Данными нормативно-правовыми документами не установлено требований о наличии у осуществляющего деятельность по обращению с животными без владельцев лица документа об автотранспортном средстве, подтверждающего его соответствие требованиям контракта, а также предоставлении данного документа в 2 (двух) экземплярах на электронном и бумажном носителях.
Заказчиком не установлено, какой именно документ необходимо предоставить исполнителю контракта для соответствия данному требованию.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком в проекте контракта указаны ненадлежащие требования к представляемым исполнителем документам при исполнении условий контракта.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно п.2 приложения "Техническое задание" к приложению к извещению о проведении Аукциона "Проект контракта":
"Место оказания услуг: отлов и возврат животных - на территории Кировского района муниципального образования "Город Саратов"; содержание, учет, вакцинация, стерилизации/кастрация, эвтаназия, утилизация - на территории Исполнителя.
Пребывание в пункте временного содержания, размещение в приютах животных - на территории пункта временного содержания.
Сроки оказания услуг: с момента заключения контракта по "31" декабря 2024 г. (по заявке Заказчика).
Срок проведения всего комплекса мероприятий (на одну особь): в пределах периода, не превышающего 16 дней, а свыше указанного периода - содержание поступивших животных без владельцев, а также животных, проявляющих немотивированную агрессию, до наступления естественной смерти таких животных либо возврата таких животных на прежние (или иные) места их обитания или передачи таких животных новым владельцам становится обязанностью приюта согласно части 7 пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 27.12.2018 N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 11.2 раздела 11 Постановления Правительства Саратовской области от 04.03.2020 N 130-П "Об утверждении Положения о порядке организации деятельности приютов для животных и установлении норм содержания животных в них на территории Саратовской области".
Согласно пояснениям представителей Заказчика, на данный момент по договоренности с Комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации МО "Город Саратов" пунктом временного содержания животных является территория Росавтодора.
Однако, при указанных обстоятельствах, из содержания извещения не следует, по какому адресу находится пункт временного содержания животных, в который необходимо доставлять отловленных животных.
Согласно пояснениям Заявителя, Заказчиком не указан адрес пункта временного содержания животных.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно довода о пожизненном содержании агрессивных животных Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что объектом закупки является оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировского района муниципального образования "Город Саратов".
Согласно пояснениям Заказчика, услуги на содержание в приюте животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти животных, производятся в приютах и осуществляются другим лицом и не относятся к оказываемым услугам по предмету данного аукциона.
Согласно пункту 2 раздела 5 Технического задания:
"Исполнитель должен обеспечить надлежащее ведение и хранение документации, размещение необходимой информации о деятельности приюта. По окончании срока действия муниципального контракта Исполнитель обязан передать всю документацию Заказчику".
Согласно пояснениям Заявителя, проект Контракта предусматривает передачу документации Заказчику, то есть исходя из буквального прочтения контракта необходимо передать оригиналы документов, что не соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно Постановлению Правительства Саратовской области N 83-П, видеозаписи, акты отлова животных без владельцев и акты их возврата на прежние места обитания хранятся исполнителями мероприятий по отлову животных без владельцев в течение 3 лет.
В соответствии с п.9.1 ГОСТ Р 58784-2019 специализированная организация (исполнитель), оказывающая услугу отлова и транспортирования животных без владельца, обязана соблюдать следующие требования: обеспечивать хранение документов об осуществленных мероприятиях по отлову и транспортированию животных без владельца в течение не менее трех лет с даты проведения мероприятия.
Таким образом, данные нормативно-правовыми актами предусмотрена обязанность исполнителя хранить документы об осуществленных мероприятиях по отлову и транспортированию животных без владельца, но не обязанность исполнителя передавать указанные документы заказчику после исполнения контракта.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком в проекте контракта указаны избыточные требования о передаче всей документации Заказчику после исполнения контракта. Также заказчиком не конкретизировано, какие именно документы об исполнении контракта подлежат передаче.
Таким образом, Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно пункту 6.1 раздела 6 технического задания проекта контракта Заказчиком установлено:
"На территории Саратовской области осуществляется плановый и внеплановый отлов животных.
Плановый отлов осуществляется в соответствии с графиком отлова животных на территории городских округов и муниципальных районов соответственно (далее график). Плановый отлов осуществляется не реже одного раза в квартал.
