Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 32 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее-Заказчик);
АО "Артис - Детское питание" (далее - Заявитель);
в отсутствие представителей:
Администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган) при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания комиссии УФАС;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 9396-ЭП-24 от 09.04.2024) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг на указание услуг по организации горячего питания для нужд государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада N 32 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга в 2024-2026 годах (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении Конкурса размещено 25.03.2024 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200002324000038.
Начальная (максимальная) цена контракта - 32 231 700,00 руб.
В жалобе Заявитель указывает на нарушения Заказчиком требований законодательства о контрактной системе, которое выразилось в нарушении правил описания объекта закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Описание объекта закупки установлено, в том числе, в электронном документе, приложении к извещению об осуществлении закупки.
Заявитель в жалобе сообщает, в том числе следующее:
Согласно извещению
5. Исполнитель обязан оказывать услуги по организации питания в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации: _
Постановлением Правительства от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"
<_>
Поставка пищевых продуктов должна сопровождаться документами, подтверждающими качество и безопасность поставляемых пищевых продуктов_
- наличие ветеринарных сопроводительных документов в системе ФГИС "Меркурий" на продукцию животного происхождения (Закон Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии", Приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях", Приказ Минсельхоза России от 30.06.2017 N 318 "Об утверждении порядка представления информации в федеральную государственную информационную систему в области ветеринарии и получения информации из нее", пункт 3.4.6 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98, Технические регламенты Таможенного союза на продукцию животного происхождения);"
Комиссия УФАС отмечает, что Приказ Минсельхоза России от 27.12.2016 N 589 "Об утверждении ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях", признает утратившими силу с 1 сентября 2023 года действие приказ Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. N 589 "Об утверждении Ветеринарных правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и Порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях". Таким образом, на дату размещения извещения Заказчиком допущено включение в описание объекта закупки устаревшую информацию, регламентирующую правила работы и порядок оформления ветеринарных сопроводительных документов.
Исходя из изложенного, Комиссией УФАС усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 (ч. 2 ст. 33) Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч. 4 ст. 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2604) устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), согласно приложению N 1.
Постановлением N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно Положению, "критерии оценки" - предусмотренные частью 1 статьи 32 Федерального закона критерии оценки заявок, в соответствии с которыми осуществляется оценка заявок в отношении цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги, расходов на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ (далее - расходы), качественных, функциональных и экологических характеристик объекта закупки (далее - характеристики объекта закупки), квалификации участников закупки, в том числе наличия у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее соответственно - квалификация участников закупки, характеристика квалификации участников закупки).
Порядок оценки содержит, в том числе следующие требования для достижения максимальной оценки предложения:
При предоставлении сведений об условиях хранения (в том числе на складе Участника) всех продуктов питания, используемых при приготовлении блюд (изделий) согласно меню (в том числе готовых продуктов питания, содержащихся в меню) в рамках описания технологии оказания услуг, при формировании Участником закупки предложения о качественных характеристиках объекта закупки, содержащего описание свойства объекта закупки, Участнику необходимо предоставить сведения о температурном режиме хранения каждого продукта питания; сведения о соблюдении правил товарного соседства при хранении каждого продукта питания (включая группу (подгруппу) продовольственных товаров для совместного хранения и возможность/невозможность хранения вместе с готовыми к употреблению пищевыми продуктами или с сырыми продуктами и полуфабрикатами); используемой таре и упаковке (в соответствии с требованиями и рекомендациями нормативно-технического/нормативно-правового акта, регламентирующего требования и рекомендации к таре и упаковке на соответствующий продукт); периодичность контроля за температурно-влажностным режимом хранения каждого продукта питания, максимальный срок хранения каждого продукта питания; уровне влажности воздуха (относительной влажности воздуха) при хранении каждого продукта питания; порядке и периодичности проведения мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний и разрушение токсинов на объектах внешней среды.
В жалобе Заявитель сообщает, что срок хранения каждого продукта регламентирован различными стандартами, так у Заявителя возник вопрос, что имеет в виду Заказчик под максимальным сроком хранения каждого продукта питания, и жалоба содержит, в том числе следующие доводы: ГОСТ Р 51809-2001 устанавливает рекомендуемые сроки хранения капусты, реализуемой в розничной торговой сети.
