Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего Комиссии Управления: А.С. Алексеевой - главного специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок; Членов Комиссии Управления: С.Р. Гаришина - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, Н.А. Гришиной - специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок, при проведении проверки посредством видеоконференцсвязи в присутствии уполномоченных представителей ГКУ г. Москвы "Дирекция по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ": ЭД.О. Чубриков (доверенность N 74 от 28.08.2023), С.И. Кириллов (доверенность N16 от 15.01.2024), а также в присутствии ИП Шишиморов С.С. (выписка ЕГРИП NИЭ9965-24-20514157 от 13.05.2024), рассмотрев обращение ГКУ г. Москвы "Дирекция по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ" о включении сведений об ИП Шишиморов С.С. в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг 2024-21210 2 для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение государственного заказчика - ГКУ г. Москвы "Дирекция по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ" (далее - Заказчик) о включении сведений об ИП Шишиморов С.С. (далее - Исполнитель, Поставщик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением Заказчиком государственного контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения для обеспечения пациентов на основании решения врачебных комиссий 185/23 (реестровый N 0373200029723008643). 09.01.2024 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 0373200029723008643-ЭА (реестровый N 2772602072224000093) на поставку изделий медицинского назначения для обеспечения пациентов на основании решения врачебных комиссий 185/23 (далее - Контракт). В ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе 19.04.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение) по причине неисполнения ИП Шишиморов С.С. существенных условий Контракта. В ч. 12.1 ст. 95 Закон о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе 2024-21210 3 в соответствии с п. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе 19.04.2024 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком в единой информационной системе.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается дата размещения Решения Заказчиком в единой информационной системе.
На основании ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии Управления Решение Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 5.1 Контракта поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в Место доставки в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в срок с 09.01.2024 г. по 05.02.2024 г., но не ранее момента заключения Контракта. Поставщик за 5 дней до осуществления поставки Оборудования в соответствии с Отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) направляет в адрес Получателей уведомление о времени доставки Оборудования в Место доставки. Представитель Заказчика на заседании Комиссии Управления пояснил, что Решение от 19.04.2024 мотивировано тем, что по состоянию на 18.04.2024 Исполнитель не осуществил поставку товара по Контракту. Исполнитель на заседании Комиссии Управления пояснил, что 10.01.2024 между Исполнителем и представителем заводом INTEGRAL Medical Products - компания "SHANGHAI MEDICINES&HEALTH PRODUCTS IMP&EXP CO., LTD" заключен контракт поставки N 1/24.01 от 10.01.2024 и осуществлен заказ товара. 2024-21210 4 Доставка заказанного товара осуществляется авиаперевозкой, срок изготовления продукции - до 30-ти дней после внесения авансового платежа. Исполнитель отметил, что сотрудничество с данной компанией ведется с 2023 года и успешно исполняются контракты. Данный вид медицинских изделий Исполнитель закупает напрямую у производителя в связи с установленным для них коротким сроком годности - 24 месяца с момента производства, в то время как фактически товар поставляется на территорию РФ с остаточным сроком годности менее 18 месяцев, а требования по контракту срок годности не менее 112 месяцев. Так же по этой причине Исполнитель не держит данную продукцию на складе. 12.01.2024 Исполнителю поступил счет на оплату NO.:HIKEN240112IP на сумму 219 757,50 юаней.
Согласно счету оплата за товар производится двум частями: 30% (65 948,25 юаней) в начале изготовления и 70% (15 3809,25 юаней) после изготовления товара на фабрике и 100% готовности его к отгрузке. 16.01.2024 Исполнителем произведен авансовый платеж в адрес поставщика из Китая в размере 30% от общей стоимости товара по счету, в сумме 65 948,50 юаней; денежные средства на расчетный счет поставщика были зачислены 18.01.2024, соответственно, срок изготовления товара - до 28.02.2024.
Несмотря на выходные нерабочие дни, поставщик медицинских изделий своевременно подготовил заказанный у него товар к отгрузке к 28.02.2024.
Со своей стороны, Исполнитель также своевременно, 27.02.2024 произвел окончательный расчет по счету от 12.01.2024 в сумме 153 809,25 юаней, однако данный платеж не был исполнен банком, и денежные средства вернулись на расчетный счет Исполнителя, что следует из уведомления банка от 28.02.2024.
