Резолютивная часть оглашена
04.04.2024 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), жалобу ООО "ПОРТ СИСТЕМС" на положения извещения о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на поставку перчаток медицинских для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Сызранская центральная городская и районная больница" (извещение N 0342300007024000101, начальная (максимальная) цена контракта - 599 928,80 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ПОРТ СИСТЕМС" на положения извещения запроса котировок в электронной форме.
Согласно доводам жалобы:
1) Совокупности установленных требований соответствует продукция единственного производителя.
2) В жалобе Заявитель указывает, что для закупаемого Заказчиком товара по п.4 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" установлены неправомерные требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки (Форма перчатки для снижения нагрузки на пальцы при продолжительных манипуляциях - с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев).
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель Заказчика, Уполномоченного органа против доводов Заявителя возражали, указывая на необоснованность жалобы и отсутствие нарушения прав и законных интересов участников закупки, просил отказать в удовлетворении жалобы, представил письменные возражения на жалобу, запрашиваемые документы.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, извещение об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1) Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование; 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в извещении закупки установлена ограничивающая характеристика - "Форма перчатки универсальная с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что установленным требованиям, кроме производителя ООО "Ройал Краун" (РУ РЗН 2023/21857 от 29.12.2023 г.), соответствует продукция:
- "Перчатки медицинские смотровые (диагностические) нестерильные и стерильные производства" производства "Хелиомед Хандельсгез м.б.Х", Австрия, по РУ NФСЗ 2009/04144 от 11.06.2014,
- "Перчатки медицинские смотровые (диагностические) латексные и синтетические, стерильные и нестерильные, опудренные и неопудренные", производства ВРП Азия Пасифик СДН БХД", Малайзия, по РУ ФСЗ 2010/07612.
В подтверждение своей позиции Заказчиком представлены регистрационный удостоверения данных перчаток.
В тоже время Комиссия Управления отмечает, что РУ вышеуказанных медицинских изделий, инструкции, размещенные на официальном сайте Росздравнадзора, не содержат указания наличия условия "Форма перчатки универсальная с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев". Также указание на требование в установленной формулировке не подтверждается представленными Заказчиком техническими паспортами на изделия.
Стоит отметить, что РУ РЗН 2023/21857 от 29.12.2023 г. ООО "Ройал Краун" содержит указание на то, что перчатки медицинские смотровые нитриловые нестерильные неопудренные текстурированные с кольцевыми расширениями в области суставов пальцев, однако наименование медицинского изделия инструкции содержит 2 варианта - I. Вариант исполнения: 1. Перчатки медицинские смотровые нитриловые нестерильные неопудренные текстурированные на пальцах с кольцевыми расширениями в области суставов пальцев, размер: ХS, S, М, L, XL, цвет: белый, зеленый, синий. 2. Перчатки медицинские смотровые нитриловые нестерильные неопудренные текстурированные по всей поверхности с кольцевыми расширениями в области суставов пальцев, размер: ХS, S, М, L, XL, цвет: белый, зеленый, синий.
По позиции 4 Технического задания закупочной документации Заказчику требовалось текстурированный рисунок в области пальцев и ладони (характеристика не может изменяться).
Комиссия Управления отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он вправе устанавливать соответствующие требования к товарам, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя, отсутствующие в свободном доступе, в том числе для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем оборудования.
Комиссия Управления также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции наряду с иными товарами, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами ст.33 Закона о контрактной системе.
Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что в рамках обжалуемого лота Заказчиком объединена поставка уникальных позиций, которым соответствуют изделия конкретного производителя, наряду с иными товарным позициями в рамках которых к поставке возможны изделия нескольких производителей.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с письмами ФАС России от 20.09.21 г. N ПИ/79427/21, N ПИ/105657-РП/21 от 10.12.21 г. описание объекта закупки должно соответствовать продукции не менее чем двух производителей.
Заказчиком документального подтверждения соответствия перчаток по пункту 4 Технического задания закупочной документации не менее чем двум производителям не представлено.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Заказчиком в Техническом задании установлены требования к техническим характеристикам поставляемого товара, в том числе следующие:
- для товара по позиции 4 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" по показателю "Форма перчатки для снижения нагрузки на пальцы при продолжительных манипуляциях" установлено значение "С повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым требование к форме перчатки универсальной с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев вызвано необходимостью профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений.
Рука медицинского работника имеет анатомическую форму, кисть согнута в сторону ладони, когда используются перчатки универсальной формы при продолжительных манипуляциях нагрузка на пальцы возрастает, в связи с чем точность движений рук значительно ухудшается.
Требование к перчаткам установлены исходя из потребностей заказчика его работников в товаре именно с такими эксплуатационными характеристиками, необходимыми для осуществления функций. На это прямо указывает пункт 2.6 Методических рекомендаций МР 3.5.1.0113-16 в котором сказано, что медицинские работники должны знать основные свойства и эксплуатационные характеристики различных типов/видов перчаток, понимать, как их правильно применять с учетом функциональных свойств и наличия эпидемиологического риска.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления характеристик товара подобным образом не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, а также в составе жалобы не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, жалоба ООО "ПОРТ СИСТЕМС" является необоснованной в указанной части.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПОРТ СИСТЕМС" частично обоснованной.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 апреля 2024 г. N 107-15093-24/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.04.2024