Резолютивная часть решения оглашена 16.04.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 19.04.2024.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления; заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии: С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, рассматривается обращение муниципального бюджетного учреждения "Липецкгорсвет" (далее также - заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 17.10.2023 N 16/2023 на выполнение работ на объекте: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы (от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N14), (от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)), (от пос. Заречье до ул. Краснознаменной (МБОУ СШ N62)), (в районе дома N9 ул. Механизаторов (Школа интернат для слепых и слабовидящих детей))" (реестровый номер контракта 3482307699723000020), заключенного с индивидуальным предпринимателем Мельниковским Кириллом Григорьевичем (далее также -подрядчик) по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0346600001323000013, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по контракту. Указанное обращение заказчик размещено в ЕИС 09.04.2024.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. В заседании Комиссии приняли участии представители:
- заказчика: К.В. Симаков (директор), А.А. Пушкин (по доверенности), А.А. Сурнина (по доверенности), Е.Н. Шуваева (по доверенности), - подрядчика: С.В. Захарова (по доверенности). Заседание Комиссии по рассмотрению обращения заказчика и проведению проверок назначено на 15.04.2024.
В связи с необходимостью предоставления сторонами дополнительных доказательств Комиссией объявлен перерыв до 16.04.2024.
Представители заказчика пояснили, что подрядчик выполнил работы только на одном из четырех участков. На двух участках было установлено оборудование, не соответствующее условиям контракта. На четвертом участке заказчик вообще не приступил к работам. При этом, несмотря на то, что подрядчик не выполнил работы в установленный контрактом срок, заказчик длительное время не принимал решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, дал возможность подрядчику все-таки исполнить обязательства по контракту. Представитель подрядчика указал, что подрядчик стремился выполнить работы, но в процессе исполнения контракта возникали обстоятельства, препятствующие выполнению работ. Так, проектная документация своевременно не была передана подрядчику в бумажном виде.
Также не были выданы координаты по объекту: в районе дома N9 ул. Механизаторов. Подрядчик не уклонялся от исполнения обязательств, а стремился выполнить работы в полном объеме. Установленные не по проекту опоры он готов заменить. Однако, подрядчик полагал, что все работы он мог выполнить только в рамках срока действия контракта.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. 17.10.2023 заказчиком и подрядчиком заключен контракт N16/2023 на выполнение работ на объекте: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы (от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N14), (от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)), (от пос. Заречье до ул. Краснознаменной (МБОУ СШ N62)), (в районе дома N9 ул. Механизаторов (Школа интернат для слепых и слабовидящих детей))" (реестровый номер контракта 3482307699723000020) (далее -контракт; договор).
В силу п. 1.1 контракта, 1.1 Подрядчик обязуется выполнить работы на объекте: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы (от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N 14), (от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)), (от пос. Заречье до ул. Краснознаменной (МБОУ СШ N 62)), (в районе дома N 9 ул. Механизаторов (Школа интернат для слепых и слабовидящих детей))" (далее - работы), в полном объеме согласно технического задания (Приложение 1 к контракту) и локального сметного расчета (Приложение N 2 к контракту) и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работ и оплатить его на условиях настоящего Контракта. Техническим заданием к контракту определены сроки выполнения работ: 35 календарных дня с даты заключения контракта.
Таким образом, работы должны быть выполнены подрядчиком не позднее 20.11.2023.
Техническим заданием установлено, что все работы выполняются Подрядчиком, в соответствии с действующими на территории Российской Федерации СНиПами, СанПиНами и ГОСТами в области строительства, инструкциями заводов-производителей, настоящим Техническим заданием, с соблюдением норм электрической и пожарной безопасности, охраны окружающей среды, письменными указаниями Заказчика. Качество всех выполняемых работ должно соответствовать требованиям нормативных документов Российской Федерации в области строительства, а также требованиям СНиП и ГОСТ. Частичное выполнение работ в рамках контракта не допускается, работы должны быть выполнены в полном объеме и в установленные сроки.
Также определено, что подрядчик сам обеспечивает себя необходимыми ресурсами, материалами и оборудованием для производства работ. Перед началом производства работ Подрядчик оформляет и согласовывает схемы организации дорожного движения в местах производства работ с Заказчиком, департаментом благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Липецка и органами ГИБДД.
