Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии; членов комиссии: Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта указанного отдела; Бутковской Н.В. - ведущего специалиста-эксперта указанного отдела; без участия представителей заявителя жалобы - общества с ограниченной ответственностью "БРОКЕР-ГРУПП" (далее - ООО "БРОКЕР-ГРУПП"), муниципального заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Магдагачинский районный дом культуры" (далее - Заказчик), уполномоченного органа - администрации Магдагачинского района (далее - Уполномоченный орган), уведомленных надлежащим образом о дате и месте рассмотрения жалобы, рассмотрела поступившую 22.04.2024 в Амурское УФАС России жалобу ООО "БРОКЕР-ГРУПП" на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту фасада здания районного Дома культуры, расположенный по адресу: Магдагачинский район, пгт. Магдагачи, ул. К.Маркса 18, объявленной извещением от 12.04.2024 N0123300015624000017 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, выразившиеся, по мнению заявителя, в нарушении положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а именно - в установлении избыточных требований к участникам закупки о 2 наличии членства в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. В своей жалобе ООО "БРОКЕР-ГРУПП" указывает, что извещение содержит требование, что в качестве документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Вместе с тем, объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту, следовательно, Заказчик
установил
избыточное требование о наличии у участника закупки выписки из реестра саморегулируемой организаций, ограничивающее конкуренцию. Заявитель просит Комиссию Амурского УФАС России признать жалобу обоснованной; провести внеплановую проверку размещения закупки; выдать Заказчику предписание об устранении нарушений посредством внесения изменения в документацию. Заказчиком и Уполномоченным органом в материалы дела не представлены письменные возражения в отношении доводов жалобы. Комиссия Амурского УФАС России, рассмотрев жалобу, исследовав материалы дела,
УСТАНОВИЛА:
12.04.2024 Уполномоченным органом по заявке Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru опубликовано извещение N0123300015624000017 о проведении закупки способом открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту фасада здания районного Дома культуры, расположенный по адресу: Магдагачинский район, пгт.Магдагачи, ул.К.Маркса 18. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 563 184,77 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок - 12.04.2024 в 11:36 (МСК+6).
Дата и время окончания срока подачи заявок - 22.04.2024 в 09:00 (МСК+6).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 22.04.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 24.04.2024.
Изменения в извещение о закупке N 0123300015624000017 Заказчиком не вносились. В рамках рассматриваемой закупки запросы о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки Заказчику не поступали.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 22.04.2024 N 0123300015624000017 на участие в аукционе заявки поданы от трех участников закупки. Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.04.2024 N 0123300015624000017, все поступившие заявки признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признается участник закупки идентификационный N 116426134, с ценовым предложением 9250546,17 руб. На дату рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки контракт не заключен. Исследовав материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к 3 следующим выводам. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При 4 этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На основании части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе. Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). С учетом изложенного в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства соответственно (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ). Данное требование согласуется с условием о необходимости соблюдения принципа обеспечения конкуренции, в рамках которого не допускается установление требований, приводящих к необоснованному ограничению числа участников закупки.
Таким образом, в целях обеспечения конкуренции заказчик должен устанавливать требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, область регулирования которой соотносится с результатом работ, являющихся объектом закупки. Объектом закупки N 0123300015624000017 определены работы, предусмотренные кодом ОКПД2 43.99.90.190 Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки (выполнение работ по ремонту фасада здания районного Дома культуры, расположенный по адресу: Магдагачинский район, пгт.Магдагачи, ул.К.Маркса 18). Кроме того, извещением рассматриваемой закупки установлено требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной 5 системе: "Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев предусмотренных ч. 2.1 и 2.2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ. Член саморегулируемой организации имеет право выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключаемого с использованием конкурентных способов заключения договора, при соблюдении в совокупности следующих условий:
1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированных в соответствии со ст. 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса РФ;
2) если совокупный размер обязательств по договору строительного подряда заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договора не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.
3) если совокупный размер обязательств по договору строительного подряда не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд возмещения вреда в соответствии с частью 10 или 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Все перечисленные выше требования не распространяются:
- на участников, которые предложат цену контракта 10 млн руб. и менее. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ;
- на унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения, юрлица с госучастием в случаях, которые перечислены в ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ. Участнику необходимо предоставить информацию из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в любой свободной форме. В случае непредоставления подобных сведений комиссия будет осуществлять проверку наличия информации об участнике в едином реестре самостоятельно, на основании данных, предоставленных оператором электронной площадки". Приложением к извещению N 0123300015624000017 предусмотрено, что Заявка на участие в закупке помимо прочего должна содержать "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ: Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 и 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Участнику необходимо предоставить информацию из единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах в любой свободной форме. В случае непредоставления подобных сведений комиссия будет осуществлять проверку наличия информации об участнике в едином реестре самостоятельно, на основании данных, предоставленных оператором электронной площадки.". Вместе с тем, Заказчиком при установлении требования о том, что участник закупки N0123300015624000017 должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в 6 области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, не учтено следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 55.24 ГрК РФ техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией. Ведомственные строительные нормы "Положения о организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" ВСН 58-88 (р), утвержденные Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312, являются обязательными для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий (пункт 1.2ВСН 58-88 (р)).
Согласно приложению N 1 к BCH-58-88 (р): текущий ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления исправности (работоспособности)его конструкций и систем инженерного оборудования, а также поддержания эксплуатационных показателей. Капитальный ремонт здания - ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также улучшения эксплуатационных показателей.
