Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) жалобу ООО ""Энерготранс" на действия комиссии по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству наружного освещения автомобильной дороги (реестровый номер закупки 0167200003424002642),
УСТАНОВИЛА:
В Тюменское УФАС России в порядке, предусмотренном главой 6 Закона о контрактной системе) поступила жалоба заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству наружного освещения автомобильной дороги.
Заявителем соблюден порядок подачи жалобы, предусмотренный статьей 105 Закона о контрактной системе, в связи с чем данная жалоба принята к рассмотрению, информация о месте и времени рассмотрения настоящей жалобы размещена в ЕИС (www.zakupki.gov.ru).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, заказчику выставлено требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Из жалобы следует, что заявитель не согласен с решением комиссии уполномоченного органа об отклонении заявки общества от участия в закупке в связи с непредставлением информации и документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44 о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с требованиями позиции 17 раздела III приложения к ПП РФ N 2571. Заявитель отмечает, что в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке "РТС-Тендер" в разделе "п. 17 раздела 3 приложения ПП РФ N 2571 Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги" им был указан номер реестровый записи исполненного контракта N 3720207449519000012 на выполнение работ по реконструкции транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ж/д "Москва-Владивосток" с ул. Мельникайте, г. Тюмень, заключённого между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени и АО "Мостострой-11". При этом ООО "Энерготранс" было привлечено к исполнению данного контракта в качестве субподрядчика, что подтверждается договором субподряда N 187/19 от 20.06.2019, заключенным между АО "Мостострой-11" и ООО "Энерготранс". Сведения об указанном договоре размещены в ЕИС в сфере закупок.
Согласно договору субподряда N 187/19 от 20.06.2019 в объем работ ООО "Энерготранс" входило строительство наружных освещений автомобильных дорог, результатом работ являлся готовый к эксплуатации объект, что подразумевает выполнение субподрядчиком всего цикла работ по строительству; перечень работ согласован в приложении к договору субподряда.
Представитель уполномоченного органа с доводами подателя жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, в обоснование своей правовой позиции указал следующее.
Заявителем в сведениях о документах участника закупок, подтверждающих его соответствие дополнительным требованиям по части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указано: исполненный договор N 3720207449519000012 в реестре контрактов по Федеральному закону N44-ФЗ.
Согласно реестровому номеру 3720207449519000012 в реестре контрактов размещен муниципальный контракт N 04000.19.012 от 20.05.2019 г. на выполнение работ по реконструкции транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ж/д "Москва-Владивосток" с ул. Мельникайте, г. Тюмень, заключенный между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени и Акционерным обществом "Мостострой -11".
Соответственно, контракт, указанный обществом в сведениях о документах участника закупок, подтверждающих его соответствие дополнительным требованиям по части 2 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ44-ФЗ, заключен и исполнен иным юридическим лицом.
Довод заявителя жалобы о том, что аукционная комиссия необоснованно не приняла в качестве подтверждения опыта субподрядный договор заключенный между АО "Мостострой -11" и ООО "Энерготранс" уполномоченный орган считает несостоятельным поскольку ни сам договор, ни акты выполненных работ, подтверждающие цену и объем выполненных работ, в сведениях о документах участника закупок, подтверждающих его соответствие дополнительным требованиям по части 2 и части 2.1 статьи 31 Закона N44-ФЗ по позиции 17 раздела 3 приложения Постановления N 2571 (Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги) представлены не были.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя уполномоченного органа, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки по жалобе заявителя приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Правительство РФ вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Частью 3 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством РФ.
Дополнительные требования к участникам закупки предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571"О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства РФ" (далее Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
Пунктом 17 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 предусмотрено, что для выполнения работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги, участнику закупки необходимо иметь наличие:
1) опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей; не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей; не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции предоставляются следующие документы:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Аналогичные требования, предусмотренные ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 содержатся в п. 1.2 Раздела 1 "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению" извещения о проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству наружного освещения автомобильной дороги.
