Резолютивная часть решения оглашена "05" апреля 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено "10" апреля 2024 г.
г. Тверь
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Тверское УФАС России)
при участии посредством видеоконференц-связи представителей:
Министерства здравоохранения Тверской области (далее - Заказчик): ***(по доверенности),
Комитета государственного заказа Тверской области (далее - Уполномоченный орган): *** (по доверенности),
ООО "САФИРОМЕД" (далее - Заявитель): *** (по доверенности),
рассмотрев посредством видеооконференц-связи, в соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пунктами 6.1.9, 7.7-7.8 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Тверское УФАС России 22.03.2024 поступила жалоба Заявителя на действия (бездействия) Заказчика при проведении электронного аукциона на право поставки медицинских изделий (Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы) (извещение от 22.03.2024 N 0136500001124001419 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион).
Согласно доводу жалобы закупаемому товару соответствуют другое наименование объекта закупки - Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети. Заказчик должен был опубликовать аукцион, применяя код КТРУ 26.60.12.132- 00000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети", а также описание объекта закупки из данного КТРУ. По мнению Заявителя, Заказчик неверно выбрал код КТРУ, с целью уйти от обязательных характеристик, установленных КТРУ.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения.
Комиссия Тверского УФАС России, рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвовавших в заседании, приходит к следующим выводам.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона составленным при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено на Официальном сайте 22.03.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 30 487 500,00 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 03.04.2024, по окончании срока подачи заявок подано 4 ценовых предложения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случая осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно пункту 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 Постановления N 878 утвержден перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению о проведении закупки объектом закупки является поставка медицинских изделий (Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы), Заказчиком выбран код КТРУ 26.60.12.132-00000011 Система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы с кодом НКМИ 192070. Указанный код не содержит Характеристики товара, работы, услуги.
На заседании Комиссии установлено, что описание объекта закупки содержит в том числе следующие характеристики:
"Область применения:- Общая визуализация, Абдоминальные исследования, Поверхностные органы и структуры, Акушерство/гинекология, Урология, Сосудистые исследования, Транскраниальная допплерография, Костно-мышечная система, Эхокардиография: Наличие;
Абдоминальные исследования:
Поверхностные органы и структуры
Гинекология
Акушерство
Урология
Сосудистые исследования
Транскраниальная допплерография
Костно-мышечная система
Эхокардиография взрослых
Эхокардиография детей
Общая визуализация в педиатрии
Модуль программ для поддержки формата DICOM (печать, сохранение, уведомление, рабочий список устройств)
Модуль программ для поддержки формата DICOM (создание структурированных отчетов для исследований сердца, акушерства, гинекологии)
Специализированная программа для биопсии
Специализированный режим многолучевого составного сканирования для конвексных, микроконвексных, линейного и объёмного датчиков
Специализированная программа для автоматической адаптивной обработки 2D изображений для снижения шума и артефактов
Количество степеней обработки 5 штук
Специализированная программа для работы режима гармоники с фазовой инверсией: Наличие;
Конвексный датчик для абдоминальных исследований, акушерства, гинекологии, урологии: Наличие;
Микроконвексный внутриполостной датчик для гинекологии, акушерства и урологии: Наличие".
Заявитель указывает, что с учетом того, что система закупается для исследований сердечно-сосудистой системы, внутриполостной датчик и многие программы не будут использованы врачами в процессе диагностики. Описание объекта закупки свидетельствует на универсальность закупаемой системы.
Заказчик пояснил, что выбранный код КТРУ позволяет Заказчику более точно описать характеристики, необходимые для приобретения медицинского оборудования в рамках заключенного Соглашения о предоставлении в 2024 году субсидии из федерального бюджета бюджету Тверской области на оснащение региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений от 28.12.2023 N 056-09-2022-567/3. Закупка оборудования без испробованных характеристик не позволит проводить диагностическое обследование пациентов, страдающих сердечно -сосудистыми заболеваниями и выявлять нарушения работы сердца и сосудов на ранних стадиях. Так как для кодов КТРУ 26.60.12.132-00000011 и 26.60.12.132-00000036 установлено ограничение допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств (в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019) применение дополнительных характеристик не представилось бы возможным
Согласно сведениям единой информационной системы, в сфере закупок в КТРУ имеются позиции, соответствующие закупаемому оборудованию: КТРУ 26.60.12.132-00000036 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети", 26.60.12.132-00000037 "Система ультразвуковой визуализации универсальная, с питанием от сети".
Однако, Заказчиком не применена информация, включенная в КТРУ.
Согласно пояснениям Заказчика закупаемое оборудование поставляется в медицинские организации широкого профиля оказания медицинских услуг, имеющие в своей структуре помимо сосудистых центров и другие отделения терапевтического и хирургического профиля, использование данного оборудования будет осуществляться для всех пациентов, находящихся на лечении в данных медицинских организациях. В связи с этим, расширены возможности планируемого к закупке медицинского оборудования для возможности обследования пациентов с различной патологией.
Данное обоснование Заказчика о возможности применения положений пункта 7 Правил N 145 ввиду несоответствия значений указанных выше позиций КТРУ потребности заказчика, Комиссия считает несостоятельным в связи с тем, что по смыслу указанного пункта его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечения конкурентных условий ее проведения.
Доводы Заказчика о том, что позиции КТРУ в полной мере не отвечают потребностям Заказчика, при этом, предметом закупки является система ультразвуковой визуализации сердечно-сосудистой системы, не принимаются Комиссией на основании того, что фактически направлены на неприменение Правил N 145, порядка применения позиций КТРУ, кроме того Заказчик подтверждает включение расширенных функций в описание объекта закупки.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика в части не применения КТРУ и описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе на основании пункта 7 Правил в противоречие с положениями пункта 4, подпункта "а" пункта 5 Правил N 145, являются нарушением части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Вышеуказанные действия Заказчика содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "САФИРОМЕД" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Тверского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение в течение трех месяцев со дня его изготовления может быть обжаловано в Арбитражный суд Тверской области, находящийся по адресу: 170100 г. Тверь, пл. Святого Благоверного Князя Михаила Тверского, д. 5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области от 10 апреля 2024 г. N 069/06/106-336/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.04.2024