Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:
при участии представителей сторон:
от заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" Министерства здравоохранения Кабардино-Балкарской Республики по доверенности N 1 от 20.12.2023 г.,
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Строительно-отделочная фирма "БаРо" по доверенности N 03/22 от 17.11.2023 г.,
рассмотрев с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0304200006024000060 "Поставка изделий медицинского назначения", руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576,
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба ООО "СОФ "БаРо" на действия заказчика при проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения".
Согласно доводам жалобы, по позициям 5 и 6 описания объекта закупки установлены требования к параметрам товаров, которые влекут за собой необоснованное ограничение количества участников. В частности, заказчиком неправомерно установлены дополнительные характеристики требуемого товара, совокупности которых соответствует только продукция единственного производителя.
Заказчик представил письменные пояснения по доводам жалобы.
Рассмотрев доводы заявителя, пояснения заказчика, изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 29 марта 2024 года было размещено извещение N0304200006024000060 о проведении электронного аукциона "Поставка изделий медицинского назначения" с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 424 738,20 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время срока окончания подачи заявок - 08.04.2024 09:00; дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 08.04.2024; дата подведения итогов определения поставщика - 10.04.2024.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил заказчики вправе указывать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. В таком случае в описание товара, работы, услуги заказчикам надлежит включить обоснование необходимости использования дополнительной информации.
Согласно извещению об осуществлении закупки, объектом закупки является поставка шприцев общего назначения по коду ОКПД2: 32.50.143.110 "Шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты", перечень которых состоит из 7 позиций.
Комиссией установлено, что при описании объекта закупки указаны характеристики, предусмотренные позициями Каталога, а также требования в отношении функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик товара в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. При этом, извещение об осуществлении закупки содержит обоснование установления дополнительных характеристик.
Так, по позициям 5 и 6 описания объекта закупки "Шприц общего назначения" указаны коды позиции Каталога 32.50.13.110-00004568 и 32.50.13.110-00004564 соответственно, указаны все характеристики, предусмотренные данными позициями, а также дополнительные характеристики, в том числе: Игла безопасного типа, содержащая стандартный колпачок первичной защиты и дополнительный интегрированный колпачок безопасности на поворотном шарнире - наличие; ориентацией среза иглы вверх безопасным чехлом, откинутом на 90 градусов относительно продольного вектора иглы - наличие.
Согласно доводам заявителя вышеуказанные дополнительные характеристики фактически повторяют эксплуатационную документацию (инструкцию) производителя ООО "Парамед Консалтинг" (размещенную на сайте Росздравнадзора к регистрационному удостоверению РЗН 2022/18223). Из чего следует, что заказчик детализировал объект закупки под товар единственного производителя.
Согласно пояснениям заказчика требования к "безопасным шприцам" установлены ввиду специфики использования таких шприцев заказчиком -ГБУЗ "ЦПБ СПИДом и ИЗ". Согласно сведениям, размещенным на сайте Росздравнадзора, на территории Российской Федерации зарегистрирован ряд изделий с наименованием "безопасный шприц", и каждый производитель в инструкции на медицинское изделие по разному описывает свой товар. При описании объекта закупки по рассматриваемым позициям заказчик указывал характеристики не конкретного производителя, а характеристики "безопасного шприца".
Согласно ГОСТ ISO 86-4-2011 "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению", существующее многообразие клинических применений приводит к тому, что наиболее подходящее устройство, препятствующее повторному применению шприцев с наивысшим уровнем надежности, может быть определено только при рассмотрении каждой конкретной конструкции.
Дополнительные характеристики к шприцам общего назначения обусловлены потребностью заказчика. Законодательство о контрактной системе позволяет заказчику, руководствуясь своими потребностями, самостоятельно определять предмет закупки, его количественные и качественные характеристики, в необходимой степени детализировать его.
При формировании объекта закупки заказчик не обязан доказывать свою потребность в закупаемом товаре, а участники закупки не вправе в той или иной форме воздействовать на потребность заказчика, как и не вправе определять и государственные нужды.
Согласно пункту 1 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в извещении особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.12.2021 N 306-ЭС21-25954 по делу N А65-29493/2020 "Об отказе в передаче жалобы в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации": "Суды также отметили, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в материалы об аукционе в электронной форме такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок".
Комиссией установлено, что на участие в закупке подано три заявки, снижение НМЦК составило 27,53%. В составе заявок по позициям 5 и 6 описания объекта закупки участники прилагали регистрационные удостоверения разных производителей.
У Комиссии отсутствуют доказательства, подтверждающие, что действия заказчика, установившего дополнительные характеристики к шприцам по позициям 5 и 6 описания объекта закупки, повлекли за собой необоснованное ограничение количества участников закупки.
Комиссия приходит к выводу, что действия заказчика при установлении требований к описанию объекта закупки не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
Признать жалобу ООО "СОФ "БаРо" не обоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 11 апреля 2024 г. N 007/06/42-319/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2024