Резолютивная часть решения оглашена 17.04.2024
В полном объеме решение изготовлено 22.04.2024
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Козловой А.А. |
- |
руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
рассмотрев обращение Министерства имущества Челябинской области (далее - заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Первоцвет" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по оценке рыночной стоимости имущества: - Объект незавершенного строительства с кадастровым номером 74:06:1002097:103 площадь застройки 147 кв. метров; - земельный участок с кадастровым номером 74:06:1002097:191 общей площадью 1 250 кв. метров, расположенные по адресу: Челябинская область, Верхнеуральский район, город Верхнеуральск, улица Магнитогорская, дом 2 (изв. N 0869200000223009316) (далее - запрос котировок), в присутствии:
- представителя Министерства имущества Челябинской области Коженьязова Д.А., действующего на основании доверенности от 09.01.2024,
- представителя Министерства имущества Челябинской области Меньшиковой А.В., действующего на основании доверенности от 25.12.2023;
- - представителя Министерства имущества Челябинской области Силантьева И.А., действующего на основании доверенности от 16.04.2024,
- представителя ООО "Первоцвет" Петайкина Е.Н., действующего на основании доверенности от 16.04.2024,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии со статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) 10.04.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области поступило обращение Министерства имущества Челябинской области о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Первоцвет".
Согласно представленным документам 14.11.2023 Министерство имущества Челябинской области и ООО "Первоцвет" заключили контракт по цене 8 000,00 рублей.
Решением от 27.03.2024 заказчик отказался от исполнения контракта ввиду подготовки отчета об оценке с недостатками, которые не устранены в сроки, предусмотренные заказчиком. В связи с указанными обстоятельствами сведения о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков направлены заказчиком в антимонопольный орган.
На заседании Комиссии ООО "Первоцвет" представили документы и письменные пояснения, а также представитель общества указал, что исполнитель приступил к выполнению работ в регламентированные контрактом сроки, неоднократно предоставлял на согласования готовые отчеты об оценке и исправлял выставленные замечания, что свидетельствует о добросовестности действий подрядчика, при этом подрядчик после принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта также направил отчет об оценке с разъяснением подхода в выбранным объектам-аналогам.
Заслушав пояснения сторон, изучив представленные документы, Комиссия руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом, в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 11.4 контракта предусмотрен односторонний порядок отказа заказчика от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Как следует из части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 Закона о контрактной системе такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
- дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку);
- дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом).
Заказчиком 27.03.2024 размещено в единой информационной системе во вкладке "реестр контрактов" решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, датой получения такого решения подрядчиком является 27.03.2024, в связи с чем контракт является расторгнутым 09.04.2024.
Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены в антимонопольный орган 10.04.2024.
При рассмотрении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и обществом 14.11.2023 заключен контракт N 292 (далее - контракт) посредством обмена электронными документами в единой информационной системе, что подтверждается распечаткой с личного кабинета заказчика.
Предметом контракта является определение рыночной стоимости недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, что свидетельствует о заключении заказчиком по результатам закупки договора возмездного оказания услуг, порядок исполнения которого регламентирован главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Таким образом, в соответствии со статьей 783 ГК РФ к договору возмездного оказания услуг применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
В соответствии с частью 1 статьи 766 ГК РФ государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с частью 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 1.9 контракта заказчиком определен срок выполнения работ: в течение 15 календарных дней с даты заключения контракта, в связи с чем датой окончания срока выполнения работ с учетом срока заключения контракта является 29.11.2023.
Пунктом 8 технического задания (Приложение N 1 к контракту) предусмотрено, что отчет об оценке должен быть выполнен в строгом соответствии с требованиями Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки, обязательным к применению при осуществлении оценочной деятельности ("Общие понятие оценки, подходы к оценки и требования к проведения оценки (ФСО N1)", "Виды стоимости (ФСО N2)", "Процесс оценки (ФСО N3), "Задание на оценку (ФСО IV)", "Подходы и методы оценки (ФСО V), "Отчет об оценке (ФСО VI), "Оценка недвижимости (ФСО N VII)".
Согласно пункту 12 задания на оценку к отчету об оценке должны быть приложены качественные цветные фотографии земельного участка.
