рассмотрев поступившее 03.04.2024 обращение государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков в отношении индивидуального предпринимателя Жалсапова Болота Батомункуевича (ИНН 753612531702, ЕРУЗ 20131111) в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 15.01.2024 NФ.2024.11395-ЕД на выполнение работ по строительству объекта "Строительство станции водоподготовки воды из артезианских скважин на системах централизованного водоснабжения Хилокская одиночная скважина N 66-Ч-17 (ЦРБ) городского поселения "Хилокское" муниципального района "Хилокский район" (ИКЗ 232753605002075360100105620014120414, реестровый номер 2753605002024000015). в присутствии представителя заказчика Щербаковой О.С. (доверенность от 18.10.2023), в присутствии представителя подрядчика Дашиева М.В. (доверенность от 09.04.2024),
УСТАНОВИЛА:
03.04.2024 в адрес Забайкальского УФАС России поступили сведения об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта с ИП Жалсаповым Болотом Батомункуевичем на строительству объекта "Строительство станции водоподготовки воды из артезианских скважин на системах централизованного водоснабжения Хилокская одиночная скважина N 66-Ч-17 (ЦРБ) городского поселения "Хилокское" муниципального района "Хилокский район" (ИКЗ 232753605002075360100105620014120414, реестровый номер 2753605002024000015).
Согласно решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.03.2024, основанием для его принятия послужило нарушение подрядчиком сроков выполнения работ - указано, что по состоянию на 22.03.2024 процент выполнения работ Генподрядчиком составляет 0%., а также в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 15 статьи 95 ФЗ-44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд" Подрядчиком письменные пояснения не представлены. В ходе заседания комиссии даны пояснения, что предприниматель приступил к выполнению работ (осуществлен выезд на объект, проведен входной контроль проектной документации, произведен осмотр площадки, а так же установлено на ином участке установленной станция, проведены переговоры с организацией, осуществляющей строительный контроль, представлена переписка с производителями оборудования).
На основании пункта 5 части 15 статьи 99, пункта 7 статьи 104 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
Согласно п. 1.1 контракта: "1.1.
Предметом настоящего Контракта является выполнение работ по строительству объекта "Строительство станции водоподготовки воды из артезианских скважин на системах централизованного водоснабжения Хилокская одиночная скважина N 66-4- 17 (ЦРБ) городского поселения "Хилокское" муниципального района "Хилокскии район"" (далее - Объект), включающее в себя подготовительные работы, выполнение строительно-монтажных работ с наружными инженерными сетями и благоустройством территории; пусконаладочные работы; обеспечение технологического присоединения Объекта к существующим инженерным сетям энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения; выполнение тепловизионного контроля ограждающих конструкций здания; обеспечение проведения лабораторных замеров физических факторов здания; подготовку технических планов на Объект и инженерные сети; подготовку всех необходимых документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию и получение разрешения на ввод в эксплуатацию Объекта; передача построенного объекта недвижимого имущества Заказчику в установленный контрактом срок.". Генподрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить предусмотренные Контрактом работы по строительству объекта капитального строительства. Генподрядчик выполняет работы в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который является Приложением N 6 к Контракту и его неотъемлемой частью. Генподрядчик обязуется выполнить работы, указанные в пункте 1.1, Контракта (далее - Работы), в соответствии с условиями Контракта и проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы, проектной и рабочей документацией, а также в соответствии с приложениями к Контракту, являющимися неотъемлемой частью Контракта.
1.3. Генподрядчик обязуется сдать построенный Объект в установленном порядке в сроки, указанные в п. 4.2. Контракта. (п 1,2, 1.3 контракта). 1.5.
Исполнение, настоящего Контракта производится в 7 (семь) этапов. Этапы, исполнения настоящего Контракта определены Графиком исполнения Контракта (Приложением N 12 к Контракту). Цена контракта составляет 60 166 895 (Шестьдесят миллионов сто шестьдесят шесть тысяч восемьсот девяносто пять) рублей 00 копеек (раздел 3 контракта). Срок выполнения работ:
4.1. Срок начала работ по Контракту - с даты подписания настоящего Контракта (начальный срок выполнения условий по Контракту). 4.2.
