Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Беринг-К" (далее - Заявитель, Общество) (вх. N 2280/24 от 10.04.2024) на действия государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования и хранения передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения (закупка N 0366200035624002415) (далее - электронный аукцион, Закупка), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), при участии:
представителя Уполномоченного учреждения на основании доверенности;
представителей Заказчика на основании доверенности;
в отсутствие представителей Общества, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, документация о Закупке сформирована с нарушением положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Общество сообщает, что предметом оказываемой услуги, на которую проводится закупка, является хранение комплексов, обеспечение их функционирования.
В соответствии с пунктом 2.1 электронного документа "Описание объекта закупки на оказание услуг по обеспечению функционирования и хранения передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения" извещения о закупке (далее - Описание объекта закупки) исполнитель принимает от Заказчика 8 Передвижных комплексов и обеспечивает функционирование всех принятых Передвижных комплексов и хранение в соответствии с условиями настоящего Описания объекта закупки.
То есть передвижные комплексы являются собственностью Заказчика.
В соответствии со статьей 886 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности. На основании статьи 891 ГК РФ хранитель во всяком случае должен принять для сохранения переданной ему вещи меры, обязательность которых предусмотрена законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (противопожарные, санитарные, охранные и т.п.).
Заявитель отмечает, что в силу пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 г. N538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" передвижные комплексы являются особо ценным имуществом Заказчика, т.к. от их работы напрямую зависит осуществление бюджетным учреждением предусмотренных его уставом основных видов деятельности.
На основании Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" необходимо обеспечить охрану имущества (в том числе при его транспортировке), находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении.
Соответственно, особо ценное имущество Заказчика обязательно подлежит охране.
В связи с чем, податель жалобы приходит к выводу, что в силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона Заказчику надлежит в извещении о Закупке установить обязательное требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации".
Представитель Уполномоченного учреждения не согласился с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в письменных и устных возражениях на рассматриваемую жалобу, просил жалобу оставить без удовлетворения.
Заказчиком представлена письменная позиция по доводам жалобы.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения субъектами контроля требований Закона при проведении Закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение о Закупке со всеми электронными документами (приложениями) 05.04.2024 размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 5 242 464,00 рублей.
Контракт по итогам Закупки на момент рассмотрения настоящего дела Заказчиком не заключен.
На основании проведенной Комиссией внеплановой проверки, с учетом доводов, изложенных в жалобе Заявителя, установлено следующее.
Согласно части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33 Закона в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к поставляемому товару, выполняемой работе, оказываемой услуге, что, в свою очередь, позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в закупке.
Тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности определения поставщика, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
Исходя из документации о Закупке, ее объектом является оказание услуги по обеспечению функционирования и хранения передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения.
В соответствии с извещением о Закупке, закупаемой услуге Заказчиком присвоен код ОКПД2 84.24.19.000 "Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие".
В пункте 1 Описания объекта закупки предусмотрено, что предметом оказания Услуги является хранение комплексов, обеспечение их функционирования, включающее в себя:
- хранение комплексов;
- транспортировку до мест оказания Услуг, указанных в Заявке ПК Заказчика;
- обеспечение работоспособности Комплексов путем установки, настройки и энергоснабжения, обслуживания, проведения регламентных работ;
- обеспечение сохранности комплексов;
- техническое обслуживание и поддержание работоспособности мониторинга функционирования передвижных комплексов (п. 2.11 - п. 2.13 Описания объекта закупки).
На основании пункта 2.1 Описания объекта закупки исполнитель принимает от Заказчика 8 Передвижных комплексов и обеспечивает функционирование всех принятых Передвижных комплексов и хранение в соответствии с условиями настоящего Описания объекта закупки.
Пунктом 1.1 электронного документа "Проект контракта" извещения о Закупке (далее - Проект контракта) предусмотрено, что Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательство на оказание услуг по обеспечению функционирования и хранения передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения с целью выявления административных правонарушений.
Согласно пункту 2.1 Проекта контракта для исполнения настоящего Контракта Заказчик передает Исполнителю технические средства фиксации нарушений Правил дорожного движения РФ - передвижные комплексы автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения (далее - Передвижные комплексы) "Кордон.Про"МД по Акту приема-передачи (Приложение N 2 к Описанию объекта закупки) в количестве 8 штук.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что Заявителем в качестве доказательства необходимости оказания охранных услуг комплексов в жалобе приведены 2 аукциона; N 0126200000419006366 и N 01262000004180013004. Заказчик отметил, что предметом проведения указанных аукционов является именно оказание охранных услуг комплексов в местах дислокации комплексов, в связи с чем в извещении о проведении указанных закупок закупаемой услуге присвоен код ОКПД 2 - 80.10.12.000 "Услуги охраны".
