Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СОФ БаРО" (далее - Заявитель) на действия Заказчика - ГБУЗ "ГБ города Анапы" МЗ КК при проведении Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (шприцы) лот 4" (извещение N 0818500000824002376) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что описание по закупке составлено с нарушением Закона о контрактной системе.
Представителем Уполномоченного учреждения и Заказчика представлены письменные пояснения по существу доводов жалобы. С жалобой не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Поставка изделий медицинского назначения (шприцы) лот 4" (извещение N 0818500000824002376).
Заказчик - ГБУЗ "ГБ города Анапы" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 480 612,50 руб.
Заявитель указывает на отсутствие надлежащего обоснования дополнительной характеристики.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п. 14) ч. 3 ст. 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены "Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - правила формирования КТРУ) и "Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования КТРУ).
Пункт 4 Правил гласит, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику по позициям 2 и 6 требуется:
Согласно пункту 5 правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Справочная информация (в том числе классификационные признаки вида медицинского изделия) не образует описания товара, работы, услуги в понимании статьи 33 Федерального закона о контрактной системе (данные выводы согласуются с позицией Минфина России (письмо от 25.08.2020 N 24-06-05/74463), Минздрава России (письмо от 08.02.2023 N 25-3/1152).
Из письма Минздрава России от 12.04.2013 N 2041548/25-3 однозначно следует, что назначение классификации заключается в идентификации медицинского изделия при его государственной регистрации.
Кроме того, по мнению Минфина России, изложенному в письме от 04.09.2020 N 24-06-08/77872, неправомерным является отклонение заявки участника, в которой предлагается медицинское изделие с другим кодом вида.
Аналогичное мнение содержится в письме ФАС России от 14.10.2022 N ПИ/28/94973/22, согласно которому различие кода медицинского изделия, указанного в заявке участника закупки, и кода медицинского изделия, указанного в позиции КТРУ, не установлено Федеральным законом о контрактной системе в качестве основания для отклонения участника закупки в случае, если характеристики медицинского оборудования, предложенные участником закупки, соответствуют параметрам, установленным заказчиком в описании объекта закупки. Из указанного выше можно заключить, что код вида медицинского изделия не является качественной, функциональной, технологической и эксплуатационной характеристикой такого медицинского изделия и не является документом (способом), позволяющим удостовериться в соответствии товара требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку таким документом является исключительно регистрационное удостоверение.
Таким образом, определяющее значение при закупке товара имеют наименование и характеристики, включенные в соответствующую позицию Каталога, в свою очередь, НКМИ не представляет собой характеристику товара, указывающую на его функциональные свойства. Отнесение предлагаемого к поставке товара к тому или иному коду НКМИ является оценочным критерием и не изменяет его технических и качественных характеристик.
Заказчиком по данным позициям применена позиция КТРУ 32.50.13.110-00004572 "Шприц общего назначения".
В справочной информации каталога по данной позиции указано:
НКМИ 349160: "Шприц общего назначения/в комплекте с иглой". "Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования".
НКМИ 260600 "Шприц общего назначения, одноразового использования". "Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов из медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); игла не прилагается. Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально для перорального введения лекарственных средств. На дистальном конце цилиндра расположен штыревой коннектор (как правило, типа Луер-лок/Луер-слип) для подсоединения иглы для подкожных инъекций или набора для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать антиадгезионными свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования".
Заказчиком при описании объекта закупки не использовалась справочная информация КТРУ.
Комиссией установлено, что Заказчик не требовал предоставления указания кода НКМИ, а также предоставления конкретных характеристик в отношении обжалуемых Заявителем показателей.
В описании объекта закупки заказчик указал дополнительную характеристику с обоснованием позиции КТРУ 32.50.13.110-00004572 "Шприц общего назначения":
- оснащен поршнем со специальным устройством самоблокирования;
- шприцевой поршень с клипсой, заклеивающейся на игле;
- исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца.
"Данный механизм предотвращения повторного использования приводит к немедленному разрушению шприца и является надежным способом защиты от повторного использования медицинского изделия, исключающим человеческий фактор, в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (например, ВИЧ и гепатит)".
Законом о контрактной системе не установлена форма такого обоснования, ни его содержание.
Заказчик пояснил, что дополнительные характеристики товара установлены в соответствии со спецификой деятельности учреждения, а также для уточнения параметров товара и достижения более полного соответствия поставляемого товара потребностям Заказчика.
После проведения медицинской манипуляции, возникает вероятность ранения медицинского персонала, а в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (например, ВИЧ и гепатит), такие ранения могут вызвать инфекцию.
Шприц с данным механизмом приводит к немедленному разрушению шприца и является надежным способом защиты от повторного использования медицинского изделия, исключающим человеческий фактор, а также минимизирует риски случайного ранения персонала и последующего его инфицирования.
Текстовка обоснования направлена только на то, чтобы пояснить необходимость включения дополнительной технической характеристики в позиции 2 и 6 закупаемых шприцов в соответствии с требованиями п.6 постановления Правительства Российской Федерации N145.
Заявитель указывает, что заказчику по позициям 2 и 6 описания объекта закупки целесообразно использовать позицию КТРУ 32.50.13.110-00018 "Шприц-дозатор для подкожных инъекций/убираемая игла".
Представитель Заказчика пояснил, что согласно описанию позиции КТРУ 32.50.13.110-00018 "Стерильное изделие, состоящее из градуированного цилиндра с поршнем и присоединенной убираемой иглой, предназначенное для использования с целью доставки пациенту точно отмеренной дозы вещества (например, лекарственного средства) путем инъекции. Шприц, как правило, изготавливается из пластика/силикона с антиадгезионными свойствами, обеспечивающими возможность легкого перемещения поршня; после использования поршень полностью убирается в цилиндр, что препятствует травмированию иглой и делает изделие более непригодным к использованию. Изделие может называться безопасным шприцем; использовать изделие может как медицинский персонал, так и пациенты. Это изделие для одноразового использования".
Данное описание указывает на то, что "Шприц-дозатор для подкожных инъекций/убираемая игла" КТРУ 32.50.13.110-00018 используется исключительно для целей подкожных инъекций. При этом, Заявитель также ссылается на справочную информацию по КТРУ, которая не является функциональной, технической, качественной харарактеристикой товара.
В связи с чем, довод не обоснован.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, ч. 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СОФ "БаРО" необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000824002376).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 10 апреля 2024 г. N 338/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.04.2024