Работы по Контракту должны быть завершены и результат работ должен быть передан Заказчику не позднее 15.11.2024 г. (конечный срок выполнения работ).". Подрядчику выплачены аванс в размере 18 050 068,50 рублей 16.02.2024 ИП Жалсапов Б.Б. направил письмо Исх.N 11 в адрес заказчика (вх. N б/н от 20.02.2024), в котором указано следующее: "1. Проектом предусмотрена установка очистки исходной воды по показателям радон и нитрат. Проектным решением предусмотрена ёмкость по дегазации исходной воды с последующим фильтрованием общей производительностью до 384 м3/сут и по очищенной воде до 240 м3/сут. По данным обследования фактическое водопотребление не превышает 60 м3/сут Проектная площадка строительства станции находится на вершине сопки. Подъездных путей для проезда строительной техники и доставки оборудования не имеет. Так же при реализации проектных решений, необходима прокладка дополнительных сетей подачи исходной волы, сброса промывочной воды и концентрата в канализацию. Положить данные сети невозможно без работ на участке с необходимостью демонтажа частных хозпостроек. Реализовать проект на предусмотренном месте расположения объекта не представляется возможным.
2. Для реализации данного объекта необходимо изменение строительной площадки станции. Наилучшее место с минимальными землеотводами для строительства объекта находится в непосредственной близости от исходной скважины. Так же для возможности минимального требуемого землеотвода необходимо снижение проектной производительности станции по очищенной воде. Так же данное технологическое решение может существенно сократить эксплуатационные затраты". Заказчик письменный ответ на письмо подрядчика от 16.02.2024 не направил. 21.03.2024 ИП Жалсапов Б.Б. в адрес заказчика направил письмо о расторжении государственного контракта по соглашению сторон, в связи с вступившим в законную силу приговором Центрального районного суда Забайкальского края, которым на Жалсапова Б.Б. наложен запрет заниматься деятельностью, связанной с участием в государственных и муниципальных контрактах по строительству, ремонту, модернизации объектов недвижимости сроком на 5 лет. 22.03.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, согласно которому на 22.03.2024 процент выполнения работ Генподрядчиком составляет 0%. 08.04.2024 Заказчик направил требование о возврате аванса до 12.04.2024.
Согласно информации, размещенной в ЕИС: цена контракта рублей. фактически оплачено 18 050 068,50 рублей. контракт расторгнут 02.04.2024.
Причина расторжения контракта: пп."а" п.1 ч.15 ст. 95 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд" Рассмотрев представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В силу обязательства одно лицо обязано совершить в пользу другого лица определенное действие, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 Гражданского кодекса Российской Федерации). Обязательства должны исполняться надлежащим образом, односторонний отказ от исполнения не допускается (ст.ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации). По общему правилу только надлежащее исполнение прекращает обязательство (статья 408 ГК РФ).
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Указанное условие предусмотрено разделом 13.2 государственного контракта. Контрактом предусмотрено, что существенным нарушением условий контракта в том числе является: "13.2. 13.3.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в следующих случаях: 13.3.1. задержка генподрядчиком начала строительства более чем на 5 рабочих дней с момента заключения Контракта по причинам, не зависящим от Заказчика; 13.3.2. нарушение Генподрядчиком предусмотренных графиком выполнения работ сроков сдачи работ по его вине более чем на 10 дней; 13.3.5. нарушение Генподрядчиком сроков выполнения работ, а равно выполнение работы настолько медленно, что ее окончание к установленному сроку становится явно невозможным; 13.3.6. нарушение промежуточных сроков выполнения работ, предусмотренных Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 6 к Контракту); 13.3.9. отступления Генподрядчиком от требований Проектной документации или иных существенных условий Контракта 13.3.16.
В иных случаях, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации".
В соответствии со статьей 715 ГК РФ:
2. Если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
3. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Подрядчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта получено 22.03.2024 11:06 (МСК).
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, контракт расторгнут 02.04.2024 Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что порядок расторжения контракта, предусмотренный Законом о контрактной системе, заказчиком не нарушен.
В силу требований части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков утверждены постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", (далее - Правила). Заказчиком в антимонопольный орган направлено обращение по форме, предусмотренной приложением N1 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078.
Подрядчиком не представлены письменные возражения относительно расторжения контракта и включения сведений в РНП.
В силу требований пункта 13 Правил, части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти осуществляет проверку содержащихся в представляемых заказчиком документах и информации фактов. В случае подтверждения этих фактов информация включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 22.03.2024 содержит указание на два основания принятия решения заказчиком:
-подрядчик не приступил к выполнению работ (процент выполнения работ Генподрядчиком составляет 0%), -на основании подпункта "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной (участник перестал соответствовать установленным требованиям).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в случаях, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона) и (или) поставляемому товару. Расторжение контракта с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе в связи с тем, что в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, не является основанием для включения информации о таком поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр недобросовестных поставщиков и направления сведений в антимонопольный орган, поскольку это не связано с существенным нарушением условий контракта. Следовательно, обстоятельства расторжения по подпункту "а" пункта 1 части 15 статьи 95 Закона о контрактной системе не являются основанием для включения информации об участнике закупки в РНП и не подлежат рассмотрению в антимонопольном органе.
