Резолютивная часть решения оглашена 10.04.2024
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) рассмотрела жалобу ООО "Марсель плюс" (г. Москва) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку продукта лечебного питания (смесь энтеральная) в целях оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в 2024 году для нужд государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" (извещение N 0128200000124001258), в открытом заседании,
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/48-230/2024 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
03.04.2024 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Марсель плюс" (далее заявитель) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку продукта лечебного питания (смесь энтеральная) в целях оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999
N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в 2024 году для нужд государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" (извещение N 0128200000124001258).
Заявитель в своей жалобе указывает следующее.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона заявка ООО "Марсель Плюс" отклонена.
Основанием к отклонению указанной заявки явилось несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2 и 3 ч. 6 ст. 43 Закона N44 ФЗ) требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки
п.1 ч.12 ст. 48) - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов Приложение N 3 пункт 3.3 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", п.1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - непредставление в заявке на участие в закупке информации и документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации ( отсутствуют копии действующих регистрационных удостоверений или реквизиты регистрационных удостоверений на продукт лечебного питания), предусмотренным в соответствии со п/п. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
Представитель ООО "Марсель Плюс" указывает, что действия комиссии по отклонению указанной заявки являются неправомерными, так как требование заказчика о предоставлении в составе заявки копий действующих регистрационных удостоверений или реквизитов регистрационных удостоверений на продукт лечебного питания является неправомерным.
В силу изложенного, заявитель просит провести внеплановую проверку, выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
В обоснование правомерности действий заказчика представитель пояснил следующее.
При формировании "Описания объекта закупки" установлены требования к закупаемой продукции в соответствии с индивидуальными потребностями детей определенной возрастной категории с нарушенной функцией желудочно-кишечного тракта, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Требуемый специализированный продукт лечебного питания входит в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 11.12.2023 N3551-р "Об утверждении перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов на 2024 год". Закупка проводится для обеспечения льготной категории граждан на основании заявок медицинских организаций и в соответствии с назначениями лечащих врачей.
Кроме того, энтеральное питание (специализированное питание) является разновидностью лечебного питания и распространяется на категорию пациентов с различными заболеваниями.
На основании вышеизложенного, в связи с допущенной технической ошибкой заказчика и с учетом того, что на аукцион было подано три заявки, представитель заказчика просит рассмотреть возможность отмены протокола подведения итогов.
Представитель уполномоченного органа указал следующее.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 01.04.2024 участнику закупки с порядковым номером 77 (заявитель жалобы - ООО "Марсель Плюс") и участникам закупки с порядковыми номерами 187 и 158 отказано в допуске на участие в электронном аукционе на основании:
- пункта 1 части 12 статьи 48 Федерального закона N 44-ФЗ - непредставление информации и документов, предусмотренных извещением, несоответствия таких информации и документов.
А именно,
- Приложение N 3 пункт 3.3 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", п.1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - непредставление в заявке на участие в закупке информации и документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (отсутствуют копии действующих регистрационных удостоверений или реквизиты регистрационных удостоверений на продукт лечебного питания), предусмотренным в соответствии со п/п. "в" п. 2 ч. 1 ст. 43 Федерального закона N 44-ФЗ.
Заказчиком в пункте 3.3 раздела 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" приложения N 3 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлены ограничения допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии с ч. 3 ст.14 Федерального закона N 44-ФЗ, а именно,
предоставление копий действующих регистрационных удостоверений или реквизитов регистрационных удостоверений на продукт лечебного питания (Федеральный закон от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Заявки всех участников закупки не содержат копии действующих регистрационных удостоверений или реквизиты регистрационных удостоверений на продукт лечебного питания.
Таким образом, заявка участником закупки с порядковым номером 77 (ООО Марсель Плюс), не соответствуют требованиям заказчика, установленным в извещении о проведении электронного аукциона и приложении N 3 к извещению об осуществлении электронного аукциона, что и послужило основанием для отказа.
