Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: "__"- руководитель управления;
члены Комиссии: "__"- специалист-эксперт отдела контроля закупок, "__" - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение МБДОУ "Детский сад N24" о включении сведений об ООО ЧОО "Щит" (ИНН 7727723774) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на услуги по физической охране (номер извещения в ЕИС - 0813500000124001164),
на заседании комиссии 12.04.2024 г. в присутствии:
представителя ООО ЧОО "Щит" (далее - Общество)- "__" (доверенность от 11.04.2024 N6),
в отсутствие:
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), представителя МБДОУ "Детский сад N24" (далее - Заказчик) уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
на заседании комиссии 16.04.2024 г. в присутствии:
представителя ООО ЧОО "Щит" (далее - Общество)- "__" (доверенность от 11.04.2024 N6),
представителя ЦЛРР Управления Росгвардии по Удмуртской Республике - "__" (удостоверение А-132417 N080705),
в отсутствие:
уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение), представителя МБДОУ "Детский сад N24" (далее - Заказчик) уведомленных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
08.02.2024 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 2 661 120,00 рублей.
16.02.2024- дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.02.2024 NИЭА1 поступило две заявки, признанные соответствующими установленным требованиям. Победителем по Аукциону признано ООО ЧОО "Щит".
01.03.2024 между ООО ЧОО "Щит" и МБДОУ "Детский сад N24" был заключен муниципальный контракт (далее - Контракт), согласно которому ООО ЧОО "Щит" приняло на себя обязательство по оказанию охранных услуг.
Цена контракта - 1 876 089,60 руб.
В связи с неисполнением Обществом условий контракта Заказчиком 28.03.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлено обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно п. 1.2. Контракта сроки исполнения контракта: с 28.03.2024 00:00 по 13.11.2024 23:59. Срок исполнения этапов исполнения контракта: этапом оказания услуг является календарный месяц.
В соответствии с п. 2.1.3. Контракта Исполнитель обязан предоставить Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после заключения настоящего контракта список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием (далее - Список).
Пунктом 2.1.4. Контракта предусмотрено, что Исполнитель обязан по требованию Заказчика в течение 3 (трех) рабочих дней представить Заказчику надлежащим образом заверенные Исполнителем копии документов, подтверждающих сведения о работниках, указанных в Списке, в соответствии с частью первой статьи 11.1, частью седьмой статьи 12 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", подпунктом "ж" пункта 12 и подпунктом "б" пункта 13 Положения о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2011 г. N 498.
Перечень таких документов устанавливается в Техническом задании.
Согласно п. 2.1.6. Контракта Исполнитель также обязан разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в Списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте не позднее чем за 5 (пять) дней до начала оказания охранных услуг.
28.03.2024 Общество не приступило к оказанию охранных услуг по настоящему контракту, Акт принятия объекта под охрану сторонами подписан не был, список сотрудников и должностные инструкции не представлены.
28.03.2024 Заказчиком составлен Акт N1 в связи с вышеуказанными нарушениями.
28.03.2024 Заказчиком вынесено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
28.03.2024 Обществом в адрес Заказчика направлены должностная инструкция и списки охранников без указания сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием.
02.04.2024 Общество направило письмо в адрес Заказчика с просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с тем, что 20.02.2024 Общество расторгло договор аренды комнаты хранения оружия в г.Москве и данный факт мог послужить отзывом РХИ (разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему), поэтому Обществом был заключен договор аренды комнаты хранения оружия в г.Ижевск УР и подано заявление на переоформление лицензии на осуществление охранной деятельности.
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 309, ст. 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом РФ, другими законами или иными правовыми актами.
ООО ЧОО "Щит" приняло на себя обязательство, которое должно быть выполнено.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" пункта 13, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении ООО ЧОО "Щит", выразившемся в следующем.
Обществом неоднократно нарушались условия контракта, о чем свидетельствует составленные акты.
ООО ЧОО "Щит" в срок до 04.03.2024 должны были направить список работников, на которых возложено непосредственное выполнение обязанностей по охране объектов и лиц, указанных в части 3 статьи 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - объект), с указанием сведений по каждому работнику, подтверждающих его право замещать указанную должность и исполнять функциональные обязанности в соответствии с Техническим заданием.
А также в срок до 22.03.2024 Общество было обязано разработать и утвердить по согласованию с Заказчиком для работников, указанных в Списке, должностную инструкцию частного охранника на объекте.
Однако, в нарушение пунктов 2.1.3, 2.1.6 Контракта Обществом указанные выше документы направлены лишь 28.03.2024 после размещения Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Кроме этого, Комиссией установлено, что ООО ЧОО "Сокол" осуществляла свою деятельность в г.Москве, в связи с переименованием ООО ЧОО "Сокол" в ООО ЧОО "Щит" и переездом Общества из г.Москвы в г.Ижевск, Общество начало процедуру по переоформлению лицензии.
Так, 01.02.2023 Между ИП Высоколовой Т.В. и ООО ЧОО "Сокол" был заключен договор аренды помещения по адресу: г.Москва, ул. Коцюбинского, д.10.
20.02.2024 ИП Высоколова Т.В. уведомила ООО ЧОО "Сокол" о расторжении договора аренды на комнату хранения оружия по адресу: г.Москва, ул. Коцюбинского, д.10.
19.03.2024 Общество в адрес Заказчика направило письмо с просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон в связи с тем, что в отношении Общества ведутся проверочные мероприятия Росгвардией по УР на предмет переоформления лицензии в связи переименованием.
