Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Иванова А.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; Члены Комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; в присутствии представителей Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская больница скорой медицинской помощи" (далее - ГБУ "Курганская БСМП", Заказчик) - Умновой С.С. (доверенность N б/н от 08.02.2024 г.), Пономаревой О.Г. (доверенность N б/н от 25.04.2024 г.),
в присутствии представителя Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКОМ" (далее - ООО "МЕДИКОМ", Заявитель) - Домбровского Д.Д. (доверенность N 1 от 17.01.2024 г.) посредством видео- конференц связи, в присутствии представителей Заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" (далее - ООО "МЕДИКО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР", Победитель закупки, Заинтересованное лицо) - Телициной А.М. (доверенность N б/н от 25.04.2024 г.), Сучилкина С.В. (доверенность N б/н от 23.04.2024 г.) посредством видео-конференц связи, рассмотрев жалобу ООО "МЕДИКО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" на действия Заказчика - ГБУ "Курганская БСМП" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0343300002624000101), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
22.04.2024 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "МЕДИКОМ" (вх. N 1704-ЭП/24) на действия Заказчика - ГБУ "Курганская БСМП" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0343300002624000101).
В жалобе Заявитель указывает следующее. Совокупность указанных характеристик описывает товар одного производителя - Комплекс программно-аппаратный суточного мониторирования АД "БиПиЛАБ" по ТУ 9441-002-39238870-2010, производства ООО "Петр Телегин" с РУ ФСР 2011/10717 от 17 апреля 2020 года. При этом, по позиции N 2 Описания объекта закупки Заказчиком не использован соответствующий код КТРУ для данного вида медицинского изделия, а именно, Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указана позиция КТРУ - 26.60.12.129-00000043.
При этом, по мнению подателя жалобы, Заказчиком фактически закупается медицинское изделие - регистратор амбулаторный для мониторинга артериального давления с кодом номенклатурной классификации медицинских изделий по видам - 145190 (позиция КТРУ - 26.60.12.129-00000202).
Данная позиция Описания объекта закупки является блокирующий, не позволяющей принять участия в закупке. Заявитель просит признать жалобу обоснованной; провести внеплановую проверку; признать в действиях Заказчика нарушения части 5, части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ; выдать обязательное для исполнения предписание о внесении изменений. Заказчик в материалы дела представил документы и сведения, запрашиваемые уведомлением исх. N АИ/1173/24 от 23.04.2024 г. Кроме того, представлены письменные пояснения относительно позиции Заказчика по доводам жалобы, в которых Заказчик не согласен с доводом Заявителя, просит признать жалобу необоснованной. Представители Заинтересованного лица также возражали против доводов, изложенных в жалобе, просили признать жалобу необоснованной. Руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 12.04.2024 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0343300002624000101).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 367 100 рублей 00 копеек. Заказчиком является ГБУ "Курганская БСМП".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен. Оценивая довод Заявителя, изложенный в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом. Учитывая изложенное, Заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе. Заявитель указывает, что Заказчик при формировании описания объекта закупки по позиции N 2 сознательно выбрал позицию КТРУ 26.60.12.129-00000043 без технических характеристик вместо позиции КТРУ 26.60.12.129-00000202, в связи чем, к поставке возможно предложить только Комплекс программно- аппаратный суточного мониторирования АД "БиПиЛАБ" по ТУ 9441-002-39238870- 2010, производства ООО "Петр Телегин".
Кроме того, Заявитель указывает, что под совокупность характеристик Описания объекта закупки по позиции N 2 формально соответствует товар - Неинвазивный измеритель параметров сердечно-сосудистой системы boso ABI- SYSTEM с принадлежностями, производитель "БОШ+СОН ГмбХ и. КО. КГ", Германия, но данное медицинское оборудование невозможно использовать в машине скорой медицинской помощи, работает от сети переменного тока. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что на основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе, ЕИС содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе). Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно. По позиции N 2 Описания объекта закупки определены требования к характеристикам товара, необходимых Заказчику, в том числе, указан код позиции КТРУ 26.60.12.129-00000043.
Из письменных возражений Заказчика следует, что позиция КТРУ 26.60.12.129-00000202 "Регистратор амбулаторный для длительного мониторинга артериального давления", исходя из описания, предусматривает закупку лишь только регистратора для мониторирования артериального давления на протяжении суток на плече, в то время как закупаемое оборудование по позиции N 2 выполняет иной функционал (регистрация артериального давления и сосудистых показателей (лодыжечно-плечевой индекс) одномоментно). Сердечно-сосудистые заболевания остаются основной причиной смертности в России. Значительная доля сердечно-сосудистых осложнений обусловлена атеросклерозом периферических артерий и развитием хронической ишемии нижних конечностей. По данным регистра сахарного диабета, в РФ наблюдается рост заболеваемости сахарным диабетом. Несмотря на некоторое снижение в 2022 году, количество ампутаций у пациентов с синдромом диабетической стопы остается высоким. У пациентов с впервые диагностированным синдромом диабетической стопы риск ампутации превышает 80-96%.
