Резолютивная часть объявлена 15 апреля 2024 г. Изготовлено в полном объеме 18 апреля 2024 г. |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
_ |
председатель Комиссии, |
|
_ |
член Комиссии, |
||
_ |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Индивидуальный предприниматель _ |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заявителя |
_ |
||
Заказчик |
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Курская областная многопрофильная клиническая больница" |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заказчика |
_ |
||
Уполномоченное учреждение |
Областное казенное учреждение "Центр закупок Курской области" |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) уполномоченного учреждения |
_ |
||
Способ определения поставщика |
Запрос котировок в электронной форме |
||
Закупка N |
0744200000224002673 |
||
Объект закупки |
Поставка медицинского изделия - роботизированного тренажера с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, инструктаж специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое об-служивание медицинского изделия, гарантийное обслуживание |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
5 956 666 руб. 67 коп. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
02.04.2024 г. |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
- |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
10.04.2024 г. |
||
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
1 (одна) с идентификационным номером заявки ZK-172117 |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
1 (одна) с идентификационным номером заявки ZK-172117 |
||
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
- |
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/4923594170, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
по мнению заявителя, "включение заказчиком в документацию запроса котировок в электронной форме требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о конкретной модели и его конкретном производителе, без возможности поставки аналогичного, взаимозаменяемого и однородного оборудования", является нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- представители заказчика возражали против доводов жалобы, указали, что извещение об осуществлении закупки не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представитель уполномоченного учреждения возражала против доводов жалобы, также указала, что извещение об осуществлении закупки не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представитель заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме.
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
1. В части оценки Комиссией Курского УФАС России довода жалобы о наличии нарушений Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в действиях заказчика установлено следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно ч.3 ст. 17 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" наряду с установленными ч.ч. 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Рассмотрение жалобы заявителя производится в порядке, установленном главой 6 ФЗ "О контрактной системе_", и не предполагает осуществление контроля соблюдения антимонопольного законодательства, предусмотренного Федеральным законом "О защите конкуренции", в связи с чем довод жалобы о нарушении положений Федерального закона N 135 "О защите конкуренции" Комиссией не рассматривался по существу.
2. Частью 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 ФЗ "О контрактной системе..." конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную ч. 1 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе...".
Согласно п. 1 ч.2 ст. 42 ФЗ "О контрактной системе..." извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе электронный документ с описанием объекта закупки в соответствии со ст. 33 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из положения законодательства РФ о контрактной системе следует, что определение характеристик товара и их показателей относится к компетенции заказчика в соответствии с целями обеспечения нужд заказчика.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом является - Поставка медицинского изделия - роботизированного тренажера с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, инструктаж специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое об-служивание медицинского изделия, гарантийное обслуживание (код ОКПД2: 32.50.50.190).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 " 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия.
На территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 (далее - Правила) установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (далее - регистрационное удостоверение). Форма регистрационного удостоверения утверждается регистрирующим органом.
Согласно пункту 4 Правил техническая документация производителя (изготовителя) - документы, регламентирующие конструкцию медицинского изделия, устанавливающие технические требования и содержащие данные для его разработки, производства, применения, эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, утилизации или уничтожения.
Эксплуатационная документация производителя (изготовителя) - документы, предназначенные для ознакомления потребителя с конструкцией медицинского изделия, регламентирующие условия и правила эксплуатации (использование по назначению, техническое обслуживание, текущий ремонт, хранение и транспортировка), гарантированные производителем (изготовителем) значения основных параметров, характеристик (свойств) медицинского изделия, гарантийные обязательства, а также сведения о его утилизации или уничтожении.
Как подтверждается материалами дела, в описании объекта закупки извещения об осуществлении закупки установлены максимальные и минимальные значения показателей требуемого к поставке товара, значения показателей, которые не могут изменяться, отсутствуют указания на товарный знак, знак обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование страны происхождения товара.
Как следует из текста жалобы, по мнению заявителя, заказчиком в описании объекта закупки установлены, в том числе следующее характеристики и их показатели, которым соответствует только товар производства компании ООО "Экзоатлет" (Экзоатлет для реабилитации ExoAtlet различных типоразмеров):
- характеристика "Масса изделия, кг" со значением характеристики "30";
- характеристика "Минимальное время автономной непрерывной ходьбы, час" со значением характеристики "4".
