Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е. А., Членов Комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П. В., в присутствии представителей: от заказчика - Линник С. Д., Гусевой М. А., от ООО "Стройсервис" - Александровой Н. В., Аникеенко Н. Г., Церетели О. Г..,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из администрации Шпаковского муниципального округа Ставропольского края поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Стройсервис" по факту осуществления закупки путём проведения открытого аукциона в электронной форме N 0821600002222000119 "Капитальный ремонт гидротехнических сооружений на р. Татарка в станице Новомарьевская Шпаковского муниципального района Ставропольского края". В порядке статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Стройсервис" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления. Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав возражения сторон, проведя проверку факта расторжения контракта с участником закупки ООО "Стройсервис"
установила:
25.10.2022 г. между администрацией Шпаковского муниципального округа Ставропольского края (далее - Заказчик) и ООО "Стройсервис" (далее - Подрядчик, Общество) заключен муниципальный контракт N 16/22-ЭА на капитальный ремонт гидротехнических сооружений на р. Татарка в станице Новомарьевская Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - Контракт).
В соответствии с Контрактом Подрядчик обязался выполнить капитальный ремонт гидротехнических сооружений на р. Татарка в станице Новомарьевская Шпаковского муниципального района Ставропольского края (далее - работы, объект) в соответствии с проектной документацией - приложение 1, а заказчик принять выполненные работы и оплатить их. Пунктом 9.1. Контракта установлен срок выполнения работ: со дня заключения контракта до 01.12.2024 г. (включительно), в том числе по годам:
- в 2022 году - со дня заключения контракта - до 20.12.2022 года (включительно);
- в 2023 году - с 16.01.2023 года - до 01.12.2023 года (включительно);
- в 2024 году - с 15.01.2024 года - до 01.12.2024 года (включительно). Приложением N 3 к Коонтракту установлен график выполнения работ: 2024-6684 2 Порядковый номер этапа выполнения Сроки исполнения этапа Наименование этапа контракта и (или) выполнения контракта и NN локальных выполнения контракта и (или) комплекса работ и (или) комплекса работ и Примечан сметных комплекса работ и (или) вида (или) вида работ и (или) вида работ и (или) ие расчётов работ и (или) части работ (или) части работ части работ отдельного отдельного вида работ отдельного вида вида работ работ 2022 год Подготовительные работы по Со дня заключения ЛСР 01-01-01 ремонту откосов плотины контракта - до 20.12.2022 Подготовительные работы по Со дня заключения ЛСР 01-02-01 паводковому водосбросу контракта - до 20.12.2022 Демонтаж водовыпускного Со дня заключения ЛСР 01-03-01 1 сооружения контракта - до 20.12.2022 Со дня заключения ЛСР 02-01-01 Ремонт откоса плотины контракта - до 20.12.2022 Со дня заключения ЛСР 09-01-01 Утилизация мусора контракта - до 20.12.2022 ЛСР 09-02-01 Металлолом Со дня заключения контракта - до 20.12.2022 2023 год ЛСР 02-01-01 Ремонт откоса плотины с 16.01.2023 - до 01.12.2023 ЛСР 02-02-01 Водовыпускное сооружение с 16.01.2023 - до 01.12.2023 с 16.01.2023 - до 1 ЛСР 02-03-01 Паводковый водосброс 01.12.2023 с 16.01.2023 - до ЛСР 09-01-01 Утилизация мусора 01.12.2023 ЛСР 09-02-01 Металлолом с 16.01.2023 - до 01.12.2023 2024 год 1 ЛСРN02-01-01 Ремонт откоса плотины с 15.01.2024 - до 01.12.2024 ЛСРN02-02-01 Водовыпускное сооружение с 15.01.2024 - до 01.12.2024 ЛСРN02-03-01 Паводковый водосброс с 15.01.2024 - до 01.12.2024 ЛСР 09-01-01 Утилизация мусора с 15.01.2024 - до 01.12.2024 Ущерб рыбному хозяйству с 15.01.2024 - до 01.12.2024 Начальный срок выполнения "Работ": дата заключения контракта. Конечный срок выполнения "Работ": 01.12.2024 г. (Включительно). Заказчик указывает, что по состоянию на 11.04.2024 г. Подрядчиком исполнено работ на сумму 6 833 421, 60 рублей, что составляет 47,63 %.
