Комиссия Управления ФАС России по Республике Дагестан по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Ведущего заседание Комиссии - Халмурзиева М.М. - Заместителя руководителя Дагестанского УФАС России.
Членов Комиссии:
Магомедова К.Г. - Зам. начальника отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России;
Багамаева Т.Р. - Главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Дагестанского УФАС России,
рассмотрев жалобу ООО "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель) на действия ГБУ РД "Республиканский онкологический центр" (далее - Заказчик) при проведении Комитетом по государственным закупкам Республики Дагестан (далее - Уполномоченный орган) электронного аукциона N 0103200008424001058 "Поставка медицинского расходного материала 2024 (Централизованные)" (далее - Аукцион),
с участием представителей:
Заявителя - Гавриловой Н.В. (по доверенности),
Заказчика - Ахова М.А. (по доверенности) и Алиева А.А. (по доверенности),
в отсутствие представителей Уполномоченного органа (извещен),
У С Т А Н О В И Л А:
07.04.2024 г. в Дагестанское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика проведении Аукциона.
В жалобе Заявителя указывается, что извещение об осуществлении закупки не соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
Исследовав представленные сторонами документы и информацию, проведя анализ информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок (далее - Единая информационная система), а также на электронной площадке - АО "Сбербанк - АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), выслушав представителей сторон и проведя в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, в рамках рассматриваемой жалобы внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
28.03.2024 г. Уполномоченным органом в Единой информационной системе было размещено извещение о проведении Конкурса.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 850 000 рублей.
1. Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно объединены в одну закупку медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Согласно пункту 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены Постановлением Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 (далее - Постановление Правительства РФ N 620).
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ N 620 установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ N 620 установлено, что указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не применяется:
- при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации;
- при закупках медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые совместимы с такими медицинскими изделиями;
- при закупках медицинских изделий, по результатам которых заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно приложению N 1 к Приказу N 4н классификация медицинских изделий формируется в электронном виде по группам и подгруппам медицинских изделий и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При этом сам приказ содержит только указание на группы и подгруппы медицинских изделий, в то время как сведения о конкретных видах медицинских размещены на официальном сайте Росздравнадзора.
Таким образом, при закупке медицинских изделий в соответствии с требованиями, предусмотренными Постановлением Правительства РФ N 620, медицинские изделия должны принадлежать одному конкретному виду медицинских изделий, сведения о которых содержатся на официальном сайте Росздравнадзора.
На рассмотрении жалобы Комиссией установлено, что в объект закупки входят медицинские изделия с разными кодами вида медицинского изделия.
Представитель Заказчика с доводом Заявителя не согласился и указал, что медицинские изделия с разными кодами вида медицинского изделия объединены в один лот на основании пункта 2 Постановления Правительства РФ N 620.
При этом каких-либо доказательств, свидетельствующих о состоятельности пункта 2 Постановления Правительства РФ N 620 при формировании Аукциона, представитель Заказчика не предоставил.
Поскольку начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 850 000 руб., что превышает предельный размер, установленный Постановлением Правительства РФ N 620, объединение в одну закупку медицинских изделий различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, неправомерно.
На основании изложенного, Комиссия Дагестанского УФАС России считает, что Заказчиком нарушены положения пункта 2 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 1 Постановления Правительства РФ N 620.
В связи с чем довод жалобы Заявителя признается обоснованным.
2. Заявитель указывает, что в позициях 6, 7, 8 и 9 описания объекта закупки, установлены требования к техническим характеристикам товаров которым по совокупности параметров соответствует только конкретная модель единственного производителя "Johnson & Johnson".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закон о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Как установлено Комиссией в описании объекта закупки установлены следующие требования к закупаемым товарам, в том числе:
- "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" - материал скобки - титановый сплав с содержанием ванадия и алюминия/эквивалент;
- "Скоба хирургическая, нерассасывающаяся" - материал скобки - титановый сплав с содержанием ванадия и алюминия/аналог;
- "Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования" - Поставляются стерильными; Могут применяться у пациентов с кардиостимуляторами; Совместимы с генератором GEN11 при помощи специального адаптера насадок ""Гармоник"" / эквивалент";
- "Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования" - Поставляются стерильными; Могут применяться у пациентов с кардиостимуляторами; Совместимы с генератором GEN11 при помощи специального адаптера насадок ""Гармоник"" / эквивалент".
На рассмотрении жалобы, представитель Заявителя пояснила, что скобы хирургические, нерассасывающиеся - из титанового сплава с содержанием ванадия и алюминия изготавливает только производитель "Johnson & Johnson".
Также Заявитель указывает, что указание слова "эквивалент" при описании характеристик товара "Насадка рукоятки ультразвуковой хирургической системы для мягких тканей, одноразового использования" вводит в заблуждение, так как при закупке закупаемый товар должен быть совместим с генератором GEN11 при помощи специального адаптера насадок "Гармоник" и поставка эквивалентного товара не возможно.
Представителями Заказчика на заседание Комиссии не представлены надлежащие доказательства подтверждающие наличие не менее чем двух производителей подходящие под требования описания объекта закупки. Доводы Заявителя изложенные в жалобе не опровергнуты и доказательств наличия товара разных производителей соответствующие всем позициям описания объекта закупки, не представлены.
Таким образом, Заказчиком в описании объекта закупки указаны функциональные, технические и качественные характеристики закупаемого товара, которым по совокупности параметров соответствует только конкретная модель единственного производителя, которые в совокупности с иными характеристиками данных товаров влекут за собой ограничение количества участников закупки. Также Заказчиком не соблюдены правила описания объекта, при закупке расходных материалов совместимых с имеющимся у заказчика оборудованием.
Следовательно, описание объекта закупки в нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В связи с чем, жалоба Заявителя признается обоснованной.
3. Согласно части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
На рассмотрении жалобы, представитель Заявителя также указала, что в связи с неясностью обжалуемых положений извещения о проведении Аукциона, был подан запрос о их разъяснении, при этом разъяснения не были даны, в связи с чем и была подана данная жалоба.
Согласно информации представленной Оператором электронной площадки, 01.04.2024 г. был подан запрос о даче разъяснений положений извещения о проведении закупки. Запрос подан в установленный законом срок.
При этом, ответ на данный запрос не размещен в единой информационной системе в сфере закупок.
В связи с чем, Заказчиком допущено нарушение части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу Заявителя признать обоснованной частично.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 29 статьи 34, пункта части 1 статьи 33 и части 5 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, его комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
5. Направить настоящее решение лицам, участвующим в деле.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Ведущий заседание Комиссии М.М. Халмурзиев
Члены Комиссии: К.Г. Магомедов
Т.Р. Багамаев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан от 17 апреля 2024 г. N 005/06/106-496/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2024