При выяснении причины возврата банком денежных средств оказалось, что из-за новых санкций в отношении Российской Федерации основные банки Китая перестали принимать платежи в юанях. В этой связи 05.03.2024 Исполнитель оперативно связался с российским представительством, компанией ООО "ИнтМед", сделав им запрос на наличие нужного товара в достаточном количестве, а при его отсутствии попросил указать сроки и условия поставки. На что был получен ответ о том, что данная продукция поставляется только под заказ, минимальная партия по каждой позиции - 10 тысяч штук, срок поставки - не менее 4-х месяцев. 18.03.2024 Исполнитель повторил попытку оплатить заказанный и подготовленный к отгрузке товар в сумме 153 809,25 юаней, но данный платеж также не прошел и деньги вернулись на счет Исполнителя. Комиссия Управления отмечает, что Исполнителем неоднократно предприниматься попытки в оплате счета, а также в открытии счетов в иных банках. Однако оплатить счет не предоставлялось возможным. Комиссия Управления считает необходимым учесть, что участие в электронном аукционе и заключение Контракта, осуществлялось до введения очередного пакета ограничительных санкций. Поставщик исходил из обычных условий осуществления 2024-21210 5 деятельности, существующих на момент участия в электронном аукционе, и не мог предвидеть в будущем наступление негативных обстоятельств, препятствующих надлежащему исполнению Контракта. Комиссия Управления отмечает, что согласно сведениям из единой информационной системы и портала поставщиков Исполнителем заключено и исполнено более 659 государственных контрактов.
Таким образом, заключение аналогичных контрактов в предшествующие периоды и их надлежащее исполнение свидетельствует об отсутствии оснований для включения информации об участнике в реестр недобросовестных поставщиков. Общество ранее выполняло аналогичные контракты (предмет поставки), то есть имеет необходимый опыт. При этом исполненные контракты свидетельствуют о систематической направленности на надлежащее исполнение контракта, данная позиция поддержана определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.10.2023 по делу А40-47485/2022.
Также необходимо принять во внимание цену контракта - 1 044 768, 96 рублей, которая очевидно свидетельствует о незначительном объеме поставок с учетом всего объема исполненных контрактов, что также подтверждает об отсутствии намерений уклоняться от исполнения обязательств по Контракту. Кроме того, сумма контракта свидетельствует о явно несопоставимом наказании для ИП Шишиморов С.С. с учетом правовых последствий для Заказчика, вызванных неисполнением Поставщиков обязательств по Контракту. По мнению Комиссии Управления, Подрядчиком были совершены все необходимые действия, направленные на исполнение контракта, на достижение тех целей и результатов, которые установлены в контракте. При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Подрядчиком совершались активные действия, направленные на соблюдение требований Закона о контрактной системе, тем самым явно выражая намерение к исполнению контракта. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные 2024-21210 6 сроки.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр включается, в том числе информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 года N 13-П, от 21.11.2002 года N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, тем более, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более тяжкий экономический характер, чем наложение штрафа. Признаки недобросовестности (такие как злоупотребление и умышленность) в поведении Исполнителя отсутствуют, а потому включение его в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, а в данном случае, будет является несоответствующим фактическим обстоятельствам и нормам действующего законодательства РФ. С учетом вышеизложенного считаем, что Общество не допустило нарушений норм действующего законодательства РФ и существенного нарушения положений Контракта (с позиции умышленности, халатности), и соответственно не является недобросовестным поставщиком по смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта. Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены. Руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Московского УФАС России 2024-21210 7
Р Е Ш И Л А
: Отказать ГКУ г. Москвы "Дирекция по координации деятельности медицинских организаций ДЗМ" во включении сведений в отношении ИП Шишиморов С.С. в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев с даты его принятия в порядке, установленном главой 24 АПК Российской Федерации. Председательствующий Комиссии Управления: А.С. Алексеева Члены Комиссии Управления: С.Р. Гаришин Н.А. Гришина Исп.Алексеева А.С. 2024-21210
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 13 мая 2024 г. N 077/10/104-6091/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.05.2024