Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
начальника отдела контроля закупок и торгов управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
при участии в формате ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности,
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ИП Саядян З.К на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по капитальному ремонту объекта "МБДОУ "Детский сад N 13 "Умка", ЯНАО, г. Салехард, мкр. Богдана Кнунянца, д. 36 (благоустройство, в т.ч. детская научная площадка)", начальная (максимальная) цена контракта - 69 882 807,48 рублей (извещение N 0190300002124000193), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель считает, что действия Заказчика противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на официальном сайте 23.04.2024;
2) дата и время начала срока подачи заявок 23.04.2024;
3) дата и время окончания срока подачи заявок 02.05.2024;
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 02.05.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 06.05.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы следует, что в Извещении к участникам закупки установлены незаконные требования, а именно наличие у участника закупки СРО и наличие опыта в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии с требованиями, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
По смыслу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
1. Комиссия Управления установила, что согласно извещению, участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - СРО), в которой должны содержаться сведения о наличии у члена СРО права осуществлять капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
По смыслу пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) подразумевает замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства подразумевается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Объектом закупки является оказание услуг по капитальному ремонту объекта "МБДОУ "Детский сад N 13 "Умка", ЯНАО, г. Салехард, мкр. Богдана Кнунянца, д. 36 (благоустройство, в т.ч. детская научная площадка).
Проведя анализ закупочной документации и письменных возражений Заказчика, Комиссия Управления установила следующее:
В соответствии с п. 1.1 проекта контракта подрядчик обязуется выполнить капитальный ремонт по объекту: МБДОУ "Детский сад "Умка" по адресу: ЯНАО, г. Салехард, мкр. Богдана Кнунянца, д. 36, (благоустройство, в т.ч. детская научная площадка), в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 2), Ведомостью объемов работ (Приложение N 3).
Согласно раздела 5 технического задания к проекту контракта подрядчик обязуется выполнить работы в соответствии с технической документацией:
ЛС N 07-01-01/1 (Благоустройство. ДР);
ЛС N 07-02-02/1 (Планировочная организация земельного участка);
ЛС N 07-02-03/1 (Система электроснабжения).
Ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (приложение N3) содержит аналогичные виды работ:
Благоустройство. ДР
Планировочная организация земельного участка
Система электроснабжения
Прочие работы (утилизация мусора и непредвиденные затраты).
Таким образом, Комиссий Управления не выявлено в закупочной документации положений, относящихся к капитальному ремонту непосредственно здания МБДОУ "Детский сад "Умка".
Напротив, исходя из анализа положений закупочной документации, Комиссия Управления приходит к выводам, что непосредственным объектом ремонта является детская площадка и благоустройство территории.
По смыслу пункта 10 ст. 1 ГрК РФ детская площадка не относится к объекту капитального строительства.
Согласно пункту 3.2. "СП 82.13330.2016. Свода правил. Благоустройство территорий. благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Также в соответствии с п. 3.11 СП 82.13330.216. "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75" оборудование детских площадок относится к малым архитектурным формам, то есть детские площадки не являются объектами капитального строительства, данная позиция подтверждается в определении Верховного суд РФ от 16.10.2020 N 308-ЭС20-15391 по делу N А61-5797/2019.
К объектам капитального строительства относятся здание (в том числе многоквартирный дом), строение, сооружение и объекты незавершенного строительства, кроме некапитальных строений, сооружений (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ и часть 6 статьи 15 ЖК РФ).
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что объектом закупки предусматривается оказание услуг в рамках благоустройства территории, не относящихся в соответствии с положениями ГрК РФ к объекту капитального строения и не подпадающих под действия законодательства о градостроительной деятельности, установление в документации о закупке дополнительного требования к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ является нарушением Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о членстве в СРО, что является нарушением ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Довод жалобы нашел свое подтверждение и является обоснованнвым.
2. В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок, заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Вместе с этим подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением.
В соответствии с Извещением о проведении электронного аукциона к участникам закупки применяются требования, предусмотренные позицией 10 раздела II дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (приложение к постановлению Правительства РФ N2571 от 29 декабря 2021 г.).
Позиция 10 раздела II приложения к Постановлению N2571 предусматривает работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
На основании проведённого анализа объекта закупки, Комиссия ранее пришла к выводу, что благоустройство детской площадки не относится к капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Следовательно, установление к участникам закупки требования в соответствии с позицией 10 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 нарушает ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
С учетом изложенного, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Комиссия считает необходимым выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ИП Саядян З.К на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по капитальному ремонту объекта "МБДОУ "Детский сад N 13 "Умка", ЯНАО, г. Салехард, мкр. Богдана Кнунянца, д. 36 (благоустройство, в т.ч. детская научная площадка)", начальная (максимальная) цена контракта - 69 882 807,48 рублей (извещение N 0190300002124000193), признать обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении допущенного нарушения.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
5. Обязать Заказчика обеспечить уведомление должностного лица, разместившего в единой информационной системе информацию и документы, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе о необходимости представить в срок до 31.05.2024 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация для уведомлений должностного лица);
- приказ о назначения на должность;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- заверенную копию титульного листа информационного сообщения о проведении закупки;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанному факту в отношении должностного лица назначается на 03.05.2024 в 14 час. 30 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 3 мая 2024 г. N 089/06/31-284/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.05.2024