26.03.2024 ЦЛРР Управления Росгвардии по УР составлен акт оценки в отношении Общества. ЦЛРР Управления Росгвардии по УР были выявлены следующие нарушения:
- 22.03.2024 Общество допустило к оказанию охранных услуг в МБОУ "Хореографический лицей" сотрудника ООО ЧОО "Щит" Бармину Т.Б. не имеющую личной карточки охранника;
- Общество не уведомило Управление Рогвардии по УР не менее чем за 12 часов, о начале оказания услуг в виде обеспечения внутриобъектового и пропускного режима на объекте охраны - "Хореографический лицей";
- Общество не уведомило Управление Рогвардии по УР не менее чем за 12 часов, о начале оказания услуг в виде обеспечения внутриобъектового и пропускного режима на объекте охраны - МБДОУ "Детский сад N101";
- Общество не уведомило Управление Рогвардии по УР не менее чем за 12 часов, о начале оказания услуг в виде обеспечения внутриобъектового и пропускного режима на объекте охраны - ГКОУ УР "Школа N47 для детей с ограниченными возможностями здоровья".
26.03.2024 ЦЛРР Управления Росгвардии по УР уведомило Общество о том, что в связи с многочисленными нарушениями, отраженными в акте оценки от 26.03.2024 Обществу отказано в переоформлении лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
Представитель ЦЛРР Управления Росгвардии по Удмуртской Республике на заседании комиссии пояснил, что запрос на переоформление лицензии Обществом подавался еще в октябре 2023 г., однако не дождавшись положительного заключения Общество продолжало участвовать в конкурентных закупках и заключать государственные контракты.
Комиссия Удмуртского УФАС отмечает, не смотря на то, что лицензия по настоящее время действующая, личные карточки не могут быть выданы, так как личные карточки выдаются лицензирующим органом по месту нахождения юридического лица, в настоящее время юридический адрес Общества г.Ижевск, ул.Удмуртская, д.141, помещение 2, но личные карточки не могут быть выданы, так как Обществом лицензия не переоформлена, а ЦЛРР ГУ Росгвардии по г. Москве уже не могли выдать личные карточки, в связи со сменой юридического адреса.
Фактически, Обществом допущен ряд нарушений, не позволивший лицензирующему органу осуществить переоформление лицензии, что в последующем не позволило Обществу оформить личные карточки охранников для оказания услуг в детском саду.
Таким образом, в нарушение требований части 7 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", подпункта "г" пункта 3 "Положения о лицензировании частной охранной деятельности" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 Общество зная, что идет процедура переоформления лицензии, продолжает участвовать в закупках и заключать контракты, заведомо понимая, что охранники будут выходить на объект не имея личной карточки, соответственно, оказание услуг будет либо невозможно, либо услуги будут оказаны не надлежащим образом.
Согласно абзацу второму пункту 11 Постановления Правительства РФ от 23.06.2011 N 498 (ред. от 21.03.2024) "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" лицензирующий орган проводит в срок не более 40 рабочих дней проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в заявлении и представленных документах, и в срок не более 20 рабочих дней - сведений о лицензиате, а также оценку (проверку) возможности выполнения соискателем лицензии (лицензиатом) лицензионных требований, установленных настоящим Положением.
Следовательно, подавая заявку на переоформление лицензии, Общество должно было понимать, что это займет время и подача заявки не говорит о том, что ЦЛРР Управления Росгвардии по Удмуртской Республике вынесет положительное заключение о выдаче лицензии Обществу.
Однако, ООО ЧОО "Щит" не дождавшись положительного заключения, принимает решение участия в закупке и принимает на себя обязательства по оказанию услуг охраны.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Как уже было указано выше, решение об одностороннем отказе было принято Заказчиком 28.03.2024.
Таким образом, устранить нарушения, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Общество могло не позднее 09.04.2024.
Таким образом, в срок, установленный Законом о контрактной системе, Общество не предпринимало каких-либо действий, направленных на устранение выявленных нарушений. Также Общество не приступило к исполнению договора 28.03.2024.
В связи с существенными нарушениями условий контракта Обществом, а также нежеланием исполнять контракт (охрана 28.03.2024 на объект не вышла) возникла угроза жизни и безопасности детей, работников детского сада и имущества.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках.
Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
То есть в рассматриваемом случае Обществом заблаговременно не совершены действия, направленные на переоформление лицензии и получения карточек охранников, что привело к невозможности исполнения контракта.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО ЧОО "Щит", так как Общество не предприняло мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, в то время как при должной осмотрительности должно было совершить все действия, направленные на исполнение принятых на себя обязательств в срок, установленный Контрактом.
Немаловажным обстоятельством является и то, что охране подлежит социально значимый объект - детский сад. Неисполнение контракта поставило под угрозу безопасность жизни и здоровья детей, сотрудников детского сада, в том числе и с точки зрения антитеррористической защищенности, что в настоящее время особенно актуально.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО ЧОО "Щит" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО ЧОО "Щит" (ИНН 7727723774) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона на услуги по физической охране (номер извещения в ЕИС - 0813500000124001164), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО ЧОО "Щит" (ИНН 7727723774) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
09.04.24 |
11.04.24 |
10.04.24 |
0 |
10.04.24 |
17.04.24 |
16.04.24 |
0 |
19.04.24 |
19.04.24 |
0 |
0 |
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ "__"
___________ "__"
___________ "__" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 16 апреля 2024 г. N 018/06/104-291/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024