Это обуславливает важность скрининга состояния сосудов у пациентов с сахарным диабетом. Кроме того, прибор даст возможность регулярно контролировать динамику ЛПИ у пациентов с сахарным диабетом на фоне лечения, оценивая его эффективность в плане профилактики прогрессирования атеросклероза. Скрининговым методом диагностики ЗАНК является измерение лодыжечно-плечевого индекса (ЛПИ) (пункт описания объекта закупки "Сосудистые показатели: лодыжечно-плечевой индекс ЛПИ").
Однако традиционная доплеровская методика требует дорогостоящего оборудования и высокой квалификации персонала, что ограничивает ее использование. Заболевания периферических артерий могут привести к критической ишемии, сердечной недостаточности, инсульту. Определение ЛПИ является методом ранней диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Показатель используется специалистами для оценки степени нарушения кровотока в нижних конечностях и прогнозирования рисков развития острых сосудистых заболеваний. Исследование проводится в рамках комплексной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Кроме того, оно назначается в следующих случаях:
- при жалобах на слабость, онемение и боль в ногах;
- при появлении на коже голени или стопы незаживающих язв;
- при перемежающейся хромоте в случае отсутствия травматических повреждений.
Таким образом, прибор по КТРУ 26.60.12.129-00000043 превосходит указанный Заявителем жалобы прибор по КТРУ 26.60.12.129-00000202 благодаря сочетанию возможностям в оценке ЛПИ на разных группах пациентов (в том числе дети). Эти характеристики делают его важным инструментом для ранней диагностики, динамического мониторинга и индивидуализированного лечения заболеваний артерий, обеспечивая широкий охват пациентов и высокую клиническую эффективность. Объективная потребность в реализации названных выше функциональных особенностей устройством для неинвазивного изменения параметров сердечно- сосудистой системы подтверждается также и сложившимся мнением врачебного сообщества (статья "Объемная сфигмография сегодня", журнал Медицинский алфавит N 36 / 2018, том N 4. Современная функциональная диагностика, авторы: А. Р.
Заирова, к. м. н., научный сотрудник отдела, А. Н.
Рогоза, д. б. н., проф., руководитель отдела, отдел новых методов диагностики ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии" Минздрава России, г. Москва) (см. стр. 2, последний абзац).
Также и иных позиций КТРУ, отвечающих потребности Заказчика в закупке оборудования с вышеназванными характеристиками, в каталоге КТРУ в настоящее время нет. При этом, Заказчик в материалы дела представил информацию о том, что совокупности требований Описания объекта закупки по позиции N 2 соответствует товар нескольких производителей, а именно:
- Комплекс программно-аппаратный суточного мониторирования АД "БиПиЛАБ" (производитель ООО "Петр Телегин", Россия);
- Неинвазивный измеритель параметров сердечно-сосудистой системы boso ABI-SYSTEM с принадлежностями (производитель "БОШ+СОН ГмбХ и. КО. КГ", Германия). В материалы дела представлена сравнительная таблица, указывающая, что совокупности характеристик, установленных Описанием объекта закупки по позиции N 2, соответствуют вышеуказанные медицинские изделия. При этом, при анализе информации о соответствии товара нескольким производителей, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что указанным в позиции N 2 Описания объекта закупки характеристикам товара соответствуют товары производителей ООО "Петр Телегин", Россия и "БОШ+СОН ГмбХ и. КО. КГ", Германия. Как указывал сам Заявитель, медицинское оборудование - Неинвазивный измеритель параметров сердечно-сосудистой системы boso ABI-SYSTEM с принадлежностями, производитель "БОШ+СОН ГмбХ и. КО. КГ", Германия, соответствует совокупности установленных характеристик, но данный прибор невозможно использовать в машине скорой медицинской помощи, его работа осуществляется от сети переменного тока. Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что требования о использовании медицинского оборудования в машине скорой медицинской помощи в Описании объекта закупки Заказчиком не установлено.
В связи с чем, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком подтверждено, что установленным в Описании объекта закупки техническим характеристикам соответствуют товары как минимум двух производителей. Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе, следует, что Заказчик вправе включить в Описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку Описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товаров, подлежащих к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика. Кроме того, возможность осуществления поставки товаров предусмотрена для неограниченного числа поставщиков. Отсутствие у кого-либо из лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар конкретных производителей, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении Заказчиком числа участников закупки.