Исходя из изложенного, нарушений законодательства при проведении электронного аукциона 0128200000124001258 со стороны уполномоченного органа Владимирской области не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.03.2024 . на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение электронного аукциона на закупку продукта лечебного питания (смесь энтеральная) в целях оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в 2024 году для нужд государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" (извещение N 0128200000124001258).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет: 4 235 808,40 рублей.
При проведении электронного аукциона согласно подпункту а) пункта 1 части 5 статьи 49 Закон о контрактной системе в сфере закупок, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закон о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 12 статьи 48 Закона о контрактной системе в сфере закупок заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Заказчиком в пункте 3.3 раздела 3 "Предложение участника закупки в отношении объекта закупки" приложения N 3 к извещению "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" установлены документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ, а именно,
предоставление копий действующих регистрационных удостоверений или реквизитов регистрационных удостоверений на продукт лечебного питания (Федеральный закон от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств").
Заявка участника закупки с порядковым номером 77 (ООО Марсель Плюс), не содержала вышеназванных документов, что не соответствуют требованиям заказчика, установленным в извещении о проведении электронного аукциона и приложении N 3 к извещению об осуществлении электронного аукциона, что и послужило основанием для отказа.
Исходя из изложенного, нарушений законодательства при проведении электронного аукциона 0128200000124001258 со стороны уполномоченного органа Владимирской области не допущено.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с извещением электронного аукциона объектом закупки является закупка продукта лечебного питания (смесь энтеральная).
Приложение N2 к извещению содержит описание объекта закупки.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии введен в действие ГОСТ 35004-2023 "Продукция пищевая специализированная. Продукты пищевые энтерального питания базовые. Общие технические условия".
Указанный ГОСТ распространяется на специализированные базовые пищевые продукты энтерального питания, которые являются продуктами диетического профилактического и/или диетического лечебного питания.
Согласно статье 23 Технического регламента Таможенного союза N ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее по тексту - "ТР ТС 021/2011"), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 880, специализированная пищевая продукция, выпускаемая в обращение на таможенной территории Таможенного союза, декларированию соответствия не подлежит.
В перечнях, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", соответствующая продукция, являющаяся объектом закупки, также не поименована.
При подготовке стандарта учтены требования основных Технических регламентов Таможенного союза (далее ТР ТС) в области пищевой продукции, в частности, ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" и ТР ТС 027/2012 "О безопасности отдельных видов специализированной пищевой продукции, в том числе диетического лечебного и диетического профилактического питания". Основные положения разработанного документа позволят стандартизовать требования и унифицировать подходы к разработке и применению этой категории пищевой продукции
Согласно ч.1 ст.24 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 специализированная пищевая продукция подлежит государственной регистрации.
В силу положений ч.2 ст.24 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, указанная в части 1 настоящей статьи, допускается к производству (изготовлению), хранению, перевозке (транспортированию) и реализации после ее государственной регистрации в установленном настоящим техническим регламентом порядке.
Подтверждением государственной регистрации является наличие свидетельства о государственной регистрации и внесение сведений о зарегистрированной пищевой продукции в Единый реестр свидетельств о государственной регистрации.
Согласно части 5 статьи 24 ТР ТС 021/2011 государственная регистрация специализированной пищевой продукции является бессрочной, что исключает отнесение свидетельства о государственной регистрации к товаросопроводительным документам. Действующим законодательством названный документ к таковым не отнесен.
В письме от 01.04.2016 г. NАК/21290/16 в адрес Национальной ассоциации клинического питания ФАС России разъяснило, что во избежание риска допуска к участию потенциальных Поставщиков, предлагающих к поставке пищевые продукты, не допущенные к обороту на территории Российской Федерации, заказчики устанавливают требования о предоставлении свидетельства о государственной регистрации таких товаров в составе заявки.
Таким образом, заказчик в нарушение вышеназванных норм закона, установил незаконное требование о предоставлении в составе заявки
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Марсель плюс" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на закупку продукта лечебного питания (смесь энтеральная) в целях оказания отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в 2024 году для нужд государственного казенного учреждения здравоохранения Владимирской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ и услуг в сфере здравоохранения Владимирской области" (извещение N 0128200000124001258), по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 10 апреля 2024 г. N 033/06/48-230/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024