Данный ГОСТ не регламентирует сроки хранения до текущей реализации в организациях общественного питания либо на складе организации общественного питания.
В извещении нет однозначного указания что должно быть предоставлено. Может быть:
- Максимальный срок хранения, установленный производителем такой продукции.
- Максимальный срок хранения, для текущей реализации такой продукции.
- Максимальный срок хранения, устанавливаемый ГОСТ для длительного хранения.
- Максимальный срок хранения, на нашем предприятии исходя из технологических возможностей, в пределах срока, установленного производителем.
То есть какой срок необходимо указывать:
- 4 суток при температуре 0 °С
- 2-3 недели при температуре до 10 °С
- 4 месяца при температуре 0-1 °С
Если Заказчика интересует переписывание сроков хранения из НТД, то данную информацию Заказчик может самостоятельно прочитать в соответствующем ГОСТ (сроки длительного хранения, сроки текущей реализации такой продукции) и это не коем образом не влияет "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участника закупки и его технологические возможности.
В свою очередь, в документации отсутствует указание что такое "Максимальный срок хранения", в связи с тем, что предоставление данной информация является условием начисления или не начисления баллов, такая информация носит критически важны характер и требует конкретизации в извещении.
Следовательно, установленное в порядке оценки и рассмотрения заявок на участие для показателя "качественные характеристики объекта закупки" вышеуказанное положение противоречит Закону о контрактной системе. Аналогичное мнение отражается и в решениях УФАС Санкт-Петербурга (например, РЕШЕНИЕ по делу N 44-5265/23 по закупке с реестровым номером 0172200002323000183).
Таким образом, Комиссия УФАС отмечает, что для целей достижения заключения контракта с наилучшими условиями исполнения, Заказчиком должен быть однозначным образом установлен порядок оценки заявок по соответствующему неценовому критерию.
Заказчиком не установлены объективные положения оценки в указанной части извещения, что приводит к субъективной трактовке положений оценки участниками. При установленных обстоятельствах, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, а довод жалоб является обоснованными.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 2, 8, 19, 33, 42, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "Артис - Детское питание" обоснованной.
2. Признать в Заказчика нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Уполномоченному органу, Заказчику, комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга
Большой пр. В.О., д. 55
Санкт-Петербург, 199178
эл. почта: sherbakova@voadm.gov.spb.ru
АО "ЕЭТП"
проспект 60-я Октября, д. 9,
Москва, 117312
факс: +7 (495) 542-40-20 (102)8
АО "Артис - Детское питание"
пр. Культуры, д. 31, к. 1 литер А, эт/пом/ком 1/7Н/5,
Санкт-Петербург, 195276
эл. почта: adp@artiskids.ru
ПРЕДПИСАНИЕ
об устранении нарушений законодательства о закупках
по делу N 44-1719/24
16.04.2024 Санкт-Петербург
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
на основании своего решения по делу N 44-1719/24 о нарушении законодательства о закупках, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику - Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад N 32 комбинированного вида Василеостровского района Санкт-Петербурга, Уполномоченному органу - Администрация Василеостровского района Санкт-Петербурга, комиссии по осуществлению закупок устранить нарушения п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе и с этой целью:
- в 14-дневный срок со дня размещения настоящего предписания на официальном сайте отменить все протоколы, составленные в ходе размещения заказа с номером извещения 0172200002324000038;
- внести изменения в извещение о конкурсе, приведя его в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе, руководствуясь мотивировочной частью решения, указанного в преамбуле настоящего предписания;
- продлить срок окончания подачи заявок на участие в конкурсе с номером извещения 0172200002324000038 в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе;
- завершить процедуру закупки с номером извещения N 0172200002324000038 в соответствии с законодательством о контрактной системе.
2. Заказчику, комиссии по осуществлению закупок представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу документальные доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания в срок до 27.05.2024.
3. Оператору электронной площадки - АО "ЕЭТП":
- обеспечить Заказчику техническую возможность для исполнения пункта 1 настоящего предписания;
Предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание. За невыполнение должностным лицом заказчика, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание контролирующего органа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 16 апреля 2024 г. N 44-1719/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.05.2024