Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов Управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
при участии в дистанционном режиме ВКС:
от Заявителя - представитель по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности;
рассмотрев жалобу ООО "Уренгойдорстрой" на действия комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция автомобильной дороги ул. Топчева на участке от 0,07 км до 0,75 км и проезд 14 на участке от 0 км до 0,893 км в г. Надыме", в т.ч. ПИР, начальная (максимальная) цена контракта - 290 893 439,95 рублей (извещение N 0190300001224000163), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок.
Заявитель считает, что действия комиссии по осуществлению закупок противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на официальном сайте 28.03.2024;
2) дата и время начала срока подачи заявок 28.03.2024;
3) дата и время окончания срока подачи заявок 05.04.2024;
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 05.04.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 08.04.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы следует, что:
1. Заявитель участвовал в рассматриваемой закупке и не согласен с решением аукционной комиссии о признании победителем ООО "КаскадТрансСтрой" (далее - победитель), поскольку победитель не отвечает дополнительным требованиям в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 (далее - Постановление N 2571) и установленным в п.3.1 извещения об электронном аукционе.
2. Победитель не соответствует требованиям, предъявляемым к уровню ответственности члена СРО. Взнос победителя в компенсационный фонд составляет 100 000 рублей, что соответствует первому уровню ответственности при начальной (максимальной) цены контракта 290 893 439,95 рублей.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
1. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок, заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
По смыслу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Вместе с этим подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона к участникам закупки применяются требования, предусмотренные позицией 17 раздела III дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (приложение к постановлению Правительства РФ N2571 от 29 декабря 2021 г.).
Согласно позиции 17 раздела III приложения к Постановлению N2571 участники закупки должны представить сведения о наличии следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1-3 позиции 17 раздела III приложения к Постановлению N2571, должна составлять:
не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей
К информации и документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, относится:
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки":
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки":
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки":
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации
Согласно пункту 3 Постановления Правительства N 2571 положения данного постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом:
- позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 (при наличии такого требования).
Согласно подпункту "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено, должна содержать, информацию и документы об участнике закупки, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31, если иное не предусмотрено.
По смыслу части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке.
Комиссия Управления установила, что участник закупки ООО "КаскадТрансСтрой" было признано победителем аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция автомобильной дороги ул. Топчева на участке от 0,07 км до 0,75 км и проезд 14 на участке от 0 км до 0,893 км в г. Надыме", в т.ч. ПИР, так как предложил наименьшую цену контракта - 287 984 505, 55 рублей и предоставил документы в соответствии с требованиями извещения о закупке.
В подтверждение опыта исполнения договоров в соответствии с позицией 17 приложения к Постановлению N 2571 были представлены следующие документы:
- договор подряда от 27 августа 2021 года N 03-21-906 (МНГКМ) по осуществлению работ по "Реконструкции автодороги к автозаправочной станции СП-7 МедвежинскогоНГКМ, реконструкции автодороги к автозаправочной станции на Ямсовейском НГКМ" на сумму 197 584 143, 56 рублей (копия бумажного образа договора содержит информацию о подписании договора электронно-цифровыми подписями Заказчика и Подрядчика);
- акт о приемке выполненных работ за период 2021 -2023 года по форме КС-2, с печатями и подписями службы строительного контроля Заказчика;
- справка о стоимости выполненных работ и затрат за период 2021-2023 года по форме КС-3;
- акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией и решение о технической готовности к временной эксплуатации по форме КС-14 от 31.03.2023 года на сумму 197 584 143, 56 рублей.
По смыслу пятого абзаца подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571 договором, предусмотренным пунктом 1 позиции 2, пунктом 1 позиции 9, пунктом 1 позиции 10, пунктом 1 позиции 11, пунктом 1 позиции 12, позицией 14, пунктами 1 и 2 позиции 15, пунктом 2 позиции 17, пунктами 1 и 2 позиции 18, позициями 32 - 36, пунктом 1 позиции 37, пунктом 1 позиции 39, позициями 40 и 41 приложения в графе "Дополнительные требования к участникам закупки", считается контракт, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о контрактной системе, либо договор, заключенный и исполненный в соответствии с Законом о закупках.
В случае осуществления закупок, позиции по которым не указаны в абзаце пятом подпункта "б" пункта 3 Постановления N 2571, подтверждением соответствия дополнительному требованию о наличии опыта у участника закупки является любой исполненный участником закупки договор, в том числе заключенный в соответствии с Законом N 44-ФЗ или в соответствии с Законом N223-ФЗ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что победитель имеет опыт выполнения работ согласно пункту 1 позиции 17 раздела III приложения к Постановлению N2571. Представленные документы подтверждают соответствие победителя дополнительным требования.
На основании вышеизложенного довод жалобы Заявителя на находят своего подтверждения и является необоснованным.
2. В извещении о проведении электронного аукциона установлено, что участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ч.2.1 и ч.2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N190-ФЗ, сведения о котором содержатся в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Подтверждением соответствия участника закупки требованиям, предъявляемым к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, является наличие соответствующей информации об участнике закупки в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено законодательством.
С учетом изложенного в извещении на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства соответственно (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ).
Комиссия Управления в рамках внеплановой проверки установила, что победить закупки является членом СРО в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах, что подтверждается выпиской из единого реестра от 29.03.2024, а также членом СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и их обязательствах, что подтверждается выпиской из единого реестра от 02.04.2024.
Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика, предложение победителя о цене контракта составило 287 984 505, 55 рублей.
По смыслу статьи 55.16 ГрК РФ саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда.
При этом, согласно п.2 части 12 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда составляет пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует строительство, реконструкцию (в том числе снос объекта капитального строительства, его частей в процессе строительства, реконструкции), капитальный ремонт объекта капитального строительства, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
Комиссией установлено, что победитель закупки относится к первому уровню ответственности члена СРО. Взнос в компенсационный фонд возмещения вреда составил 100 000,00 рублей.
Согласно части 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств составляет два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
Комиссией Управления установлено, что победитель закупки относится ко второму уровню ответственности члена СРО по обязательствам по договорам строительного подряда, по договорам подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Таким образом, на момент проведения аукциона победитель соответствующим уровнем компенсационного фонда возмещения вреда не обладало, однако являлось членом саморегулируемой организации, то есть соответствовало требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, о чем свидетельствует информация из реестра членов саморегулируемой организации.
При этом, законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не содержит запрета на внесение победителем конкурентной процедуры определения исполнителя взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств и в компенсационный фонд возмещения вреда для получения соответствующего уровня ответственности до заключения контракта по итогам проведения конкурентной процедуры определения исполнителя.
Заявителем не приведены нормы действующего законодательства РФ, обязывающие участника обладать компенсационным фондом непосредственно в момент подачи заявки.
С учетом изложенного, довод жалобы Заявителя на находят своего подтверждения и является необоснованным.
Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях комиссии по осуществлению закупки нарушений Закона о контрактной системе, исходя из того, что действия комиссии по осуществлению закупки не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Уренгойдорстрой" на действия комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта: "Реконструкция автомобильной дороги ул. Топчева на участке от 0,07 км до 0,75 км и проезд 14 на участке от 0 км до 0,893 км в г. Надыме", в т.ч. ПИР, начальная (максимальная) цена контракта - 290 893 439,95 рублей (извещение N 0190300001224000163), необоснованной.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 18 апреля 2024 г. N 089/06/49-244/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.04.2024