Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции True Conf в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу ООО "Строительно-Отделочная Фирма "БаРо" на действия ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1", ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер", ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2", ГБУЗ ТО "Областной клинический фтизиопульмонологический ценнтр", ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница", ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи", при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий: шприц общего назначения (реестровый номер закупки на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru 0167200003424002426),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО "Строительно-Отделочная Фирма "БаРо" на действия заказчиков ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1", ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер", ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2", ГБУЗ ТО "Областной клинический фтизиопульмонологический ценнтр", ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница", ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий: шприц общего назначения.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику направлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из доводов жалобы следует, что к по позиции 5-7 Описания объекта закупки к поставке требуется шприц общего назначения, КТРУ 32.50.13.110-00004572. Шприц должен быть оснащен поршнем со специальным устройством самоблокирования. Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле. Обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца.
Заявитель считает, что описание закупаемого товара по позиции 5-7 объекта закупки соответствует описанию товара указанному в КТРУ 32.50.13.110-00018 "Шприц-дозатор для подкожных инъекций/убираемая игла".
Раздел КТРУ 32.50.13.110-00018 "Спавочная информация" содержит следующее описание товара" "Стерильное изделие, состоящее из градуированного цилиндра с поршнем и присоединенной убираемой иглой, предназначенное для использования с целью доставки пациенту точно отмеренной дозы вещества (например, лекарственного средства) путем инъекции. Шприц, как правило, изготавливается из пластика/силикона с антиадгезионными свойствами, обеспечивающими возможность легкого перемещения поршня; после использования поршень полностью убирается в цилиндр, что препятствует травмированию иглой и делает изделие более непригодным к использованию. Изделие может называться безопасным шприцем; использовать изделие может как медицинский персонал, так и пациенты. Это изделие для одноразового использования".
Указание кода КТРУ 32.50.13.110-00004572 не соответствующего фактической потребности Заказчика, с указанием дополнительных характеристик в Описании объекта закупки, которым соответствует КТРУ 32.50.13.110-00018 является нарушением законодательства о контрактной системе.
Кроме того, заявитель указывает, что приведенное в Описании объекта закупки обоснование включения дополнительных характеристик к закупаемому товару (шприц должен быть оснащен поршнем со специальным устройством самоблокирования и указание механизма самоблокирования в РУ. Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле. Обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца) является формальным, не соответствует потребностям заказчика, так как заявленная потребность в "исключении человеческого фактора" на практике не обеспечивается.
Также заявитель считает, что приведенное обоснование направлено на приобретение товара производителей ООО "Группа СТК", ИНН 6316106036 и ООО "Снабполимер Медицина", ИНН 9705047244 учитывая, что у других производителей отсутствуют шприцы с механизмом втягивания иглы внутрь цилиндра шприца.
Заказчик с доводами жалобы не согласился, считает ее необоснованной, указал что описание объекта закупки не противоречит законодательству о контрактной системе, код КТРУ 32.50.13.110-00004572 определен в связи с потребностью в приобретении именно такого товара и указал следующее. При описании объекта закупки, Заказчик руководствовался кодом позиции КТРУ 32.50.13.110-00004572 "Шприц общего назначения" в связи с потребностью в шприце для введения и извлечения жидкостей с несъемной иглой, используя при этом обязательную для применения характеристику к товару- "Несъемная игла".
По позиции КТРУ 32.50.13.110-00018 "Шприц-дозатор для подкожных инъекций/убираемая игла" это шприц с присоединенной убираемой иглой, предназначенный для подкожных инъекций точно отмеренной дозы вещества путем инъекций. Заказчику требуется шприц общего назначения для более широкого применения, предназначенный для введения или извлечения жидкостей, то есть используемый как для введения так и для отсасывания жидкостей из полостей. Шприц-дозатор для подкожных инъекций предназначен для более узкого применения - для подкожных введений вещества.
Представитель Заказчика также отметил, что шприц имеющий механизм втягивания иглы в корпус после проведения инъекций препятствует повторному использованию медицинского изделия, исключает возможность случайной травмы и заражения, обеспечивает безопасность персонала и пациентов После использования шприца все компоненты, которые остались после проведения инъекции на игле остаются в цилиндре шприца и позволяют его безопасно утилизировать. Кроме того, на рынке существует достаточное количество производителей безопасных шприцов.
Представитель уполномоченного органа позицию заказчика поддержал, считает жалобу несостоятельной, пояснил, что на участие в закупке поступило 4 заявки, что не подтверждает довод заявителя об ограничении конкуренции. При этом, сам заявитель заявку на участие в закупке не подавал.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий: шприц общего назначения в интересах заказчиков: ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1", ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер", ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2", ГБУЗ ТО "Областной клинический фтизиопульмонологический ценнтр", ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница", ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи".