Все виды земляных работ на территории города Липецка следует производить только при наличии специального разрешения на производство работ, которое выдается в соответствии с требованиями, установленными решением Липецкого городского Совета депутатов от 26.11.2019 N 1019 "О Правилах благоустройства территорий города Липецка". По объектам: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N14)", "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)", "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы в районе дома N9 ул. Механизаторов (Школа интернат для слепых и слабовидящих детей)" установлен перечень аналогичных работ, подлежащих выполнению подрядчиком:
- установка опор не силовая фланцевая граненая квартальная, ОГККВ-7,5-ц;
- установка кронштейна для консольных и подвесных светильников, серия 1 (Стандарт), 1.К1-0,5-0,5-Ф2-ц (ТАНС.41.384.000);
- монтаж светильника магистрального 75 Вт IP 65 3000К IETC- Магистраль-66073-75- 13100 - 13 шт.;
- подвеска самонесущих изолированных проводов (СИП).
Также определены выполняемые работы на объекте: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы дорога от пос. Заречье до ул. Краснознаменной (МБОУ СШ N62)":
- установка железобетонных опор СВ-95-3;
- установка кронштейнов КС- 2 однорожковый;
- установка светильников консольных магистральных IP65 3000К IЕТС -магистраль - 63874-110-19250;
- подвеска самонесущих изолированных проводов (СИП).
Из представленных сторонами документов не следует, что подрядчик выполнил все работы, предусмотренные контрактом, не позднее 20.11.2023. 24.01.2024 подрядчик разместил в ЕИС документы о приемке выполненных работ на объекте: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы дорога от пос. Заречье до ул. Краснознаменной (МБОУ СШ N62)". 24.01.2024 заказчик подписал размещенные подрядчиком документы о приемке. Документы о приемке работ на остальных объектах подрядчик в ЕИС не разместил. В письме от 29.12.2023 заказчик указал, что работы по контракту не выполнены в полном объеме, что нарушает п. 3.1 контракта. Из представленных сторонами документов следует, что до подписания подрядчиком проекта контракта им было направлено письмо заказчику (от 11.10.2023 N1) о согласовании замены на опору ОГКф-8,0 (проект контракт подписан подрядчиком 16.10.2023).
Комиссия отмечает, что в техническом задании, а также в локально-сметных расчетах указана конкретная опора - ОГККВ-7,5-ц. Заказчик не предоставил подрядчику согласие на замену обозначенной в техническом задании опоры на предложенную подрядчиком опору. Следует отметить, что по требованиям ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. 10.01.2024 в письме N1 подрядчик попросил заказчика согласовать замену опор марки ОГККВ-7,5-ц на опоры марки ОГКф-8-ц (приложен паспорт на опоры производителя ООО "Электростарт"). В письме от 11.01.2024 заказчик указал, что в ходе осмотра выявлено несоответствие в виде установленных опор наружного освещения. Заказчик не согласовал замену опор ОГККВ-7,5-ц на опоры другого типа.
Также заказчик направил письмо проектной организации - ООО "Теплогазпроект" о рассмотрении возможности согласования изменения проектно-сметной документации в части замены опор ОГККВ-7,5-ц на опоры ОГКф-8,0 производства ООО "Электростарт" по объектам: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N14)", "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)", "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы в районе дома N9 ул. Механизаторов (Школа интернат для слепых и слабовидящих детей)". 18.01.2024 ООО "Теплогазпроект" сообщило заказчику о необходимости уточнения у производителя ООО "Электростарт" возможности использования опор ОГКф-8,0 в качестве опоры освещения с воздушным подводом питания (СИП), поскольку в паспорте на опоры есть информация об ограничении применения. В письме от 19.01.2024 ООО "Электростарт" сообщило заказчику, что на опоры ОГКф-8,0 его производства з апрещена воздушная подводка питающей линии . Опоры не рассчитаны на восприятия усилий от воздушной питающей линии; предполагают подвод питания кабельной линией, выполненной под землей. 06.02.2024 заказчик сообщил подрядчику, что акты о приемке выполненных работ по объектам: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N14)", "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)" не соответствуют по факту смонтированных опор типа ОГКф-8-ц вместо ОГККВ-7,5-ц. Заказчик указал, что для с дачи работ н еобходимо заменить опоры. Однако в письме от 07.02.2024 подрядчик уведомил заказчика о том, что работы по объектам: Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N14)", "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)" выполнены в полном объеме, указав о применении опор ОГКф-8-ц, вновь утверждая, что они применены согласно параметрам, указанным в ЛСР, и полностью соответствуют требованиям аукциона. В письме от 08.02.2024 подрядчик вновь попросил заказчика согласовать замену опор марки ОГККВ-7,5-ц на опоры марки ОГКф-8-ц для выполнения работ на объектах: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N14)", "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)", "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы в районе дома N9 ул. Механизаторов (Школа интернат для слепых и слабовидящих детей)" (аналогичного содержания имеется письмо от 16.02.2024 N16). 