Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Администрации Курортного района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):,
ООО "Микарт" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 9979-ЭП/24 от 15.04.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по благоустройству элементов благоустройства экстрим парка Комплекса плоскостных спортивных сооружений "Северный" по адресу: Санкт-Петербург, город Сестрорецк, пляж "Северный", участок 1, (севернее дома 1, литера А по пляжу "Северный") (извещение N 0172200000624000058) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 03.04.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0172200000624000058. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 944 799, 56 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок).
В силу ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным пп. "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном п. 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе;
е) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим пп. "в" настоящего пункта, в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями, за исключением случаев, предусмотренных пп. "д" п. 31, пп. "г" п. 32 и пп. "г" п. 33 настоящего Положения. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии.
В Приложении N 3 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" к извещению о проведении закупки Заказчиком установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
"Подпункт "в" пункта 24 Положения
Наличие исполненного договора (договоров, контрактов), сопоставимого с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Наличие исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ (оказание услуг) по благоустройству территории и/или выполнение работ по благоустройству элементов благоустройства экстрим парка.
Оценка заявки (части заявки) по показателю оценки определяется путем суммирования среднего количества баллов, присвоенных всеми принимавшими участие в ее рассмотрении и оценке членами комиссии по осуществлению закупок по каждому детализирующему показателю, умноженного на значимость соответствующего детализирующего показателя. При этом среднее количество баллов определяется путем суммирования количества баллов, присвоенных каждым членом комиссии по осуществлению закупок, и последующего деления на количество таких членов.
Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
В рамках детализирующего показателя "Характеристика квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров)" оценивается совокупный объем стоимости исполненных контрактов (договоров), сопоставимых с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно объем стоимости исполненных контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству элементов благоустройства экстрим парка комплекса плоскостных спортивных сооружений
Участник заполняет рекомендуемую форму "Общая цена исполненных участником закупки договоров/контрактов" (Приложение N1 к Порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе).
Для подтверждения общей цены исполненных участником закупки контрактов (договоров) на выполнение работ по благоустройству элементов благоустройства экстрим парка комплекса плоскостных спортивных сооружений участник закупки предоставляет в составе заявки копии следующих перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта:
- копия ранее исполненного контракта (договора) на выполнение работ со всеми приложениями (за исключением проектной документации);
- копия акта (ов) выполненных работ, подтверждающего цену выполненных работ/или копии иных документов (согласно тексту договора), подтверждающих приемку работ, в которых указана их окончательная стоимость и подтверждается приемка заказчиком работ по договору.
При этом, последний акт, составленный при исполнении договора (-ов), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в настоящей закупке.
Документы, предусмотренные настоящим пунктом, составленные в рамках исполнения контракта (договора) должны быть представлены в полном объеме и со всеми приложениями. К оценке принимаются документы, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. В рамках детализирующего показателя "Характеристика квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров)" критерия оценки "Квалификация участников закупки" к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые контракты (договоры) на выполнение работ по благоустройству элементов благоустройства экстрим парка комплекса плоскостных спортивных сооружений, заключенные в том числе соответствии с Законом о контрактной системе или в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В случае предоставления неполного комплекта документов по контракту (договору) и/или в случае несоответствия сумм, указанных в исполненных контрактах (договорах) и актах выполненных работ (накладных, счетов-фактур) по этому контракту, присвоение баллов по таким контрактам (договорам) будет осуществляться из расчета подтвержденных актами выполненных работ (накладными, счетами-фактурами) сумм.
В случае представления участником закупки гражданско-правовых договоров, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе или в соответствии с ФЗ N 223, к оценке принимаются сведения, содержащиеся в Реестре контрактов (договоров).
В случае предоставления информации не по рекомендуемой форме, указанная информация должна содержать все сведения предусмотренные рекомендуемой формой. В случае непредставления информации об исполненных контрактах (договорах) или непредставления подтверждающих документов начисление баллов по данному детализирующему показателю не производится.
Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, даты, подписи, печати (при наличии). Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью. К рассмотрению принимаются документы, в том числе, если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов.
Не предоставление в составе заявки на участие в конкурсе сведений/документов не является основанием для отказа в допуске к участию в электронном конкурсе".
Изучив вышеуказанный порядок оценки Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанные требования противоречат формулировке, указанной в пп. 2.1 того же раздела: "Наличие исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ (оказание услуг) по благоустройству территории и/или выполнение работ по благоустройству элементов благоустройства экстрим парка".
Кроме того, оценка договоров исключительно на выполнение работ по благоустройству элементов благоустройства экстрим парка комплекса плоскостных спортивных сооружений является ограничением конкуренции, поскольку работы, перечисленные в приложении N 1 к описанию объекта закупки "Ведомость объёмов работ на выполнение работ по благоустройству элементов благоустройства экстрим парка Комплекса плоскостных спортивных сооружений "Северный" по адресу: Санкт-Петербург, город Сестрорецк, пляж "Северный", участок 1, (севернее дома 1, литера А по пляжу "Северный")" (далее - ВОР), а также объектной и локальными сметами (Приложение N 2 к извещению "Обоснование начальной максимальной Цены") не являются уникальными исключительно для благоустройства экстрим парков.
Заказчик, исключив контракты по сносу и содержанию зеленых насаждений, соответствующие предмету закупки, установил ограничение конкуренции по отношению к участникам.
Таким образом, заказчиком установлен ненадлежащий порядок оценки, ограничивающий возможность получить максимальное количество баллов по показателям, что противоречит п. 4 ч. 2 ст. 42 (п. 11 ч. 1 ст. 42) Закона о контрактной системе.
2. В силу ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе информацию: формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что Заказчиком установлены следующие требования:
"3. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
4. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ."
При этом согласно п. 2.31 Приложения N 1 к Извещению "Описание объекта закупки" указано, что работы должны выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства за исключением случаев, предусмотренных ч.2, 2.1, 2.2 ст.52 ГрК РФ и производства работ по текущему ремонту объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 1 ГрК объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
В приложении N 1 к описанию объекта закупки ВОР, а также объектной и локальными сметами (Приложение N 2 к извещению "Обоснование начальной максимальной Цены") не указаны какие-либо объекты капитального строительства. В сметах и ВОР перечислены следующие виды работ: благоустройство территории, монтаж МАФ, высадка растений и утилизация.
В соответствии с представленными возражениями Заказчика установление данного требования является технической ошибкой.
Таким образом в действиях Заказчика установлено нарушение ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе, а довод жалобы признан обоснованным.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Микарт" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42, ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 19 апреля 2024 г. N 44-1751/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024