Таким образом, поскольку в качестве участников закупок могут выступать не только производители, но и поставщики, нарушения в части ограничения круга потенциальных участников отсутствуют. Кроме того, Заявителем не представлено доказательств и не приведено достаточных доводов, однозначно свидетельствующих об установлении Заказчиком требования к поставляемому товару, предоставляющего преимущество одному из участников закупки перед другими. В связи с чем, довод жалобы Заявителя признан Комиссией Курганского УФАС России, необоснованным. Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях Заказчика выявлены нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, выразившиеся в следующем.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "н" пункта 1.1.1. электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", размещенного в составе извещения о проведении электронного аукциона следует, что заявка должна содержать в том числе:
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ - установлено: наличие действующей лицензии:
- лицензия на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники*; или - лицензия на осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) включая следующие виды выполняемых работ и оказываемых услуг: * - техническое обслуживание групп медицинских изделий класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части оборудования для рентгенографии и рентгеноскопии), или договор с организацией, осуществляющей деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники или осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий, и соответствующая лицензия у данной организации*; или предварительный о договор, заключенного в соответствии со статьей 429 Гражданского кодекса РФ с организацией, осуществляющей деятельность по производству и техническому обслуживанию медицинской техники или осуществление деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий, и соответствующая лицензия данной организации;
- на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) или - копия договора с организацией, осуществляющей деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), и копия лицензии данной организации.* Руководствуясь Федеральным законом от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 г. N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", допускается предоставление:
- копии выписки из реестра лицензий с указанием конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, полученной на бумажном носителе; Участник закупки вправе представить выписку из реестра лицензий с указанием конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг) составляющих лицензируемый вид деятельности или сведения о лицензии (регистрационный номер лицензии и дата выдачи) для проверки ее наличия в реестре лицензий на сайте лицензирующего органа. Как установлено пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), лицензированию подлежит техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
В соответствии с положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 478-ФЗ) записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными настоящим Федеральным законом, до 1 января 2022 года. Следовательно, после 01.01.2022 сведения обо всех, в том числе ранее выданных лицензиях, должны быть включены в реестр лицензий. При этом, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что исходя из содержания статьи 21 Закона о лицензировании, статьи 13 Федерального закона N 478-ФЗ, после 1 января 2022 года подтверждением наличия у участника закупки соответствующей лицензии является предоставление одного из документов, указанных в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности (письма ФАС России от 14.06.2023 N ДФ/46829/23, от 09.01.2024 N МШ/211/24) .
Согласно части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата. При этом, лица, осуществляющие поставку товара, выполнение работы, оказание услуги по государственному (муниципальному) контракту, должны соответствовать обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона). Возможность привлечения иных лиц (субподрядчиков) для исполнения государственного (муниципального) контракта не исключает необходимость наличия действующей лицензии у участников закупки. ("Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 7, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, Закона о контрактной системе Заказчиком в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению установлено требование о предоставлении участником закупки в заявке копии лицензии либо предоставления договора с организацией, имеющей соответствующую лицензию. Кроме того, согласно подпункту "о" пункта 1.1.1. электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", размещенного в составе извещения о проведении электронного аукциона следует, что заявка должна содержать в том числе:
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 и 2.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ - установлено: Информацией и документами, подтверждающими соответствие участника закупки дополнительному требованию, установленному в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, являются:
- номер реестровой записи в предусмотренном Законом о контрактной системе реестре контрактов, заключенных заказчиками (в случае исполнения участником закупки контракта, информация и документы в отношении, которого включены в установленном порядке в такой реестр и размещены на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет");
- выписка из предусмотренного Законом о контрактной системе реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну (в случае исполнения участником закупки контракта, информация о котором включена в установленном порядке в такой реестр);
- исполненный контракт, заключенный в соответствии с Законом о контрактной системе, или договор, заключенный в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", а также акт приемки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, подтверждающий цену поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. При этом, в соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. В рассматриваемой закупке начальная (максимальная) цена контракта не превышает двадцать миллионов рублей, в связи с чем установление требования по части 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе недопустимо.
Таким образом, нарушены требования части 3 статьи 7, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, Закона о контрактной системе. Кроме того, при анализе заявки участника закупки с идентификационным номером - 61, признанной соответствующей, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что данным участником в составе заявки не представлено документом и информации в соответствии с подпунктами "н" и "о" пункта 1.1.1. электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению". В связи с чем, в действиях комиссии Заказчика усматриваются нарушения пункта 3 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России в действиях субъектов контроля нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено. Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКОМ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская больница скорой медицинской помощи" нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях комиссии Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская больница скорой медицинской помощи" нарушения пункта 3 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику - Государственному бюджетному учреждению "Курганская больница скорой медицинской помощи", комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель Председателя Комиссии: / А.В. Иванова Члены Комиссии: / И.М. Стрижова / М.П. Чеботина
2024-1487
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 26 апреля 2024 г. N 045/06/106-208/2024 (ключевые темы: участники закупок - товар. работа. услуга. - ктру - характеристика - изделия медицинского назначения)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024