В рамках рассматриваемой закупки, исходя из целей оказания услуг - обеспечение функционирования и хранения передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения, Заказчиком выбран код ОКПД 2 - 84.24.19.000 "Услуги, связанные с обеспечением общественного порядка и безопасности, прочие". При этом при оказании услуг по обеспечению функционирования и хранения передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения не требуется охрана комплексов.
Согласно пункту 1 статьи 886 ГК РФ по договору хранения одна сторона (хранитель) обязуется хранить вещь, переданную ей другой стороной (поклажедателем), и возвратить эту вещь в сохранности.
Как договор хранения, так и договор на охрану имущества направлены на достижение одной цели - обеспечение сохранности этого имущества.
Однако достижение этой цели осуществляется разными способами: при хранении имущество передается во владение хранителя; при передаче имущества под охрану оно не выходит из сферы контроля собственника (иного титульного владельца) и не поступает во владение лица, осуществляющего охрану, а сама охрана производится специализированной организаций. Отношения между собственником и охранной организацией регулируются не нормами гражданского законодательства о хранении, а нормами о возмездном оказании услуг, содержащимися в главе 39 ГК РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 02.04.2013 N 15945/12 по делу N А51-10366/2011, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 августа 2022 N Ф03-3184/22 по делу N А73-15915/2021, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 ноября 2021 N Ф07-11880/21 по делу N А21-11243/2020).
Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
В разделе 7 Описания объекта закупки (приложение N 2 к Контракту) предусмотрены условия хранения комплексов: Исполнитель должен обеспечить надлежащее место хранения Передвижных комплексов между рабочими сменами, в соответствии с условиями данного раздела Описания объекта закупки (Приложение N 2 к Контракту) и известить Заказчика в письменном виде о таких местах.
Передвижные комплексы должны храниться в соответствии с условиями руководств по эксплуатации к каждому из типов комплексов, указанными заводами-изготовителями.
Таким образом, как в самом Проекте контракта, так и в его приложениях четко предусмотрены помимо условий по обеспечению функционирования комплексов именно условия по хранению, а не охране комплексов, что соответствует целям Заказчика и не является подменой понятий.
В отношении довода Заявителя о том, что передвижные комплексы фотовидеофиксации являются особо ценным имуществом Заказчика, последним отмечено следующее.
Полномочия по распоряжению особо ценным имуществом автономного и бюджетного учреждений определены в статье 298 ГК РФ.
Виды особо ценного движимого имущества автономных или бюджетных учреждений согласно Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 N 538 "О порядке отнесения имущества автономного или бюджетного учреждения к категории особо ценного движимого имущества" определяются соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя.
В письме Минфина России от 13.01.2020 N 02-07-10/668 определено, что особо ценным движимым имуществом признается движимое имущество (независимо от вида финансового обеспечения, используемого при его приобретении (получении)), без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено.
ГУ ТО "Тулаупрадор" является казенным учреждением, а не бюджетным, как указано в жалобе, в связи с чем у него отсутствует особо ценное имущество, и данные комплексы фотовидеофиксации не являются особо ценным имуществом Заказчика.
В связи с изложенным, Заказчик считает, что документация о Закупке в полной мере отвечает требованиям Закона.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, должно содержать, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Исходя из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона, при применении конкурентных способов в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона, заказчик устанавливает, в том числе следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 5 статьи 31 Закона определено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
На основании части 6 статьи 31 Закона заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В разделе "Преимущества и требования к участникам" извещения о Закупке требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона Заказчиком не установлены.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.04.2013 N 15945/12, как договор хранения, так и договор на охрану имущества направлены на достижение одной цели - обеспечение сохранности этого имущества. Однако достижение этой цели осуществляется разными способами: при хранении имущество передается во владение хранителя; при передаче имущества под охрану оно не выходит из сферы контроля собственника (иного титульного владельца) и не поступает во владение лица, осуществляющего охрану, а сама охрана производится специализированной организацией. Отношения между собственником и охранной организацией регулируются не нормами о хранении, а нормами о возмездном оказании услуг, содержащимися в главе 39 ГК РФ.
Между тем, исходя из документации о Закупке, целью ее проведения является оказание услуг по обеспечению функционирования и хранения передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения. При этом в рамках исполнения контракта, который подлежит заключению по итогам Закупки, не требуется оказание услуг по охране передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения.
При таких обстоятельствах, Заказчиком в извещении о закупке правомерно не установлено единое требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление частной охранной деятельности в соответствии с Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", предусмотренное пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона.
Обратного Заявителем в рамках рассмотрения данного дела не доказано.
В связи с чем Комиссия признает рассмотренные доводы жалобы необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Частное охранное предприятие "Беринг-К" (вх. N 2280/24 от 10.04.2024) на действия государственного учреждения Тульской области "Тулаупрадор", государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по обеспечению функционирования и хранения передвижных комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения (закупка N 0366200035624002415) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 16 апреля 2024 г. N 071/06/106-319/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024