09.02.2024 (письмо N154-01-11/24) заказчик повторно указал подрядчику, что выполненные работы на объектах: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N14)", "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)" не соответствуют проектно-сметной документации, работы не могут быть приняты. Заказчик в письме от 09.02.2024 N153-01-11/24 повторно не согласовал замену опор типа ОГККВ-7,5-ц на ОГКф-8-ц. В актах от 07.02.2024 заказчик констатировал, что:
- на объекте "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы в районе дома N9 ул. Механизаторов (Школа интернат для слепых и слабовидящих детей)" подрядчик к работам не приступил;
- на объекте "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N14)" обнаружены недостатки работ: установленные опоры не соответствуют проектно-сметной документации; отсутствует маркировка на корпусе опор; паспорт на опоры не соответствует проектно-сметной документации; не выполнено заземление опор; угловая опора имеет крен наклона под натяжкой провода СИП;
- на объекте "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)" обнаружены недостатки работ: установленные опоры не соответствуют проектно-сметной документации; отсутствует маркировка на корпусе опор; паспорт на опоры не соответствует проектно-сметной документации; не выполнено заземление опор. Из содержания обстоятельств, приведенных в указанных письмах сторон, следует, что заказчик не согласовывал подрядчику замену опор ОГККВ-7,5-ц, указанных в контракте. Тем не менее подрядчик, не получив от заказчика согласия на замену данных опор на опоры ОГКф-8-ц, применил именно опоры ОГКф-8-ц при выполнении работ на объектах: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N14)", "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)".
Изменения в контракт в данной части не внесены.
Согласно пунктам 6.1.3, контракта подрядчик обязан:
- выполнить предусмотренные настоящим контрактом все работы согласно п.1.1. и технического задания с надлежащим качеством, в сроки, предусмотренные в настоящем контракте и сдать работы Заказчику в установленном порядке;
- выполнить работы по настоящему контракту с использованием своих материалов. До начала выполнения работ, обязательно согласовать с Заказчиком наименование и характеристики применяемых материалов с предоставлением сертификатов удостоверяющих их качество, технических паспортов. В случае, если Заказчик отклонил использование материалов из-за их несоответствия техническим паспортам, сертификатам или документам, удостоверяющим их качество, а также не соответствия требованиям сметной документации, Подрядчик обязан за свой счет и своими силами произвести их замену. Следовательно, подрядчик при выполнении работ на данных объектах: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально- культурной сферы от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N14)", "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)" не соблюдал условия контракта, несмотря на неоднократные предупреждения и требования заказчика, содержащиеся в упомянутых письмах. Подрядчиком нарушены существенные условия контракта, технического задания. Относительно выполнения работ на объекте "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы в районе дома N9 ул. Механизаторов (Школа интернат для слепых и слабовидящих детей)" подрядчик в письме от 15.02.2024 сообщил, что материалы закуплены в полном объеме и находятся на складе, к выполнению работ подрядчик готов приступить в течение недели после предоставления ПСД, откорректированной в части координат установки опор, так как в выданной документации они попадают в сеть действующего газопровода.
Также в письме от 27.02.2024 подрядчик указал заказчику, что на 27.02.2024 техническое решение по вопросу определения координат установки опор не принято, в связи с чем проведение работ невозможно. Представленная копия письма проектной организации - ООО "Теплогазпроект" от 05.03.2024 свидетельствует (представители заказчика подтвердили данные факты), что 15.01.2024 в ходе выездной комиссии с представителями подрядчика не было выявлено пересечений опор с действующим газопроводом. Обследование объекта на возможность некорректных координат проводилось трассоискателем С.А.Т-4.
Проектная документация согласована с филиалом АО "Газпром газораспределения Липецк" в г. Липецк.
