На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение Депутата Городского Совета депутатов муниципального образования "Северодвинск" С.В. Илюхина (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Комитета жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Северодвинска (далее - Заказчик), Администрации муниципального образования "Северодвинск" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения муниципального контракта на оказание услуг по осуществлению регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам NN 7, 16, 25, 103 на территории муниципального образования "Северодвинск" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0124300012723000281) (далее - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В ФАС России поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) в описании объекта закупки Извещения (далее - Описание объекта закупки) неправомерно установлены требования к характеристикам автобусов,а именно: "максимальная высота пола над проезжей частью у служебных дверей без применения системы книклинга - не более 340 мм", "длина - не менее 8 700 мм", "класс экологической безопасности двигателя транспортного средства - не ниже Евро-5";
2) неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя транспортных средств с предустановленной аппаратурой спутниковой навигации, которая должна быть совместима с существующей автоматизированной системой навигационного контроля Заказчика;
3) ненадлежащим образом установлен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке Извещения (далее - Порядок оценки) по детализирующему показателю "Характеристика квалификации участников закупки (наличие транспортных средств (автобусов) среднего класса)" показателя "Наличие ресурсов" критерия "Квалификация участников закупки" (далее - Детализирующий показатель).
В связи с тем, что контроль определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта в соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом определена начальная (максимальная) цена контракта по Конкурсу, не подлежит рассмотрению в рамках полномочий Комиссии.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 19.03.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 08.04.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 25.10.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 497 117 207,50 руб.;
4) источник финансирования - бюджет городского округа Архангельской области "Северодвинск", КБК - 1330408ЦП50274890244;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.11.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 16.11.2023;
8) по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о соответствии 2 заявок участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 17.11.2023;
10) победителем Конкурса признано ООО ТК "Рико" (далее - Победитель);
11) Заказчиком с Победителем заключен муниципальный контракт от 28.11.2023 N 281-23-КЖКХ (реестровый номер контракта в ЕИС - 3290201200823000105).
1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки неправомерно установлены требования к характеристикам автобусов, а именно: "максимальная высота пола над проезжей частью у служебных дверей без применения системы книклинга - не более 340 мм", "длина - не менее 8 700 мм", "класс экологической безопасности двигателя транспортного средства - не ниже Евро-5".
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог),а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "б" пункта 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования Каталога), установлено, что Каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно пункту 4 Правил использования Каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил использования Каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В силу пункта 5 Правил использования Каталога заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции Каталога, за исключением случаев, установленных подпунктами "а", "б" пункта 5 Правил использования Каталога.
В соответствии с пунктом 6 Правил использования Каталога в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования Каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции Каталога).
Объектом Конкурса является осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по маршрутам
NN 7, 16, 25, 103 на территории муниципального образования "Северодвинск".
Извещение размещено в ЕИС 25.10.2023, при этом позиция Каталога 49.31.21.110-00000054 "Услуга по регулярным перевозкам пассажиров автобусом", включенная в Каталог 07.08.2019 (далее - Позиция), обязательна для применения с 11.02.2023.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с Описанием объекта закупки Заказчиком установлены дополнительные характеристики транспортных средств, в том числе "максимальная высота пола над проезжей частью у служебных дверей без применения системы книклинга - не более 340 мм", "длина - не менее 8 700 мм", "класс экологической безопасности двигателя транспортного средства - не ниже Евро-5", не предусмотренные Позицией (указанный в решении перечень не является исчерпывающим).
При этом Комиссией установлено, что в Описании объекта закупки отсутствует обоснование необходимости использования вышеуказанных характеристик, что не соответствует пункту 6 Правил использования Каталога.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом сформировавших Описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено требование о наличии у исполнителя транспортных средств с предустановленной аппаратурой спутниковой навигации, которая должна быть совместима с существующей автоматизированной системой навигационного контроля Заказчика.
Подпунктом 18 пункта 5.4 проекта контракта Извещения (далее - Проект контракта) предусмотрено, что подрядчик обязан обеспечить работоспособность установленного на транспортных средствах оборудования и программного обеспечения, предусмотренных приложениями N 2, N 11 и N 12 к Проекту контракта.
В приложении N 11 Проекта контракта установлены требования к установленному на транспортных средствах оборудованию и программному обеспечению (далее - Требования).
На основании пункта 1 Требований аппаратура спутниковой навигации должна быть совместима с существующей автоматизированной системой навигационного контроля Заказчика, позволяющей осуществлять диспетчеризацию и управление перевозками.
