Резолютивная часть решения оглашена 15 апреля 2024 г.
В полном объеме решение изготовлено 17 апреля 2024 г.
г. Тамбов
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области (далее - Комиссия Тамбовского УФАС России) в составе:
руководитель комиссии: заместитель руководителя-начальник отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Иванов В.В.,
члены:
заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Козлова Н.Е.,
ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Четверткова Т.В.,
в отсутствие представителя межмуниципального отдела министерства внутренних дел Российской Федерации "Кирсановский" (МОМВД России "Кирсановский", Заказчик), уведомленного надлежаще,
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Промснаб" (далее - Общество, ООО "Промснаб") __ ,
проверив на основании статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 1078) обстоятельства одностороннего отказа от 28.03.2024 от исполнения контракта от 03.10.2023 N 30 на поставку бумаги для офисной техники, и проведя в соответствии с п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку,
УСТАНОВИЛА:
В Тамбовское УФАС России поступило обращение межмуниципального отдела министерства внутренних дел Российской Федерации "Кирсановский" (вх. от 09.04.2024 N 2585-ЭП/24) о направлении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Промснаб" (397901, Воронежская область, г. Лиски, ул. Транспортная, 2, офис 5, ИНН 3652900634, КПП 365201001) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом от 28.03.2024 от исполнения контракта от 03.10.2023 N 30 на поставку бумаги для офисной техники в связи с нарушением условий контракта.
Заказчик сообщил обоснования причин расторжения контракта от 03.10.2023 N 30 на поставку бумаги для офисной техники, представил подтверждающие документы. Руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 7.4 контракта Заказчик 28.03.2024 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного контракта, которое размещено в единой информационной системе в сфере закупок.
ООО "Промснаб" представило письменные пояснения по рассматриваемой ситуации, в которых пояснило следующее.
16.10.2023 в связи с финансовыми трудностями учредитель ООО "Промснаб" принял решение приостановить деятельность предприятия на неопределенный срок с 16 октября 2023 года с последующей ликвидацией, о чем Заказчик был уведомлен с предложением расторгнуть контракт по соглашению сторон (письмо от 16.10.2023). Однако ответа от Заказчика не поступило Обществу. 28 марта 2024 ООО "Промснаб" узнало о принятии Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое считает необоснованным. В настоящее время Общество не ведет деятельность и имеет финансовые трудности, поэтому у Общества нет возможности поставить товар по контракту.
Из представленных документов следует, что по итогам электронного аукциона N 0164100009723000004 МОМВД России "Кирсановский" 03.10.2023 заключил с ООО "Промснаб" (далее - Поставщик) государственный контракт N 30 на поставку бумаги для офисной техники на сумму составляет 95 337,23 рублей (далее - Контракт).
Согласно п. 1.1 контракта: "По настоящему Контракту Поставщик обязуется передать в обусловленный срок бумагу для офисной техники (далее Товар) в количестве и с качественными характеристиками в соответствии со Спецификацией (приложение к Контракту), а Государственный заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар".
Согласно п. 3.2 контракта: "Срок и условия поставки - с 15.01.2024 по 29.02.2024 года транспортом Поставщика".
Согласно п. 4.4.1 контракта: "Поставщик обязан осуществить поставку в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом".
Поставщик в установленный контрактом срок товар не поставил.
В материалы дела представлено письмо ООО "Промснаб" (исх. от 16.10.2023), в котором ООО "Промснаб" сообщает Заказчику о том, что учредитель Общества принял решение приостановить деятельность предприятия на неопределенный срок с 16 октября 2023 года с закрытием расчетного счета, поэтому ООО "Промснаб" не будет иметь возможности осуществить поставку бумаги по контракту N 30 от 03.10.2023 в 2024 году.
Заказчик 13.03.2024 направил Поставщику претензию, в которой указал, что ожидает поставку товара по контракту до 25 марта 2024 года. Претензия была оставлена без ответа со стороны Поставщика. Однако по состоянию на 26 марта 2024 года ООО "Промснаб" не осуществило поставку товара, соответствующего спецификации (приложение N 1 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это предусмотрено контрактом.
Согласно п. 7.4 контракта: "Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Государственного заказчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством".
28.03.2024 Заказчик на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 7.4 контракта принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 03.10.2023 N 30, заключенного с ООО "Промснаб", в связи с существенным нарушением Поставщиком условий контракта.
В соответствии с ч. 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системы в сфере закупок Заказчиком 28.03.2024 и получено ООО "Промснаб".