Внеплановый отлов проводится на основании:
- устных и письменных обращений (сообщений) граждан и юридических лиц,поступивших в орган местного самоуправления;
- информации о фактах нападений животных на человека, поступившей отправоохранительных органов, органов и организаций здравоохранения;
- анализа сообщений указанной тематики, размещенных в средствах массовойинформации.
Отлов производится в течение 3 суток со дня поступления обращения (сообщения) в орган местного самоуправления".
Согласно доводу Заявителя, плановый отлов не является предметом контракта, в связи с чем установлен неправомерно, также исполнитель не несет ответственности за срок передачи заявок, в связи с чем установленное требование неправомерно.
Согласно п.5 Постановления Правительства Саратовской области N 83-П на территории Саратовской области осуществляется плановый и внеплановый отлов животных без владельцев. Порядок организации планового и внепланового отлова животных без владельцев устанавливается Правительством Саратовской области. Внеплановый отлов производится в течение 3 суток со дня поступления обращения (сообщения) в орган местного самоуправления.
Таким образом, Заказчиком сформирован проект контракта в соответствии с положениями Постановления Правительства Саратовской области N 83-П.
Представителями Заказчика даны пояснения, что контрактом предусмотрен как плановый так и внеплановый отлов, плановый отлов осуществляется по графику, который доводится до исполнителя в ходе исполнения контракта.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно в проекте контракта указан только один тип операции стерилизация, а проведение кастрации проектом контракта не регламентирован, тогда как кастрация наиболее подходящая процедура для животных без владельца.
С данным доводом Заявителя нельзя согласиться в связи со следующим.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, услуге.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу ст. 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от
18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Заказчиком с учетом потребности в оказываемой услуге сформирован объект закупки.
В связи с вышеизложенным, сделать вывод о нарушении законодательства о контрактной системе в связи с указанием Заказчиком конкретного типа операции, необходимого ему при выполнении услуг исполнителем, и не указании другого типа операции, не представляется возможным.
В Техническом задании Заказчиком установлено:
"13.1. Информация о содержащихся в приюте животных без владельцев (фотография, краткое описание, дата и место обнаружения и иные дополнительные сведения) является общедоступной, открытой и подлежит размещению в сети Интернет на официальном сайте приюта не позднее чем в течение 3 дней со дня поступления животных в приют. Собственник (владелец) животных, заинтересованные лица могут обратиться в организацию, осуществляющую содержание животных, за получением необходимой достоверной информации о животных.
14.1. Исполнители мероприятий по отлову животных без владельцев, имеющие сведения о владельце в виде неснимаемых, несмываемых меток, чипов, табличек на ошейниках или иных предметах, обязаны возвратить его собственнику (владельцу). Информация обо всех отловленных животных, адресе и телефоне пункта временного содержания животных, куда они доставлены, должна быть размещена на официальном сайте или странице исполнителя мероприятий по отлову животных без владельцев в социальных сетях в срок не позднее 24 часов с момента отлова с приложением фотографий, информации о дате, месте отлова, описании внешности и особых примет животных, их половой принадлежности. Информация о приюте (адрес и телефон), куда доставлено животное из пункта временного содержания, должна быть дополнительно размещена не позднее 24 часов с момента поступления животного в приют".
Таким образом, Заказчиком установлены противоречивые требования о сроке размещения информации об отлове исполнителем в сети Интернет.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводу Заявителя, в проекте контракта и техническом задании (приложение N1 к проекту контракта) отсутствуют ссылки на приложение N11 к техническому заданию.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что приложению N11 к техническому заданию является акт приема-передачи животных без владельца в пункт временного содержания животных.
Заказчиком по тексту проекта контракта и технического задания данный документ упоминается. Отсутствие ссылки на то, что указанный документ является приложением N11 к проекту, контракта не является нарушением законодательства о контрактной системе.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Филатова В.И. на действия Администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" при проведении электронного аукциона N 0160300003424000006 "Оказание услуг по осуществлению деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Кировского района муниципального образования "Город Саратов" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Администрации Кировского района муниципального образования "Город Саратов" нарушение п.1 ч.1 ст. 33, п.5 ч.2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 27 марта 2024 г. N 064/06/34-438/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2024