В силу требований пункта 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Комиссией установлено:
- нарушения законодательства о контрактной системе при принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направлении его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещении в единой информационной системе заказчиком не допущены;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения подрядчиком условий контракта;
- подрядчиком (исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
В силу пункта 1.2 государственного контракта: "Генподрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить работы по строительству Объекта в соответствии с условиями Контракта и проектно-сметной документацией, получившей положительное заключение государственной экспертизы. Генподрядчик обязуется обеспечить выполнение работ по Контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией". В ходе заседания комиссии представители сторон сообщили, что проектная документация с положительным заключением экологической и государственной экспертизы заказчиком до настоящего времени не получена.
Таким образом, представленные заказчиком сведения о фактах существенного нарушения подрядчиком условий контракта, в отсутствие предоставляемой заказчиком проектно-сметной документации с положительным заключением государственной экспертизы, на которой основаны обязанности подрядчика, Комиссией оценены критически. Подрядчиком представлена информация и документы, подтверждающие принятие им мер для исполнения условий контракта (в том числе переписка с заказчиком). Исходя из статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. Одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках по размещению государственного и муниципального заказов (части 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе). ИП Жалсапов Болот Батомункуевич осуществляет предпринимательскую деятельность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск. Принимая условия заказчика, участник гарантирует добросовестность своих намерений.
Таким образом, ИП Жалсапов Б.Б., заключая государственный контракт, возложило на себя риск неблагоприятных последствий, предусмотренных за нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с положениями статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. При этом, в соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации, изложенными в Постановлениях от 30.07.2001 N13-П и от 21.11.2002 N15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Таким образом, исключительно наличие факта принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта не является достаточным для принятия решения о включении лица в РНП без установления причин, оснований и обстоятельств, вызвавших неисполнение условий контракта, и без установления намерения у участника закупки не исполнять данный контракт. В ходе проведения проверки Комиссией не установлено бесспорных доказательств, подтверждающих умышленное нарушение предпринимателем сроков выполнения работ по контракту и нежелание выполнить принятые на себя обязательства. Из представленных документов и пояснений сторон усматривается, что 16.02.202024 ИП Жалсапов Б.Б сообщил заказчику о том, что проектная документация не соответствует фактическим обстоятельствам строительства указанного объекта, однако заказчик на письмо подрядчика не ответил, пояснений не дал. Комиссией установлено, что поскольку на рассматриваемом объекте уже были заключены контракты с ООО "Трансстрой" (реестровый N2753605002022000005) и ООО "Стройсити" (ИКЗ 232753605002075360100100570014120414), заказчику заблаговременно было известно о необходимости корректировки проектной документации на момент заключения рассматриваемого контракта. В ходе заседания комиссии представитель подрядчика сообщил, что невыполнение строительных работ вызвано исключительно действиями заказчика, который заключил государственный контракт имея ненадлежащую проектную документацию. Подрядчик в установленные заказчиком сроки намерен вернуть выплаченный по контракту аванс. Комиссией также установлено, что подрядчик приступил к подготовительному этапу работ в части входного контроля проектно-сметной документации и подбору поставщиков на инженерно-техническое оборудование (подрядчиком представлены запросы коммерческих предложений) В связи с указанным, сведения в отношении ИП Жалсапове Болоте Батомункуевиче не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", пунктом 5 части 15 статьи 99, частью 7 статьи 104 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия на основании результатов проведенной проверки,
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные государственным заказчиком - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, в отношении индивидуального предпринимателя Жалсапова Болота Батомункуевича (ИНН 753612531702, ЕРУЗ 20131111) в связи с расторжением контракта - односторонним отказом заказчика от исполнения контракта от 15.01.2024 NФ.2024.11395-ЕД на выполнение работ по строительству объекта "Строительство станции водоподготовки воды из артезианских скважин на системах централизованного водоснабжения Хилокская одиночная скважина N 66-Ч-17 (ЦРБ) городского поселения "Хилокское" муниципального района "Хилокский район" (ИКЗ 232753605002075360100105620014120414, реестровый номер 2753605002024000015) в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Решение, принятое комиссией Забайкальского УФАС России по результатам рассмотрения сведений может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.Б. Гойгов Члены комиссии: А.О. Осипова О.С. Оносова
2024-1817
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 10 апреля 2024 г. N РНП-75-35
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2024