Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
при участии в формате ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности,
от Заявителя - представителя по доверенности,
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу ООО "Урал автоматизация" на действия заказчика при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на поставку интерактивного многофункционального комплекса для изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, начальная (максимальная) цена контракта - 612 000,00 рублей (извещение N 0190300002724000132), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему (далее-ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения извещения о закупке противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о закупке:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте - 12.04.2024;
2) дата и время окончания срока подачи заявок - 22.04.2024;
3) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 24.04.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из доводов жалобы Заявителя следует, что Заказчик неверно выбрал код ОКПД2 32.99.53.139, чтобы не устанавливать ограничения в соответствии с постановлением Правительства РФ N878 от 10.07.2019 и указать дополнительные характеристики, не предусмотренные КТРУ.
Заказчик представил в Управление возражение на жалобу Заявителя согласно которого, с доводами жалобы не согласен, считает, что при описании объекта закупки действовал в соответствии с действующим законодательством.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные правила установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила).
Комиссия, изучив размещенные на официальном сайте ЕИС и представленные на заседание документы и сведения, установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении закупки объектом закупки является поставка интерактивного многофункционального комплекса для изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, для которых установлен код ОКПД2 32.99.53.139 (приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные прочие).
Из пояснений заказчика следует, что закупка осуществляется в рамках реализации национальных проектов (программ), указанных в подпункте "б" пункта 2 Указа Президента РФ от 07.05.2018 N204.
Заказчик пояснил, что закупка товара осуществляется для изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных целях.
Согласно представленным возражениям, описание объекта закупки, которое сформировано в КТРУ 26.10.13.000-00000001 26.20.13.000-00000003 не отражает потребности Заказчика, поскольку не в полном объеме представлены технические характеристики оборудования.
Комиссией установлено, КТРУ не содержит позиции "программно-аппаратный образовательный комплекс", а также не содержит другие важные для Заказчика характеристики, указанные в описании закупки.
Совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке, составлена таким образом, чтобы товары, которые будут представлены участниками размещения заказа для поставки в рамках закупки, полностью соответствовали текущим потребностями заказчика и нуждам конечных пользователей товара, в соответствии которыми и были определены текущие потребности заказчика.
Согласно письменным пояснениям заказчика требования к товару изложены с учетом специфики его применения и потребности конечных пользователей товара. Заказчик выбрал код ОКПД2 товара, который соответствует его потребностям.
В соответствии с пунктом 7 Правил в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
С учетом изложенного, Комиссия считает довод жалобы необоснованным.
Из жалобы заявителя следует, что Заказчик установил противоречивые характеристики к объекту закупки.
По указанному доводу Заказчик представил на рассмотрение Комиссии письменные пояснения:
В извещении указано "Тип сенсора инфракрасный, MultiTouch- наличие", непосредственно, данная характеристика связана с экраном LCD, закупаемое устройство является "Сенсорное", понятия являются взаимосвязанными, общепринятыми понятиями на рынке товаров электронной продукции. В описании закупки указано "Поддерживает функцию сенсорных систем ввода, осуществляющих одновременное определение координат одной и более точек касания".
"Область дисплея сенсорного устройства" указано "не менее 1208 х 678", также в извещении указано, "Соотношение сторон сенсорного устройства 16:9", следовательно, общепринятые физические размеры соотношение соотносит ширину к его высоте соответственно, при "Диагонали сенсорного устройства 55 дюйм (25,4 мм)" размеры Области дисплея сенсорного устройства имеют единицу измерения "мм".
"Глубина цвета сенсорного устройства" указано не менее 16,7 млн" - данная характеристика в КТРУ не содержится как указывает заявитель, детализация данного показателя не предусмотрена заказчиком.
"Жизненный цикл сенсорного устройства - не менее 50 000 ч". В базовом понятии жизненный цикл сенсорного устройства - это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания устройства и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.
"Количество касаний сенсора - не менее 40" может иметь под собой только одно понятие - количество одновременных касаний, аналогично указано и в КТРУ.
"Расстояние между отверстиями для крепления сенсорного устройства - По большому квадрату ширина: Не менее 400 мм; высота: Не менее 300 мм. По малому квадрату ширина: Не менее 400 мм; высота: Не менее 200 мм" необходима для Заказчика, чтобы отверстия совпадали с креплениями для более удобной установки с целью дальнейшей эксплуатации.
