Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии: Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; члены Комиссии: О.И. Филатов - ведущий специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; О.И. Аркадьева - специалист 1 разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, при участии представителей: заявителя - ООО "Триан": А.А. Диваковой (генеральный директор); заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Онкологический центр Калининградской области": Т.Е. Великой (по доверенности), рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "Триан" (вх. N 3226/24 от 23.04.2024) на действия заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Онкологический центр Калининградской области" при проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является поставка медицинских изделий (Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный), ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (извещение N 0335200017024000046) (далее - запрос котировок), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 1
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 23.04.2024 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при формировании извещения об осуществлении закупки. В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы По мнению Заявителя, Заказчик необоснованно требует к поставке товар, соответствующий определенному коду вида медицинского изделия, поскольку на рынке имеются медицинские изделия, соответствующие Техническому заданию, зарегистрированные под иным кодом. Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя Заказчик не согласен с доводами жалобы Заявителя, поскольку требования, заявленные к поставке товара и его приемке в соответствии с кодами вида номенклатурной классификации медицинских изделий, установлены исходя из потребностей Заказчика и необходимы для процедуры лицензирования и последующего качественного оказания услуг.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия
установила
следующее 22.04.2024 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение об осуществлении закупки N 0335200017024000046 с приложениями. Начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) - 5 052 500,00 рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования Каталога) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования Каталога).
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил формирования Каталога в позицию Каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии). В справочную информацию в позиции Каталога по медицинским изделиям включаются вид медицинского изделия в числовом выражении (код), наименование вида медицинского изделия и описание вида медицинского изделия, в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, а также код (коды) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД 2) в числовом выражении и наименование кода ОКПД 2.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является товар с кодом позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ) 32.50.50.190-00000236 "Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный". В справочной информации, содержащейся в разделе "ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ" по данному коду КТРУ содержится код вида номенклатурной классификации медицинских изделий (далее - НКМИ): "152700: Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный".
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно 2024-2355 2 содержать проект контракта. В пункте 6.1 Проекта контракта, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки содержится, в том числе следующая информация: "Заказчик осуществляет приемку оборудования в соответствии с кодами вида номенклатурной классификации медицинских изделий, указанных в Приказе Министерства здравоохранения РФ от 19 февраля 2021 г. N 116н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях".". Приказом Минздрава России от 19.02.2021 N 116н утвержден Порядок оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях. В приложениях NN 4, 7, 10, 16, 19, 22, 28 к Порядку оказания медицинской помощи взрослому населению при онкологических заболеваниях, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 февраля 2021 г. N 116н, установлено, что медицинское изделие с наименованием вида номенклатурной классификации медицинских изделий: "Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный" имеет код вида НКМИ 152700.
Согласно письменным пояснениям Заказчика (вх. N 3308/24 от 25.04.2024) наличие в обязательном порядке "Очистителя воздуха фильтрующего высокоэффективного, стационарного" с кодом НКМИ 152700 является потребностью Заказчика, вызванной необходимостью лицензирования деятельности Заказчика в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021 N 852.
В противном случае Заказчик не сможет получить лицензию на осуществление медицинской деятельности и приступить к непосредственному исполнению профессиональной деятельности.
Таким образом, с учетом положений пункта 6.1 Проекта контракта, пояснений Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что осуществляется закупка медицинского изделия "Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный" с конкретным кодом вида НКМИ 152700.
Комиссия проанализировав извещение об осуществлении закупки и приложения к нему, представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон, приходит к следующим выводам.
Согласно пунктам 1, 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, обоснование начальной (максимальной) цены контракта. В составе извещения об осуществлении закупки размещены, в том числе файлы: "Описание объекта закупки", в котором содержится техническое задание (далее - Техническое задание) и "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта", в котором содержится информация о том, что определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта произведено в соответствии с Порядком определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий, утвержденным приказом Минздрава России от 15.05.2020 N 450н "Об утверждении порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок медицинских изделий" (далее - Порядок). Так, в целях получения ценовой информации в отношении поставки медицинских изделий (Очиститель воздуха фильтрующий высокоэффективный, стационарный), ввода в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий для определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка), Заказчиком были направлены запросы о предоставлении ценовой информации поставщикам, обладающим опытом поставки аналогичного оборудования, являющегося объектом закупки, информация о которых имеется в свободном доступе (размещена на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и (или) применена информация, содержащаяся в реестре контрактов. К запросу коммерческих предложений (исх. N 162-КС от 26.03.2024) Заказчик приложил, в том 2024-2355 3 числе описание объекта закупки (техническое задание), являющееся Приложением N 1, в котором в качестве характеристики также указан код вида НКМИ: 152700, который не может изменяться участником закупки. По направленному запросу (исх. N 162-КС от 26.03.2024) Заказчику представлены коммерческие предложения, которые в дальнейшем использовались при формировании НМЦК от следующих субъектов: ООО "ЕГРО" (вх. N 162-1 от 27.03.2024), в котором к поставке предложено медицинское изделие (Обеззараживатели - очистители фотокаталитические воздуха "Аэролайф" по ТУ 32.50.50- 001-11455594-2017, модель С-80, производитель: ООО "ИТИ", Россия); ООО "Русская медицинская корпорация" (вх. N 162-2 от 27.03.2024), в котором к поставке предложено медицинское изделие (Обеззараживатели - очистители фотокаталитические воздуха "Аэролайф" по ТУ 32.50.50-001- 11455594-2017, модель С-80, производитель: ООО "ИТИ", Россия); ИП Муравский А.Н. (вх. N 162-3 от 27.03.2024), в котором к поставке предложено медицинское изделие (Очиститель-обеззараживатель воздуха по ТУ 9452-001-86724762-2014, исполнение "Тиокрафт М100", АО "РПЗ", Россия).
