Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Зам. председателя комиссии:
- зам. руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
- главного специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
- специалиста-эксперта отдела КЗ Кировского УФАС России;
в отсутствие сторон,
рассмотрев жалобу ООО "ЛДЦ",
У С Т А Н О В И Л А:
21.03.2024 г. в Единой информационной системе в сфере закупок размещена жалоба ООО "ЛДЦ" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Больница скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые) (извещение N 0340200003324002684).
Заявитель сообщает, что Заказчиком при формировании описания объекта закупки нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), поскольку избыточные характеристики, установленные Заказчиком, сужают круг возможных участников закупки. Так, в описании объекта указано о наличии покрытия внутренней поверхности перчаток (коллаген, аллантоин, ромашка и экстракт натурального шелка, витамин Е, глицерин, провитамин В5 и прочее). Данная характеристика обеспечивает только дополнительный комфорт и питание кожи рук, реальной обоснованности использования конкретного вещества не существует. В описании объекта закупки указаны требования к упаковке - внутри диспенсера перчатки в пакете из пластика или полиэтилена для дополнительной защиты от влаги, озона и пыли). Вместе с тем, потребностью Заказчика являются перчатки, а не форма, материал изготовления упаковки и подачи перчаток. В описании объекта закупки указан цвет перчаток - белый, бежевый или светло-голубой. Вместе с тем, цвет перчаток не является технической, качественной и функциональной характеристикой товара, в связи с чем данное требование является неправомерным. В описании закупки указана следующая характеристика: "толщина количественная 0,11
0,13 мм". Качественные, технические, функциональные, эксплуатационные характеристики перчаток смотровых/диагностических регламентируются ГОСТ Р 52239-2004. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться требованиями национальной системы стандартизации. В случае установления иных требований заказчики должны обосновать их. Просит признать жалобу обоснованной.
Рассмотрение жалобы назначено на 27.03.2024 г. Стороны о времени, дате и месте заседания Комиссии извещены, путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
Заказчик письменно пояснил, что, извещение соответствует требованиям Закона о контрактной системе и не содержит указаний на торговые наименования товара, не ограничивает количество участников закупки. Заказчик имеет право самостоятельно формировать объект закупки исходя из целей и потребностей. При описании объекта закупки учитывал потребности и специфику оказания медицинской помощи.
В ответ на довод Заявителя о том, что Заказчик указал избыточное требование по наличию внутреннего покрытия, сообщает, что согласно п. 2.4 "МР 3.5.1.0113-16.3.5.1. Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации" (утв. Роспотребнадзором 02.09.2016) (далее - МР 3.5.1.0113-16.3.5.1) медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства: непроницаемость для микроорганизмов; герметичность (отсутствие сквозных дефектов); прочность; безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала; удобство/комфортность; качественная упаковка и маркировка; простота утилизации; функциональность. Согласно разделу 4 ГОСТ Р 52239-2004 для облегчения надевания перчаток могут быть применены обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ. При этом в указанном стандарте не конкретизировано, каким именно компонентом поверхность перчатки может быть обработана. Таким образом, обработка внутренней поверхности перчатки антиаллергенным, ухаживающим покрытием не противоречит требованиям ГОСТ и Методическим рекомендациям. Необходимость закупки перчаток с внутренним антиаллергенным, ухаживающим покрытием возникла у Заказчика в связи с необходимостью защиты и увлажнения кожи рук медицинского персонала, кожа которых особо чувствительна из-за нахождения в перчатках длительное время, в том числе используемых для более длительных манипуляций, либо на участках, где медперсонал не просто меняет перчатки после каждого пациента и обрабатывает руки, но и постоянно, в течение всей смены находится в перчатках, кожа рук при этом становится особо чувствительной и нуждается в увлажнении и защите. Требования Заказчика направлены на обеспечение безопасности, предотвращение профессиональных кожных заболеваний и создания комфортного уровня медицинских манипуляций. Отмечает, что Заказчиком не установлено требование к конкретному покрытию и к конкретному увлажнителю, в Описании объекта закупки указано несколько компонентов на выбор участника: "бета-глюкан и/или коллаген и/или триглицериды и/или витамин Е".
Указывает, что Требования к упаковке перчаток были установлены ввиду того, что стандартная упаковка (коробка), о которой упоминает Заявитель, обеспечивает только механическую стойкость упаковки, а диспенсер, внутри которого пластиковая или полиэтиленовая упаковка, механическую стойкость, а также защиту от влаги, озона и пыли при транспортировке и в месте хранения, а также удобство извлечения и использования перчаток.