Информация об электронном аукционе была размещена 03.04.2024 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003424002426.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 192 060,00 рублей,
Согласно протоколу подведения итогов закупки на участие в закупке поступило 4 заявки.
Комиссия, изучив заявки участников закупки установила, что к поставке предложен товар следующих производителей: ООО "Группа СТК", Россия; ООО "Снабполимер Медицина", Россия; Тяньцзинь Медик Медикал Эквипмент Ко., Лтд, Китай.
Так, согласно Приложению N 1 к Извещению по позиции 5-7 Описания объекта закупки к поставке требуется следующий товар:
Шприц общего назначения, КТРУ 32.50.13.110-00004572.
Градуированный объем 2,5,10 кубический сантиметр; миллилитр.
Коннектор: Несъемная игла.
Дистальный конец шприца с встроенной иглой (несъемной).
Шприц оснащен поршнем со специальным устройством самоблокирования и указание механизма самоблокирования в регистрационном удостоверении.
Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле.
Исключение повторного забора препарата: обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца.
Обоснование включения дополнительных характеристик:
Дистальный конец шприца с встроенной иглой (несъемной) обеспечивает отсутствие "мертвого" пространства, что позволяет ввести лекарственное средство с минимальными потерями по сравнению с другими шприцами. Соединение предотвращает случайное отсоединение иглы. Применение в соответствии с лечебным процессом-например, для введения вязких растворов (на масляной основе), введения лекарств в плотные ткани.
Шприц оснащен поршнем со специальным устройством самоблокирования. Шприцевой поршень с клипсой, защелкивающейся в игле. Обратное движение поршня втягивает иглу внутрь цилиндра шприца. Данный механизм предотвращения повторного использования приводит к немедленному разрушению шприца и является надежным способом защиты от повторного использования медицинского изделия, исключающим человеческий фактор, в условиях работы с опасными гемоконтактными заболеваниями (например, ВИЧ и гепатит). Наличие указания механизма самоблокирования подтверждает регистрацию и возможность обращения на территории РФ данного зарегистрированного медицинского изделия.
Так, позиция КТРУ 32.50.13.110-00004572 "Шприц общего назначения содержит следующее описание товара:
Градуированный объем шприца |
(характеристика является обязательной для применения) |
Игла в комплекте |
(характеристика является обязательной для применения) |
Комплектация одна и более |
(характеристика является обязательной для применения) |
Коннектор: несъемная игла |
(характеристика является обязательной для применения) |
Раздел "Справочная информация" позиции КТРУ 32.50.13.110-00004572 "Шприц общего назначения содержит следующую информацию: Стерильное изделие, состоящее из калиброванного цилиндра с поршнем, предназначенное для введения жидкостей/газов (например, лекарственных средств) в медицинское изделие или тело или извлечения жидкостей/газов их медицинских изделий/тела (т.е., используемое и для введения, и для отсасывания); в комплекте идет неубирающаяся игла, съемная или несъемная (обычно в колпачке для защиты пользователя). Изделие может применяться в различных медицинских целях и не предназначено специально только лишь для введения лекарственных средств. Как правило, изготавливается из пластиковых и силиконовых материалов, поршень может обладать противоприлипающими свойствами, обеспечивающими возможность его легкого перемещения вручную или при помощи шприцевого насоса. Это изделие для одноразового использования.
Позиция КТРУ 32.50.13.110-00018 "Шприц-дозатор для подкожных инъекций/убираемая игла" содержит следующее описание товара:
Внешний диаметр иглы |
(характеристика является обязательной для применения) |
Длина иглы |
(характеристика является обязательной для применения) |
Объем шприца |
(характеристика является обязательной для применения) |
Раздел "Справочная информация" позиции КТРУ 32.50.13.110-00018 "Шприц-дозатор для подкожных инъекций/убираемая игла" содержит следующую информацию: Стерильное изделие, состоящее из градуированного цилиндра с поршнем и присоединенной убираемой иглой, предназначенное для использования с целью доставки пациенту точно отмеренной дозы вещества (например, лекарственного средства) путем инъекции. Шприц, как правило, изготавливается из пластика/силикона с антиадгезионными свойствами, обеспечивающими возможность легкого перемещения поршня; после использования поршень полностью убирается в цилиндр, что препятствует травмированию иглой и делает изделие более непригодным к использованию. Изделие может называться безопасным шприцем; использовать изделие может как медицинский персонал, так и пациенты. Это изделие для одноразового использования.
Согласно части 2 статьи 19 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона.
В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки (п.1 ч.1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что единая информационная система содержит Каталог, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе, наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145) предусмотрено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения.
При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: наименование товара, работы, услуги; единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил N145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил N145, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (п.6 Правил).