Частью 8 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. 2024-6684 3 Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 8.1 Контракта установлено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Частью 12.2 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено: В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 11.04.2024 г. Заказчиком принято Решение об одностороннем отказе от исполнения МК N 16-22-ЭА Частью 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 2024-6684 4 Согласно ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В силу ч.ч. 13,14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Контракт считается расторгнутым 22.04.2024 г. Вместе с тем, Комиссией было установлено, что при сложившихся обстоятельствах основания для включения ООО "Стройсервис" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют. Так, согласно пп. " б" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно материалов дела работы, предусмотренные графиком выполнения работ на 2022 г. были выполнены Подрядчиком и приняты Заказчиком в полном объеме. Между ООО "Стройсервис" и ООО "ПМК Ставропольская - 1" заключен договор от 30.11.2022 г. по авторскому надзору за выполнением работ по капитальному ремонту гидротехнических сооружений на р. Татарка в станице Новомарьевская Шпаковского муниципального района Ставропольского края. 20.10.2023 г. ООО "ПМК Ставропольская - 1" уведомило ООО "Стройсервис", что в виду упущений проектно-сметной документации видов и объемов работ (устройство откосов плотины, демонтаж бетонного зуба) необходимо приостановить производство работ по устройству откосов плотины.
Согласно ч. 3 ст. 716 ГК РФ если заказчик, несмотря на своевременное и обоснованное предупреждение со стороны подрядчика об обстоятельствах, 2024-6684 5 указанных в пункте 1 настоящей статьи, в разумный срок не заменит непригодные или недоброкачественные материал, оборудование, техническую документацию или переданную для переработки (обработки) вещь, не изменит указаний о способе выполнения работы или не примет других необходимых мер для устранения обстоятельств, грозящих ее годности, подрядчик вправе отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения причиненных его прекращением убытков. Статьей 719 ГК РФ установлено:
1. Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328). 2.
Если иное не предусмотрено договором подряда, подрядчик при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. Письмом N 259 от 24.10.2023 г. ООО "Стройсервис" сообщило Заказчику о приостановлении работ по объекту. Так же 24.10.2023 г. письмом N 261 ООО "Стройсервис" уведомило Заказчика о необходимости выполнения комплекса работ по объекту, упущенных проектно- сметной документацией, а так же просило согласовать внесение изменений в нее. Письмом от 12.12.2023 г. N 10232/02-06 Заказчик сообщил, что для решения сложившихся проблемных вопросов в ходе выполнения работ направлено обращение в министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края. В дальнейшем Обществом неоднократно направлялись аналогичные письма в адрес Заказчика, при этом по состоянию на 11.04.2024 г. Заказчиком проектные решение в адрес ООО "Стройсервис" направлены не были. Представители Заказчика пояснили, что возможность внесения изменений в проектно-сметную документация отсутствовала в виду принятых и доведенных лимитов, а так же указали, что министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края не были подтверждены упущенные виды и объемы работ, на которые указывает Подрядчик, однако, документального подтверждения в заседание Комиссии Заказчиком представлено не было. Кроме того, на заседание Комиссии представителями Заказчика документы, подтверждающие отсутствие оснований для внесения изменений в проектно- сметную документацию, не представлены, как и не представлены доказательств 2024-6684 6 того, что работы на объекте могли выполняться Подрядчиком без принятия вышеуказанных решений.
Согласно письменным и устным пояснениям представителей Заказчика одним из оснований для принятия Решения о расторжении контракта явилось не устранение Подрядчиком недостатков выполненных и принятых Заказчиком в 2022 и 2023 году работ. При этом, Подрядчик ссылался о нецелесообразности устранения выявленных недостатков в виду отсутствия корректной проектно-сметной документации, указав повторно на приостановку работ на объекте. Кроме того, письмом N 03/01/24 от 18.03.2024 г. ООО "ПМК Ставропольская- 1" в адрес ООО "Стройсервис" сообщило о необходимости проведения дополнительных инженерных изысканий для подтверждения/опровержения необходимости устройства дренажной системы при производстве работ по строительству быстроточной части паводкового водосброса.
Таким образом, Комиссия не располагает достоверной информацией относительно недобросовестного поведения Общества, поскольку не представляется возможным установить факт того, что работы, предусмотренные Контрактом, могли быть выполнены в установленные сроки без внесения изменений в проектно- сметную документацию объемов и видов работ, выявленных в ходе исполнения Контракта.
В силу пункта 1 статьи 719 ГК РФ подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок (статья 328).
На основании изложенного, наличие обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 и 3 статьи 716, пунктами 1 и 2 статьи 719 ГК РФ, дающих право Заказчику отказаться от исполнения Контракта, в материалы дела не представлены. Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса. Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения Общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив 2024-6684 7 действия заказчика на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104 и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Стройсервис" в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.А. Соколов Члены комиссии: Е. В. Вишневская П. В. Попова 2024-6684 8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 3 мая 2024 г. N 026/10/104-897/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024