В ответ на довод Заявителя о том, что Заказчик указал излишние требования к цвету перчаток сообщает, что цвет перчаток обусловлен особенностями проводимых процедур, на что есть указание в Описании объекта закупки. По мнению персонала ЛПУ, объективно оценить характер выделений позволяют перчатки белого, бежевого или светло - голубого цвета, так как они предотвращают искажение цветопередачи характера биологических жидкостей. На перчатках данных цветов, в отличие от других оттенков, не маскируется цвет выделений, что позволяет медицинскому специалисту более объективно оценить результаты в условиях медицинского осмотра и лечения. Такие цвета перчаток способствуют своевременной визуализации попадания биологических жидкостей на поверхность перчатки. Несвоевременная идентификация попадания биологических жидкостей либо химических веществ на поверхность перчатки может привести к необратимым последствиям и являться причиной инфицирования медицинского персонала. Таким образом, цвет медицинских перчаток, применяемых при ряде процедур, является основополагающей характеристикой, обеспечивающей безопасность пациентов и персонала.
В ответ на довод Заявителя о том, что Заказчик указал излишние требования к толщине перчатки, сообщает, что установленные Заказчиком требования в полной мере соответствуют требованиям государственного стандарта и входят в диапазон допустимых значений, установленный п. 6.1 ГОСТ Р 52239-2004. По мнению медицинского персонала с учетом многолетнего опыта их использования, такая толщина перчаток обеспечивает достаточную механическую прочность и при этом обладает высокой тактильной чувствительностью, что очень важно для проводимых в ЛПУ манипуляций.
Также обращает внимание, что на рынке есть несколько производителей, имеющих действующие регистрационные удостоверения медицинских перчаток и поставляющих перчатки с запрашиваемыми характеристиками (таблица прилагается). Считает жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
11.03.2024 г. на официальном сайте закупок zakupki.gov.ru размещено извещение N 0340200003324002684 о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые). Начальная (максимальная) цена контракта - 1 875 000,00 руб.
Согласно Техническому заданию (описание объекта закупки) к поставке требуются перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные КТРУ 22.19.60.119-00000008, в том числе со следующими характеристиками:
Наименование характеристики |
Тип характеристики |
Значение характеристики, единица измерения |
Инструкция к заполнению |
Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге |
|
качественная |
Перчатки белого, бежевого или светло-голубого цвета для объективной оценки характера биологических жидкостей и выделений при осмотрах для универсального применения в области медицины |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Дополнительные характеристики обоснованы необходимостью обеспечения потребности Заказчика |
Цвет | ||||
Дополнительные свойства |
качественная |
Внутренняя поверхность перчаток содержит покрытие с коллоидными компонентами натурального происхождения (бета-глюкан и/или коллаген и/или триглицериды и/или витамин Е), которое способствует увлажнению кожи, оказывает регенерирующее действие, способствует сохранению водного баланса в клетках дермы, обеспечивает легкость надевания и смены перчаток во время медицинских манипуляций, поддерживает естественный уровень pH баланса кожи |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
|
|
|
|
|
Толщина |
количественная |
>=0.11 |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|
Упаковка |
качественная |
Внутри диспенсера перчатки в пакете из пластика или полиэтилена для дополнительной защиты от влаги, озона и пыли |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Согласно п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 3 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с п. 4 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" п. 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п. 5 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п. 6 Правил использования КТРУ для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с пунктом 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пункт 6.1 "ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" содержит следующие требования к толщине (в точках, указанных на рисунке 2) для текстурированной поверхности не менее - 0,11 мм, к толщине (точно в центре ладони) для текстурированной поверхности не более - 0,23 мм.
Согласно Описанию объекта закупки требуются перчатки универсальной формы, текстурированные для лучшего захвата инструментов со следующей характеристикой: "толщина количественная 0,11
0,13 мм", что входит в диапазон, установленный ГОСТ Р 52239-2004.
Техническое задание электронного аукциона N 0340200003324002684 содержит функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, максимальные и (или) минимальные значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. В нем отсутствуют требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, что свидетельствует о соблюдении Заказчиком требований ст. 33 Закона о контрактной системе.
Исходя из правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, отраженной в Постановлениях от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого крута участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Как указано в Обзоре судебной практики, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1) ровно до того момента, пока включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару не станет свидетельствовать о его конкретном производителе в отсутствие специфики использования такого товара (пункт 2).
Согласно Определению Верховного Суда РФ от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в документацию об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Заказчик при планировании и осуществлении закупок должен исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, руководствуясь Правилами использования КТРУ, Заказчиком осуществлено описание закупаемого товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, предусматривающей самостоятельное установление требуемых характеристик закупаемого товара.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии со статьей 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Заявителем не представлены документы, подтверждающие обоснованность жалобы. Также в рассматриваемой ситуации Заявителем не доказано отсутствие у Заказчика соответствующей потребности.
Довод Заявителя не обоснован.
На основании изложенного, в соответствии со ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу ООО "ЛДЦ" на действия Заказчика - КОГКБУЗ "Больница скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (Перчатки смотровые) (извещение N 0340200003324002684).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 27 марта 2024 г. N 043/06/106-263/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.04.2024