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
С учетом чч. 13, 14 ст. 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта, товар в соответствии с требованиями спецификации (приложение N 1 контракта) ООО "Промснаб" не был поставлен Заказчику, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 09.04.2024.
Комиссия Тамбовского УФАС России, исследовав все обстоятельств дела, приходит к выводу, что сведения об ООО "Промснаб" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность.
Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.
Они характеризуются внезапностью (непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления) и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.
Доказательства возникновения у ООО "Промснаб" каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом условия заключенного контракта, при рассмотрении настоящего дела не представлены.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что обстоятельство, которое указывает Общество в письме от 16.10.2023 (принятие решения учредителя ООО "Промснаб" о приостановке деятельности предприятия с 16 октября 2023 года) не относится к обстоятельствам непреодолимой силы.
Кроме того, сам факт принятия решения о приостановке деятельности ООО "Промснаб" не является основанием, освобождающим Общество от исполнения принятого на себя обязательства по исполнению контракта.
В соответствии со ст. 62 Гражданского кодекс Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом.
Согласно решению от 16.10.2023 N 6 единственного учредителя ООО "Промснаб", представленного Обществом в материалы дела, принято решение приостановить деятельность предприятия ООО "Промснаб" на неопределенный срок с 16 октября 2023 года.
Установлено, что в выписке из Единого государственного реестра юридических лиц на момент рассмотрения настоящего дела отсутствует запись о том, что поставщик ООО "Промснаб" находится в стадии ликвидации.
Кроме того, неисполнение контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Поставщик по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для исполнения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность его исполнения контракта.
Действий со стороны ООО "Промснаб" по исполнению надлежащим образом своих обязательств по контракту предпринято не было.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе и заключенному контракту поставка товара должна выполняться в соответствии с согласованными сроками и объемами. Подписав контракт, Поставщик согласился со всеми его условиями и сроки поставки товара были изначально известны ООО "Промснаб".
Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Также следует учитывать, что лицо, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий/бездействия в противоречие требованиям этого закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения надлежащим образом контракта лицом, признанным победителем закупки. При этом такими действиями/бездействием не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях.
Комиссия Тамбовского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае Заказчик лишился того, на что рассчитывал при заключении контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Тамбовского УФАС России, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях ООО "Промснаб" недобросовестное поведение, выраженное в неисполнении возложенных на себя обязательств в рамках заключенного контракта от 03.10.2023 N 30.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, как установила Комиссия Тамбовского УФАС России:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- Заказчиком подтверждены факты существенного нарушения Поставщиком условий контракта;
- Поставщиком не представлена информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, поставщиках (подрядчиках, исполнителях), указанных в части 2 настоящей статьи, в том числе информация об участниках (членах) корпоративного юридического лица, способных оказывать влияние на деятельность этого юридического лица - участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), указанных в части 2 настоящей статьи. Под такими участниками (членами) для целей настоящего Федерального закона понимаются лица, которые самостоятельно или совместно со своим аффилированным лицом (лицами) владеют более чем двадцатью пятью процентами акций (долей, паев) корпоративного юридического лица. Лицо признается аффилированным в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "Промснаб" директором Общества является __, учредителем - __
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Тамбовского УФАС России не выявлены нарушения Заказчиком требований установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок.
На руководствуясь ст. 95, ст. 104 Закона о контрактной системе и пунктом 15 Постановления Правительства РФ N 1078, Комиссия Тамбовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные межмуниципальным отделом министерством внутренних дел Российской Федерации "Кирсановский" в отношении общества с ограниченной ответственностью "Промснаб" (397901, Воронежская область, г. Лиски, ул. Транспортная, 2, офис 5, ИНН 3652900634, КПП 365201001), его директора и учредителя _.. включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года в связи с односторонним расторжением контракта.
2. Датой включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Промснаб", его директора и учредителя _.. в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
3. Датой исключения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Промснаб", его директора и учредителя _.. из реестра недобросовестных поставщиков считать дату по истечении двух лет с момента размещения указанных сведений на официальном сайте в единой информационной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Руководитель комиссии |
В.В. Иванов |
Члены комиссии |
Н.Е. Козлова
Т.В. Четверткова
|
|
|
|
|
Исп. Четверткоа Т.В.,
тел. 71-36-00
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тамбовской области от 17 апреля 2024 г. N 068/10/104-234/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.04.2024