Комиссия Тюменского УФАС России учитывая приведенные выше пояснения заказчика приходит к выводу, что позиция КТРУ 32.50.13.110-00004572 (Шприц общего назначения) примененная в рассматриваемой закупке определена с учетом того, что заказчику требуется шприц с учетом более широкой области его применения с обязательным наличием несъемной иглы, предназначенный для введения жидкостей или извлечения жидкостей, то есть используемый и для введения и для отсасывания жидкостей из полостей.
В свою очередь предусмотренный позицей КТРУ 32.50.13.110-00018 шприц-дозатор для подкожных инъекций с убираемой иглой предназначен только для подкожных введений вещества, что не соответствует обозначенной потребности заказчика.
Как указал в заседании Комиссии представитель заказчика шприц представляет собой медицинский инструмент, предназначенный для инъекций, диагностических пункций, отсасывания патологического содержимого из полостей. Шприц-дозатор предназначен для использования с целью доставки пациенту точно отмеренной дозы вещества, например, при постановке прививок, что имеет более узкое применение нежели шприц общего назначения. Дополнительно предъявляемые требования к закупаемому товару относительно втягивания иглы в корпус после проведения инъекций, препятствует повторному использованию медицинского изделия, что исключает возможность случайной травмы и заражения, обеспечивает безопасность персонала и пациентов, позволяет безопасно утилизировать шприц. Так называемые "безопасные шприцы" широко распространены на товарном рынке, какие-либо сложностей у поставщиков с приобретением данной продукции не возникает.
Правилами N 145 предусмотрено право заказчика определять позицию КТРУ наиболее соответствующую его потребности, а также устанавливать дополнительные характеристики при их обосновании, что и было сделано заказчиком.
В рассматриваемом случае заказчик обосновал выбор позиции КТРУ и включение в описание объекта закупки дополнительной информации, потребительских свойств, в том числе функциональных, технических, качественных, эксплуатационных характеристик закупаемого товара в связи с необходимостью приобретения товара для более широкого применения с несъемной иглой, предназначенного для введения жидкостей или извлечения жидкостей. Втягивания иглы в корпус после проведения инъекций, исключает возможность случайной травмы и заражения, обеспечивает безопасность персонала и пациентов, позволяет безопасно утилизировать шприц.
В этой связи Комиссия считает необходимым отметить, что Закон N44-ФЗ не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров (работ, услуг). По смыслу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик устанавливает соответствующие требования к товару с учетом специфики его деятельности, если такие требования не ограничивают количество закупки.
В тоже время обстоятельства ограничения конкуренции Комиссией не усматривается, надлежащих доказательств тому заявителем не представлено. Более того, на участие в аукционе поступило 4 (четыре) заявки, участники предложили товар разных производителей, что свидетельствует о наличии конкуренции при проведении торгов.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04.05.2017 по делу N А08-1545/2016, основной задачей норм, содержащихся в Законе N 44-ФЗ, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников, сколько выявление в результате закупок лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени удовлетворит потребности заказчика в необходимом товаре и будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок.
Также Комиссия отмечает, что заявителем при подаче жалобы и в рамках ее рассмотрения не представлено доказательств невозможности приобретения товара, соответствующего требованиям извещения о проведении электронного аукциона, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в описании объекта закупки положения создали преимущество отдельным участникам перед другими либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, в том числе для общества.
Жалоба заявителя также не содержит и доводов, свидетельствующих о нарушении именно его прав и законных интересов, формальное обжалование действий Заказчика, являющееся предметом настоящей жалобы, не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов заявителя.
С учетом указанных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что заявителем в обоснование заявленных требований не представлены доказательства того, что извещение об осуществлении закупки на поставку медицинских изделий противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, равно как и не доказано обстоятельство необоснованного ограничения прав и законных интересов заявителя со стороны заказчика при проведении вышеназванного аукциона.
Доводы заявителя относительно наличие антиконкурентных действий (соглашения) со стороны производителей шприцов, поставка которых является предметом рассматриваемой закупки, Комиссия оставляет без рассмотрения, поскольку такие действия не связаны с нарушением положений законодательства о контрактной системе со стороны упомянутых в жалобе хозяйствующих субъектов.
В свою очередь, порядок рассмотрения заявлений от юридических или физических лиц, указывающие на признаки нарушения антимонопольного законодательства урегулирован главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Строительно-Отделочная Фирма "БаРо" на действия ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 1", ГБУЗ ТО "Областной наркологический диспансер", ГБУЗ ТО "Областная клиническая больница N 2", ГБУЗ ТО "Областной клинический фтизиопульмонологический ценнтр", ГБУЗ ТО "Областная инфекционная клиническая больница", ГБУЗ ТО "Станция скорой медицинской помощи", при проведении совместного электронного аукциона на поставку медицинских изделий: шприц общего назначения (0167200003424002426) необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 17 апреля 2024 г. N 072/06/44/56/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024