В соответствии с пунктом 1.1. ВСН 58-88 (р) данные нормы распространяются на объекты коммунального и социально-культурного назначения независимо от формы собственности. Текущий ремонт должен производиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до постановки на капитальный ремонт. Приложением N 7 ВСН 58-88 (р) определен перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в состав которых входит: смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных, витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.), постановка доводчиков, пружин, упоров, смена оконных и дверных приборов, укрепление, усиление, смена отдельных участков деревянных перегородок, заделка трещин в плитных перегородках, перекладка отдельных участков, замена отдельных участков покрытия полов, восстановление штукатурки стен и потолков отдельными местами, все виды штукатурно-малярных работ во всех помещениях, смена отдельных участков трубопроводов, секций отопительных приборов, запорной и регулирующей арматуры центрального отопления, установка воздушных кранов, гидравлическое испытание и промывка системы, регулировка и наладка систем отопления, смена отдельных участков и устранение неплотностей вентиляционных коробок, шахт, камер, воздуховодов, замена вентиляторов, воздушных клапанов и другого оборудования, смена отдельных участков трубопроводов, фасонных частей, сифонов, трапов, ревизий, восстановление разрушенной теплоизоляции трубопроводов и др. Как следует из описания объекта закупки N0123300015624000017 в состав и содержание работ включено следующее: "Выполнение работы по ремонту фасада здания 7 клуба на 600 мест в населенном пункте Магдагачинского района, пгт.Магдагачи, ул.К.Маркса, 18. До начала работ по ремонту фасада необходимо временно демонтировать все рекламные устройства, кондиционеры и прочее, в связи с тем, чтобы на общей площади фасада отсутствовали пятна иного оттенка;
- ремонт лицевой поверхности наружных кирпичных стен;
- заделка кирпичом оконных проемов. В местах закладки оконных проемов кирпичной кладкой необходимо организовать нишу в габарит глубины проема, для сохранения архитектурного образа и целостности фасада;
- необходимо предусмотреть защиту стекол при окраске фасадов;
- отбивка штукатурки с поверхности стен;
- очистка вручную поверхности фасадов от красок;
- улучшенная штукатурка фасадов раствором готовым кладочным, цементным М400 - пилястр, выступов, карнизов, колонн (все отсутствующие декоративные элементы фасада необходимо восстановить в исходное состояние, недопустимо демонтировать остатки декоративных элементов для скрытия их присутствия на фасаде, либо строго СОГЛАСОВАТЬ с Заказчиком);
- ремонт штукатурка парапетов раствором готовым кладочным, цементным М400;
- штукатурка улучшенная по сетке - стен;
- протравка цементной штукатурки нейтрализующим раствором;
- сплошная шпатлевка ранее оштукатуренных поверхностей цементно-поливинилацетатным составом - портландцемент специального назначения сульфатостойкий М400 (ЦЕМ I 32,5Н СС);
- окраска фасадов акриловыми составами в один тон за 2 раза: с лесов вручную по подготовленной поверхности (для расколеровки фасада необходимо использовать два цвета, применяемых для выделения основных частей здания и элементов фасада (балконов, лепнины, откосов), Цвет покраски согласовать с Заказчиком." Кроме того, Заказчиком в составе извещения N 0123300015624000017 размещен локальный сметный расчет (смета) N 67 "Ремонт фасада здания клуба на 600 мест". Из анализа содержания работ, требуемых Заказчику, а также вышеперечисленных правовых норм следует, что названные работы относятся к категории "Текущий ремонт", что исключает в соответствии с градостроительным законодательством и законодательством о контрактной системе возможность установления к участникам закупки требования об их членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Установление Заказчиком в извещении о закупке N 0123300015624000017 вышеуказанных требований к участникам закупки нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, доводы жалобы ООО "БРОКЕР-ГРУПП" Комиссия Амурского УФАС России находит обоснованными. Комиссией Амурского УФАС России проанализированы заявки участников закупки N 0123300015624000017 и установлено, что на участие в закупке поданы заявки от участников как имеющих членство в СРО, так и не имеющих такого членства, при этом все участники допущены к участию в аукционе. Следовательно, поскольку материалами дела не установлено, что выявленные в действиях Заказчика нарушения повлияли или могли повлиять на результаты определения исполнителя закупки, с учётом необходимости своевременной реализации потребности Заказчика, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе. Рассмотрев жалобу ООО "БРОКЕР-ГРУПП" на действия Заказчика и Уполномоченного органа при осуществлении закупки способом открытого аукциона в 8 электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту фасада здания районного Дома культуры, расположенный по адресу: Магдагачинский район, пгт. Магдагачи, ул. К.Маркса 18, объявленной извещением от 12.04.2024 N0123300015624000017 в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru, руководствуясь пунктом 1 части 3, частью 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Амурского УФАС России приняла
РЕШЕНИЕ:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "БРОКЕР-ГРУПП" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - муниципального бюджетного учреждения "Магдагачинский районный дом культуры" нарушение части 6 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Заместитель М.М. Парнищев а Председателя комиссии Члены комиссии: Е.В. С трелкова Н.В. Б утковская
2024-2116
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 27 апреля 2024 г. N 028/06/106-313/2024 (ключевые темы: участники закупок - саморегулируемые организации - брокер - текущий ремонт - капитальный ремонт)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2024