Таким образом, в коммерческих предложениях в соответствии с запросом Заказчика (исх. N 162- КС от 26.03.2024) к поставке были предложены медицинские изделия двух производителей: ООО "ИТИ", АО "РПЗ".
На заседании Комиссии Заявитель пояснил, что он готов предложить к поставке медицинское изделие "Очиститель-обеззараживатель воздуха" "Тиокрафт М100" (регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2875), производителя АО "РПЗ", соответствующее требованиям Технического задания, однако данное медицинское изделие имеет код вида НМКИ, не соответствующий коду вида НКМИ: 152700, требуемому Заказчиком.
Согласно сведениям с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/ ) Комиссией установлено, что медицинское изделие Очиститель-обеззараживатель воздуха по ТУ 9452-001-86724762-2014, исполнение "Тиокрафт М100", АО "РПЗ", Россия (регистрационное удостоверение N РЗН 2015/2875) имеет код вида НМКИ: 152690.
При этом в коммерческом предложении, представленном ИП Муравским А.Н. (вх. N 162-3 от 27.03.2024), содержится информация, что медицинское изделие (Очиститель-обеззараживатель воздуха по ТУ 9452-001-86724762-2014, исполнение "Тиокрафт М100", АО "РПЗ", Россия) имеет код вида НКМИ: 152700.
По данному обстоятельству представитель Заказчика 27.04.2024 на заседании Комиссии пояснил, что при расчете НМЦК Заказчиком не было установлено данное обстоятельство. Товар с кодом вида НКМИ, отличным от кода вида НМКИ: 152700, необходимого Заказчику, не может быть поставлен в рамках данной закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что расчет НМЦК по закупке производился с использованием коммерческого предложения ИП Муравского А.Н. (вх. N 162-3 от 27.03.2024), в котором предложено к поставке медицинское изделие, которое с учетом положений пункта 6.1 Проекта контракта, не может быть поставлено в рамках данной закупки.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в части отсутствия обоснования НМЦК.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 2024-2355 4 - в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Исполнением требований статьи 33 Закона о контрактной системе должно являться наличие на рынке как минимум двух производителей, товар которых соответствует всем требованиям, обозначенным в извещении об осуществлении закупки. При этом Комиссия отмечает, что включение в извещение об осуществлении закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе. Данная позиция находит свое отражение также в пункте 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017. 02.05.2024 на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что требованиям Технического задания соответствуют медицинские изделия двух производителей, а именно: обеззараживатель - очиститель фотокаталитический воздуха "Аэролайф", модель С-80, производителя ООО "ИТИ" и очиститель-обеззараживатель воздуха "Тиокрафт М100", производителя АО "РПЗ", при этом код вида НКМИ в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе не является функциональной, технической, эксплуатационной объекта закупки. По данному обстоятельству Комиссия отмечает следующее. Как уже ранее было установлено "Очиститель-обеззараживатель воздуха "Тиокрафт М100", производителя АО "РПЗ" с учетом положений пункта 6.1 Проекта контракта не может быть принят Заказчиком по результатам приемки товара. При этом согласно сведениям с официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (https://roszdravnadzor.gov.ru/ ) в государственном реестре медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, содержится информация об очистителях воздуха с кодом НКМИ: 152700, необходимым Заказчику, большего количества таких производителей, как: ООО "Аэросервис", ООО "НМФ "Амбилайф", ООО "ЗАВОД АЭРОЛАЙФ", ООО "ИТИ" и другие. Комиссия отмечает, что Заказчиком не представлено сведений о соответствии требованиям Технического задания медицинских изделий каких-либо иных производителей, кроме очистителя воздуха "Аэролайф", модели С-80, производителя ООО "ИТИ" и очистителя воздуха "Тиокрафт М100", производителя АО "РПЗ", который не может быть поставлен в рамках данной закупки.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, сформировавшего в Техническом задании такие характеристики товара, в соответствии с которыми по условиям закупки может быть поставлен товар только одного производителя (ООО "ИТИ"), противоречат требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. Принимая во внимание, что допущенные Заказчиком нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при формировании извещения об осуществлении закупки ограничили круг потенциальных участников, которые могли бы подать заявки на участие в запросе котировок, Комиссия приходит к выводу о наличии в рассматриваемом случае оснований для выдачи обязательного для исполнения предписания. В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется. В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о 2024-2355 5 контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Триан" обоснованной.
2. Признать заказчика - государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Онкологический центр Калининградской области" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, пункт 2 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, комиссии по осуществлению закупок Заказчика, оператору электронной площадки (в части имеющихся полномочий) предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Калининградского УФАС России для решения вопроса о привлечении лиц, допустивших нарушение Закона о контрактной системе, к административной ответственности. Председатель комиссии Н.С. Иванова Члены комиссии: О.И. Филатов О.И. Аркадьева В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. 2024-2355 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 7 мая 2024 г. N 039/06/34-330/2024 (ключевые темы: изделия медицинского назначения - товар. работа. услуга. - техническое задание - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024