На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Описании объекта закупки не установлено, какой именно системе должна соответствовать предустановленная аппаратура спутниковой навигации.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что на территории Архангельской области функционирует система регионального диспетчерского контроля за движением на муниципальных маршрутах посредством абонентского телематического терминала.
Так, в Описании объекта закупки установлено требование к аппаратным и программным характеристикам бортового оборудования и программного обеспечения, предназначенным для взаимодействия с оператором информационной системы навигации: имеет интеграцию в систему регионального диспетчерского контроля за движением на муниципальных маршрутах посредством абонентского телематического терминала, устанавливаемого в автобусе.
Кроме того, представитель Уполномоченного органа на заседании
Комиссии сообщил, что региональная система мониторинга транспортных средств с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС
или ГЛОНАСС/GPS на территории Архангельской области введена в действие постановлением Правительства Архангельской области от 30.10.2012 N 485-пп.
Вместе с тем на заседании Комиссии Заявитель не представил доказательств, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа в части установления требования о наличии у исполнителя транспортных средств с предустановленной аппаратурой спутниковой навигации, которая должна быть совместима с существующей автоматизированной системой навигационного контроля Заказчика, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлен Порядок оценки по Детализирующему показателю.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021
N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
На основании пункта 3 Положения для оценки заявок в соответствии с Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункта 8 Положения в случае применения показателей оценки по критериям оценки, предусмотренным подпунктами "в" и "г" пункта 3 Положения применяются детализирующие показатели.
Подпунктом "б" пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов".
В соответствии с пунктом 26 Положения оценка заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" осуществляется с учетом требований раздела V Положения в порядке, установленном пунктами 20 - 23 раздела IV Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки".
Подпунктом "б" пункта 20 Положения установлено, что если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" рассчитывается,в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки, - по формуле:
В силу подпункта "а" пункта 27 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "б" пункта 24 Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению, устанавливаются перечень оборудования и других материальных ресурсов, оцениваемых по показателю, предусмотренному подпунктом "б" пункта 24 Положения, и необходимых для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки.
Заявитель на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Порядке оценки по Детализирующему показателю Критерия не установлено количество транспортных средств, необходимых для оказания услуг по Конкурсу.
Согласно Описанию объекта закупки максимальное количество транспортных средств по маршрутам NN 7, 16, 25, 103 на территории муниципального образования "Северодвинск" составляет 13.
В соответствии с Порядком оценки в рамках Детализирующего показателя оценивается наличие у участника закупки транспортных средств, соответствующих требованиям Детализирующего показателя.
К оценке принимаются транспортные средства, соответствующие следующим требованиям:
1) транспортное средство является автобусом согласно приказу Росстата от 29.12.2017 N 887 "Об утверждении методологических положений по статистике транспорта";
2) автобус должен относится к группе транспортных средств в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", соответствующей среднему классу автобуса, установленному Детализирующим показателем.
Согласно Порядку оценки баллы по Детализирующему показателю присваиваются заявкам участников закупки по формуле, предусмотренной подпунктом "б" пункта 20 Положения, в связи с чем максимальное количество баллов присваивается заявке участника закупки, представившего в составе заявки документы, подтверждающие наличие наибольшего среди участников закупки количества транспортных средств.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснил, что Победителем в составе заявки на участие в Конкурсе представлены документы, подтверждающие наличие 1 287 автобусов среднего класса, участником закупки с идентификационным номером заявки "115312957" - 228 автобусов среднего класса.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.11.2023 N ИЭОК1 заявке Победителя по Детализирующему показателю присвоено 40 баллов (максимальное количество баллов), заявке участника закупки с идентификационным номером "115312957" - 0 баллов.
Таким образом, наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании транспортных средств в количестве, необходимом для оказания услуг, являющихся объектом закупки (13 автобусов среднего класса и более),не гарантирует присвоение заявке такого участника максимального количества баллов по Детализирующему показателю.
Вместе с тем Комиссия отмечает, что для целей оценки и присвоения баллов по показателю "наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов" критерия оценки "квалификация участников закупки" в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе необходимо устанавливать значение привлекаемых материально-технических ресурсов в количестве, необходимом для выполнения работ (оказания услуг) в рамках исполнения контракта.
Учитывая вышеизложенное, Порядок оценки по Детализирующему показателю не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, что идет в противоречие с целями и принципами, заложенными в Положении, а именно нивелирует принципы обеспечения конкуренции, эффективности осуществления закупок.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа, ненадлежащим образом установивших Порядок оценки по Детализирующему показателю, противоречат подпункту "а" пункта 27 Положения, нарушают пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 11 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что муниципальный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 08.04.2024 по делу N П-115/24 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа
ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 апреля 2024 г. N П-115/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024