Данное описание не может вводить в заблуждение участников, так как характеристики являются общепринятыми, доступными как для профессиональных участников рынка, так и для обычных пользователей электронной продукции, заказчик при описании использует паспорт производителя программно-аппаратного комплекса, источники в сети Интернет (https://startouch.ru/catalog/programmno-apparatnyy-komplekskolibri-/prog rammno-apparatnyy-kompleks-kolibri-diagonal-ot-32-do-65-/), в которых также отражены показатели, как и в описании объекта закупки, также отмечает, что КТРУ может не содержать подробные детализации по показателям характеристик товара.
Комиссией Управления установлено, что к поставке требуется именно интерактивный многофункциональный комплекс для изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, реализованным в виде системы из взаимосвязанных и совместимых между собой компонентов, то есть требуется сложное устройство, образующее единое целое, и предполагающее использование по его общему назначению. Закупка же отдельных товаров с целью их дальнейшего объединения в комплекс не может быть осуществлена силами Заказчика, так как подобное решение не может гарантировать совместимость указанных товаров и возможность их использования в качестве комплекса для обеспечения учебного процесса. Закупка оборудования, несоответствующего требованиям оснащения школ, повлечет невыполнение значений, результатов и показателей, установленных в соответствии с соглашением о предоставлении субсидии местному бюджету из окружного бюджета на достижение целей, показателей и результатов регионального проекта "Безопасность дорожного движения" 24.01.2024 года N028/2024, и данное оборудование не может быть оплачено за счет средств субсидии.
Проведя анализ доводов Заявителя и письменных возражений Заказчика, Комиссия Управления пришла к выводу, что возможность устанавливать параметры необходимого к поставке товара, исходя из своих потребностей, является законодательно закрепленным правом заказчика, а потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик вправе включить в извещение об осуществлении закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных функций. При этом заказчик вправе детализировать предмет закупок.
Указание заказчиком при описании объекта закупки определенных характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение количества потенциальных участников закупки.
Комиссия отмечает, что доводы Заявителя по своей сути сводятся к запросу о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе участник закупки зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Однако Заявителем в адрес Заказчика, в установленном Законом о контрактной системе порядке, запросов о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки не направлялось.
Заявитель не представил доказательств того, что требования извещения об осуществлении закупки нарушают права и законные интересы заявителя, а также, отсутствуют сведения о невозможности принять участие в закупке и сформировать ценовое предложение. Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе
С учетом изложенного, Комиссия считает довод жалобы необоснованным.
Заявитель считает, что Заказчик ограничивает конкуренцию, применяя постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N617 и не применяя постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N878.
Комиссия Управления установила:
Ввиду отсутствия в КТРУ позиции, соответствующей потребности заказчика, описание товара осуществлено в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе с применением кода ОКПД2 32.99.53.139.
Действующим законодательством Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Также Закон о контрактной системе не регламентирует правила отнесения тех или иных товаров, работ или услуг к конкретному коду ОКПД2.
Заказчики самостоятельно определяют код по ОКПД2 путем соотнесения объекта закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения (письмо ФАС от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
Согласно письму Министерства экономического развития РФ от 18.04.2016 N Д28и-1033, заказчик вправе самостоятельно определять код ОКПД 2, максимально объективно описывающий объект закупки.
Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) код ОКПД2 32.99.53.139 соответствует товару "Приборы, аппаратура и устройства учебные и демонстрационные прочие".
Согласно пояснения Заказчика, Заказчиком выбран код ОКПД2 наиболее соответствующий потребностям Заказчика при проведении закупки.
Исходя из вышеизложенного, сделать вывод, что Заказчиком выбран неверный код ОКПД2 не представляется возможным.
Товар с кодом ОКПД2 32.99.53.139 присутствует в перечне, предусмотренном Постановлением Правительства N 617, в связи с чем установлено соответствующее ограничение по национальному режиму.
Таким образом, действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
Таким образом, при вышеуказанных обстоятельствах Комиссия приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Урал автоматизация" на действия заказчика при осуществлении закупки способом запроса котировок в электронной форме на поставку интерактивного многофункционального комплекса для изучения правил дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, начальная (максимальная) цена контракта - 612 000,00 рублей (извещение N 0190300002724000132), необоснованной.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 26 апреля 2024 г. N 089/06/33-268/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.05.2024