Согласно пп. "н" пункта 1 статьи 43 Закона N44-ФЗ для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 3 части 6 статьи 43 Закона N44-ФЗ при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Согласно пп. "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N44-ФЗ не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона N44-ФЗ.
В силу пункта 2 части 12 статьи 48 Закона N44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области, являясь уполномоченным органом, в интересах заказчика - Государственного казенного учреждения Тюменской области "Управление автомобильных дорог" выступило организатором проведения электронного аукциона на выполнение работ по строительству наружного освещения.
Информация об электронном аукционе 10.04.2024 была размещена в ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003424002642.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.04.2024 на участие в электронном аукционе на выполнение работ по строительству наружного освещения поступило 4 заявки, при этом заявка заявителя признана несоответствующей требованиям аукционной документации на основании п. 2 части 12 ст. 48 Закона N44-ФЗ - непредставлением информации и документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 ФЗ N 44, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N44-ФЗ о наличии у участника закупки опыта выполнения работ в соответствии с требованиями позиции 17 раздела III приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571. Контракт N 04000.19.012 от 20.05.2019, реестровая запись 3720207449519000012, указанный в сведениях о документах участника закупок, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям по ч.2 ст. 31 44-ФЗ, заключен и исполнен иным юридическим лицом.
Оператором электронной площадки "РТС-Тендер" в подтверждение соответствия ООО "Энерготранс" дополнительным требованиям, установленным в соответствии с позицией 17 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 направлен номер реестровый записи исполненного контракта N 3720207449519000012 на выполнение работ по реконструкции транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ж/д "Москва-Владивосток" с ул. Мельникайте, г. Тюмень, заключённый между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени и АО "Мостострой-11", что в свою очередь подтверждается подателем жалобы.
Согласно размещенным в ЕИС в сфере закупок сведениям, что ООО "Энерготранс" являлось субподрядчиком по муниципальному контракту N 3720207449519000012 на выполнение работ по реконструкции транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ж/д "Москва-Владивосток" с ул. Мельникайте, г. Тюмень, заключённого между Департаментом дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени и АО "Мостострой-11" (договор субподряда N 187/19 от 20.06.2019).
Отношения по договору на выполнение строительных работ регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно пункту 1 статьи 706 ГК РФ если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков), в этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика.
Таким образом, в соответствии с положениями ГК РФ договор на выполнение строительных работ - это договор, заключенный генеральным подрядчиком непосредственно с заказчиком. При этом статус генерального подрядчика предусматривает его особенное правовое положение, отличающего его от субподрядчика.
Так, пунктом 3 статьи 706 ГК РФ установлено, что генеральный подрядчик несет перед заказчиком ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиком, статьей 754 ГК РФ установлена ответственность перед заказчиком за качество работ, а в соответствии со статьей 755 ГК РФ генеральный подрядчик несет перед заказчиком гарантийные обязательства. Кроме того, субподрядчик не имеет опыта по сдаче и вводу объекта капитального строительства в эксплуатацию, а также не несет гарантийных обязательств по объекту в целом.
Приведенные положения закона свидетельствуют, что Постановлением N 2571 установлено требование к наличию опыта исполнения договора на выполнение строительных работ участником закупки в качестве прямого исполнителя (генерального подрядчика), а не в качестве субподрядчика.
При этом документы, предусмотренные графой "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" Постановления N 2571 должны быть выданы в отношении участника закупки, в связи с чем предоставление участником закупки документов об опыте иных лиц не соответствует требованиям Постановления N 2571.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к выводу о том, что действия комиссии по осуществлению закупок, признавшей заявку ООО "Энерготранс" несоответствующей требованиям извещения о закупке, не нарушают положения Закона о контрактной системе, в связи с чем жалоба ООО "Энергомашстрой" является необоснованной.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Энерготранс" на действия комиссии по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству наружного освещения автомобильной дороги (реестровый номер закупки 0167200003424002642) необоснованной.
В соответствии с ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 2 мая 2024 г. N 072/06/44/64/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.05.2024