Как следует из договорной переписки, представленной сторонами, в адрес заказчика в качестве результата выполненных работ неоднократно предоставлялись отчеты об оценке: от 13.12.2023 N 4125/23; от 18.01.2024 N 4125/1/23, от 21.02.2024 N 4125/2/23, от 05.04.2024 N 4125/3/23.
При этом, на первый представленный отчет от 13.12.2023 заказчиком направлен мотивированный отказ от приемки от 27.12.2023 исх. 5/21915 с замечаниями о несоответствии отчета федеральным стандартам оценки и законодательству об оценочной деятельности в части недостатков, связанных с непроведением анализа рынка продаж земельных участков, неверным проведением корректировки цен объектов-аналогов на физическое состояние и состояние отделки, неопределением рыночной стоимости объекта оценки с кадастровым номером 74:06:1002097:191 в соответствии с требованиями ФСО V.
После рассмотрения повторного отчета об оценке от 18.01.2024 заказчиком принимается решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.02.2024, в котором в том числе указаны замечания, ранее не предъявлявшиеся обществу (отсутствие источников информации, на основании которых получены данные о коммуникациях для аналогов 1 и 3, существенная информация, приведенная в отчете об оценке, не подтверждена, количество представленных экземпляров отчета в печатной форме не соответствует п. 2.2.2 контракта).
В последующем обществом направлен повторный отчет об оценке от 21.02.2024, в связи с чем заказчиком 26.02.2024 принимается решение об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 16.02.2024.
Вместе с тем, после рассмотрения указанного отчета заказчиком повторно принимается решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.03.2024 по причине несоответствия отчета об оценке требованиям федеральных стандартов оценки: неоднородности выборки объектов-аналогов, что привело к увеличению коэффициента вариации до 53% со ссылкой на п. 22б ФСО N7).
При решении вопроса о включении общества в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган учел следующие обстоятельства.
При привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13-П, от 21.11.2002 N15-П).
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу пункта 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Таким образом, в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе основанием для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков при заключении договора подряда является односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в случае просрочки начального срока выполнения работ, выполнения работ настолько медленно, что окончание к сроку станет невозможным, а также в случае ненадлежащего исполнения обществом своих обязательств, порядок которого регламентирован статьей 715, 723 ГК РФ.
При рассмотрении документов и сведений, представленных заказчиком и обществом, Комиссией установлено, что общество приступило к выполнению работ по контракту, в том числе осуществляло постоянное взаимодействие с заказчиком по вопросу подготовки отчетов, неоднократно предоставляло отчеты по результатам оценки, исправляя замечания заказчика.
Следует отметить, что при повторном выставлении замечаний к отчету в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.03.2024 заказчик указал новые недостатки, которые отсутствовали в первичных замечаниях от 27.12.2023, а также в решении от 16.02.2024, что также не позволило обществу исправить их первоначально, а также устранить в последующем, так как заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое не может быть отменено в силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии общество выразило несогласие с повторными замечаниями, указанными в решении об одностороннем отказе заказчика от 27.03.2024, так как по его мнению выбранные объекты-аналоги сопоставимы с объектом оценки по ценообразующим факторам, при этом требования к определенному коэффициенту вариации не предусмотрены стандартами оценки.
Следует отметить, что после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 27.03.2024 общество в период расторжения контракта направило новый отчет об оценке от 05.04.2024, в котором внесло разъяснения по выявленному замечанию.
Вместе с тем, заказчик, принимая решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 27.03.2024, с учетом того, что повторная отмена такого решения не допустима в силу части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, лишил общество возможности предоставить в целях приемки результат работ, соответствующий условиям контракта, так как контракт по истечении 10 дней является автоматически расторгнутым.
Так, в силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Таким образом, принимая во внимание принятие обществом мер, направленных на исполнение контракта, выраженных в предоставлении результатов выполненных работ, проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России не усматривает оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "Первоцвет", его участнике, единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Министерством имущества Челябинской области в отношении ООО "Первоцвет" (ИНН 5609039109), участника, единоличного исполнительного органа общества, в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: А.А. Козлова
Члены Комиссии: И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 апреля 2024 г. N 074/10/104-851/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2024