Таким образом, проектной организацией подтверждена корректность координат и, соответственно, отсутствие препятствий для начала выполнения работ на объекте "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы в районе дома N9 ул. Механизаторов (Школа интернат для слепых и слабовидящих детей)". В свою очередь представитель подрядчика утверждал о некорректности координат. Комиссией было предложено представителю подрядчика представить сведения и документы, подтверждающие факт установления подрядчиком или иными лицами пересечений координат опор с действующим газопроводом на указанном объекте. Однако, никаких доказательств, подтверждающих обозначенное пересечение, Комиссии не представлено.
Также в материалах, представленных заказчиком, отсутствуют доказательства, обосновывающие утверждение подрядчика о пересечениях опор с действующим газопроводом на указанном объекте, и направленные подрядчиком заказчику в рамках исполнения контракта. Комиссия относительно заявленных представителем подрядчика доводов о несвоевременном получении проектно-сметной документации, длительных согласованиях выполнения работ с иными организациями, что повлияло на нарушение срока выполнения работ по контракту, отмечает, что несвоевременное исполнение подрядчиком обязательств по контракту не привело к принятию решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Установлено, что в письме от 20.10.2023 подрядчик запросил у заказчика проектно- сметную документацию. Письмом от 26.10.2023 заказчик направил проектно-сметную документацию в электронном виде и указал, что документация по объекту: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы дорога от пос. Заречье до ул. Краснознаменной (МБОУ СШ N62)" передана в бумажном виде, забрать оставшуюся документацию в бумажном виде можно по адресу заказчика. При этом в письме от 07.02.2024 N5 подрядчик указал, что получил проектную документацию 26.10.2023, последнее согласование ее с АО "Газпром" было произведено 20.11.2023.
До этого времени приступить к работам подрядчик не мог. Так, в решении от 29.03.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта за просрочку выполнения работ начислена неустойка. При этом отказ заказчика от исполнения контракта вызван грубыми нарушениями условий контракта, отраженных заказчиком в ранее упомянутых актах от 07.02.2024.
Из хронологии взаимоотношений заказчика и подрядчика усматривается, что подрядчик не исполнял надлежащим образом принятые обязательства по контракту. При вступлении в договорные отношения правовой интерес заказчика состоит в получении результата работ соответствующего качества, установленного требованиями контракта, законодательства. Следовательно, заказчик имеет право разумно ожидать от подрядчика всех необходимых ему работ в установленный срок.
В соответствии с п. 10.3 контракта заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях: 10.2.1.
Если Подрядчик не приступает к исполнению Контракта в соответствии с условиями Технического задания или выполняет работы с нарушением сроков более чем на 10 календарных дней (п.2 ст.715 ГК РФ), за исключением погодных условий; 10.2.2.
Нарушение Подрядчиком сроков (два или более раза) выполнения работ, предусмотренных Контрактом. 10.2.3.
Отказа от устранения или не устранения допущенных Подрядчиком отступлений от требований технических условий или нормативно-правовых актов, либо фактическое неисполнение предписаний Заказчика, в том числе изложенных в мотивированном отказе в приемке выполненных работ, в течение срока, определенного Заказчиком или снижения качества работ по ремонту объекта, в результате нарушения Подрядчиком условий Контракта (п.3 ст.715 ГК РФ).
Частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Факт того, что подрядчик нарушил существенные условия о порядке выполнения работ, предусмотренные контрактом, в части применения не предусмотренных контрактом и несогласованных заказчиком материалов на двух указанных выше объектах, а также не выполнил работы на одном из объектов, подтверждается материалами, поступившими от сторон. 29.03.2024 заказчиком в установленном ст. 95 Закона о контрактной системе порядке в ЕИС размещено решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, полученное подрядчиком в этот же день посредством функционала ЕИС.
Согласно сведениям ЕИС контракт расторгнут 09.04.2024.
В силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно ч. 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Из представленных доказательств не следует, что имели место объективные непреодолимые препятствия к исполнению подрядчиком своих обязательств, в частности по установке тех опор, которые указаны в контракте, и в отношении которых подрядчиком дано согласие при участии в электронном аукционе. С учетом вышеприведенного, в совокупности всех оцененных документов и сведений, представленных заказчиком и подрядчиком, Комиссией установлено, что подрядчик при исполнении принятых на себя обязательств не действовал добросовестно, не доказал, что им принимались разумные и достаточные меры, направленные на исполнение его обязательств по контракту либо, что имели место обстоятельства непреодолимой силы.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно разъяснениям, указанным в абз. 4 п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление Пленума ВС РФ N 7) вина должника в нарушении обязательства предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником. Подрядчик, приняв участие в закупке, был заранее ознакомлен с условиями контракта. Необходимо отметить, что в постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда по делу NА57-28884/2021 указано, что наличие прямого умысла, направленного на ненадлежащее исполнение подрядчиком контракта и свидетельствовавшего о его недобросовестном поведении не является обязательным. Данные действия (бездействие) подрядчика могут быть совершены и по неосторожности. В рассматриваемых отношениях недобросовестное поведение - составляющая объективной стороны. Вместе с тем в судебной практике при определении вины юридических лиц применяется "поведенческий" (объективный) подход, при котором исследуются не аспекты психологии субъекта, а его конкретные действия или бездействие. Применение психологического подхода, когда вину юридического лица определяют через проекцию субъективного отношения его сотрудников, прямо отрицается высшими судебными инстанциями (пункты 16 и 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 N 17-П, от 21.07.2021 N 39-П).
То есть выводы о наличии вины должны делаться на основании анализа поведения - составляющей объективной стороны. Доказывание виновности происходит исходя из внешних признаков отношения юридического лица к противоправному деянию и его последствиям - имелась ли у него возможность предотвратить их, и что им было предпринято для этого. При этом для привлечения юридического лица к административной ответственности не требуется дифференциация по формам вины. Данный подход является устоявшимся (пункты 16 и 16.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, Постановления Конституционного Суда РФ от 14.04.2020 N 17-П, от 21.07.2021 N 39-П) и его не опровергает судебная практика, поскольку её составляют, в том числе, и дела, где была возможность установить форму вины в виде умысла. В указанных выше актах высших судебных инстанций разъяснения давались применительно к составам, в которых законодатель указал мотив в качестве обязательного элемента. И даже в такой ситуации применительно к юридическим лицам определение формы вины не требуется, согласно разъяснениям. Вместе с тем Конституционный Суд РФ указывает, что в случаях, когда возможно определить форму вины юридического лица, это должно быть сделано. Но отсутствие такой конкретизации формы вины не препятствует привлечению юридического лица к ответственности, если установлено, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (объективный подход). В рассматриваемом случае цель и мотив не являются обязательным элементом состава. Для иного вывода нет правовых оснований. Комиссией установлено, что поведение подрядчика свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению возложенных на него обязанностей по контракту.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу ч. 16 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе з аказчика от исполнения контракта в связи с с ущественными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (ч. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации). С учетом требований указанной нормы на заседании Комиссии установлено, что заказчиком подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта. По требованиям ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Подрядчик до вступления решения заказчика в законную силу мог выполнить все работы по контракту. Поскольку до вступления в законную силу решения заказчика подрядчик так и не исполнил свои обязательства по контракту, оснований для отмены решения у заказчика не имелось. С учетом приведенных обстоятельств, на основании п.13, п. 15 Правил у Комиссии имеются законные основания для включения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения в отношении индивидуального предпринимателя Мельниковского Кирилла Григорьевича (ИНН 482402426387; номер реестровой записи в едином реестр участников закупок - 23084009) в связи с односторонним отказом муниципального бюджетного учреждения "Липецкгорсвет" от исполнения муниципального контракта от 17.10.2023 N 16/2023 на выполнение работ на объекте: "Устройство сетей наружного освещения подъездных путей и тротуаров к объектам социально-культурной сферы (от ул. Ушинского д.8д в сторону улицы Кутузова д.5 (ДОУ N14), (от пересечения ул. Московская и ул. Авиационная до дома N 31 по ул. Авиационная (МАОУ СШ N 51)), (от пос. Заречье до ул. Краснознаменной (МБОУ СШ N62)), (в районе дома N9 ул. Механизаторов (Школа интернат для слепых и слабовидящих детей))" (реестровый номер контракта 3482307699723000020; идентификационный код закупки: 233482307699748230100100240014321244).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина Зам. председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии Член Комиссии С.С. Кажушко
2024-3131
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 16 апреля 2024 г. N РНП-48-47-м/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2024