Материалами дела подтверждается, что заказчиком в ЕИС размещено обоснование характеристик, используемых при описании объекта закупки, согласно которому обжалуемые заявителем характеристики установлены в связи со следующим:
Наименование характеристик |
Значения характеристик |
обоснование включения дополнительных характеристик |
Роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией, экзоскелет для реабилитации | ||
Масса изделия, кг |
30 |
потребность заказчика обусловлена необходимостью возможности транспортировки изделия медицинским специалистом с любым уровнем физической подготовки |
Минимальное время автономной непрерывной ходьбы, час |
4 |
Нет ГОСТ(ТР) потребность заказчика обусловлена необходимостью работать без подзарядки в течение рабочего дня с учетом среднего времени ходьбы пациента в течение тренировки |
Уполномоченным учреждением в материалы дела представлен анализ эквивалентных товаров, представленный заказчиком в составе заявки на размещения извещения об осуществлении закупки, согласно которому установленным характеристикам соответствуют товары как минимум двух производителей:
- Роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляции "Экзоскелет для реабилитации ExoAtletR II" по ТУ 32.50.50-002- 14576169-2019 в варианте исполнения ExoAtletR II X N РЗН 2020/13161 от 04.04.2023 года ООО "ЭкзоАтлет" - Россия;
- Модульный роботизированный экзоскелет медицинского назначения Remotion по ТУ 32.50.50-001-07502466- 2020 в варианте исполнения РЭМ-Ф N РЗН 2022/17506 от 08.06.2022 года АО "ВЭМЗ" - Россия.
Представитель заказчика указал, что характеристика "Масса изделия, кг" со значением характеристики "30" является значимой, "так как общая масса конструкции пациента в экзоскелет может начинаться от 133,5 кг. При условии, что пациент является маломобильным, управление облегченной конструкцией экзоскелета снижает нагрузку на персонал. Заявителем в данному случае предложено рассмотреть к поставке товар с наихудшими характеристиками из всех возможных".
Согласно нормативно-технической (эксплуатационной) документации масса Модульного роботизированного экзоскелета медицинского назначения Remotion по ТУ 32.50.50-001-07502466- 2020 составляет 28 кг (паспорт изделия, стр.16. (Приложение N1). В нормативно-технической (эксплуатационной) документации на товар Экзоатлет для реабилитации ExoAtlet различных типоразмеров по ТУ 32.50.50-001-14576169-2015 с принадлежностями имеется указание на массу товара в 23,5 кг (паспорт изделия, стр.4. (Приложение N2).
Относительно установления такой характеристики, как "Минимальное время автономной непрерывной ходьбы" с показателем " 4", представитель заказчика сообщил, что "25.03.2024 года в открытом доступе на сайте Единая информационная система в сфере закупок был размещен запрос цен товаров, работ, услуг N0344500000624000211, который в том числе содержал характеристики товара.. В ответ на запрос цен товаров, работ, услуг N0344500000624000211 было получено 5 коммерческих предложений, содержащих предложения о поставе оборудования разных производителей, что и было взято за основу при формировании закупки N0744200000224002673".
Как установлено Комиссией, на стр. 17 паспорта Модульного роботизированного экзоскелета медицинского назначения Remotion, размещенного на сайте Росздравнадзора, указано следующее: "Время непрерывной автономной работы, не менее, ч - 1,5". В нормативно-технической (эксплуатационной) документации на товар Экзоатлет для реабилитации ExoAtlet различных типоразмеров по ТУ 32.50.50-001-14576169-2015 с принадлежностями, время непрерывной автономной работы составляет 4 часа (паспорт изделия, стр.5).
В ходе заседания Комиссии, представитель заказчика указал, что, по его мнению также описанию объекта закупки соответствует Роботизированный тренажер с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляции "Экзоскелет для реабилитации E-Helper-FES" по ТУ 32.50.50-020-68709709-2022, экзоскелет "Компаньон" от компании Symbionix.
Указанные коммерческие предложения, нормативно-техническая (эксплуатационная) документация на Модульный роботизированный экзоскелет медицинского назначения Remotion по ТУ 32.50.50-001-07502466- 2020, а также нормативно-техническая (эксплуатационная) документация на товар Экзоатлет для реабилитации ExoAtlet различных типоразмеров по ТУ 32.50.50-001-14576169-2015 представлены в материалы дела Комиссии.
Таким образом, установленным заказчиком характеристиками и показателям при описании объекта закупки соответствуют товары как минимум двух производителей.
В соответствии с п. 1 Обзора судебной практики (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, характеристики и показатели медицинского изделия - роботизированного тренажера с БОС для восстановления навыков ходьбы со встроенной системой синхронизированной электростимуляцией (экзоскелет для реабилитации) установлены заказчиком с учетом конструктивных и технологических особенностей, необходимых и имеющих принципиальную значимость для заказчика с учетом специфики его деятельности.
Заявитель не доказал тот факт, что требования к товару (его характеристики и показатели), включенные в извещение об осуществлении закупки являются излишними и создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.
В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика, извещением о закупке не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Учитывая изложенное, сформированное заказчиком извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям действующего законодательства РФ о контрактной системе.
Оценив в совокупности, всесторонне и взаимосвязи обстоятельства дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, документы и сведения, предоставленные сторонами в материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения материалами дела.
По результатам внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России на данном этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в действиях (бездействиях) субъектов контроля иных нарушений ФЗ "О контрактной системе_" не выявлено.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя _ необоснованной.
2. Дело N046/06/42-263/2024 производством прекратить
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии: _
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 18 апреля 2024 г. N 046/06/42-263/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2024