Резолютивная часть решения оглашена 07 мая 2024 года
В полном объеме решение изготовлено 13 мая 2024 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Гареевой Д.Ф. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Черенковой Е.Б. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу Индивидуального предпринимателя Иванова Александра Тимофеевича (далее - ИП Иванов А.Т., заявитель) на положения извещения об осуществлении закупок при проведении электронного аукциона на поставку серверов (извещение N 0869200000224003754), в присутствии посредством видеоконференцсвязи:
- представителей Государственного казенного учреждения культуры "Челябинская областная универсальная научная библиотека" (далее - ГКУК ЧОУНБ, заказчик) заместителя директора по новым технологиям Иксанова Ильдара Гайфулловича (член комиссии по осуществлению закупок), заведующего отделом закупок и правового обеспечения Левит Татьяны Геннадьевны, действующих на основании доверенностей N 11 от 23.05.2023, N 18 от 03.05.2024;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченное учреждение) юрисконсульта отдела правового и организационно-кадрового обеспечения Стратий Марии Игоревны, начальника отдела правового и организационно-кадрового обеспечения Обвинцевой Надежда Сергеевны, действующих на основании доверенностей NN 14 от 04.07.2023, 01 от 19.01.2024;
- ИП Иванова А.Т.
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 26.04.2024 поступила жалоба ИП Иванова А.Т. на положения извещения об осуществлении закупок при проведении электронного аукциона на поставку серверов (извещение N 0869200000224003754) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении электронного аукциона опубликовано уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 18.04.2024 в 09:39.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 580 844,00 рублей.
Протокол подачи ценовых предложений от 26.02.2024.
Снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 0,50 %.
Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0869200000224003754 от 27.04.2024.
На момент рассмотрения жалобы контракт по итогам аукциона не заключен.
Согласно доводам жалобы ИП Иванова А.Т., осуществляя закупку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ от 10.07.2019 N 878), заказчик при описании объекта закупки указал на требуемый к поставке комплект программного обеспечения. Но в извещении о закупке Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236) не установлено. Тем самым, описание объекта закупки не соответствует извещению об аукционе.
Представители заказчика, уполномоченного учреждения, члены комиссии по осуществлению закупок с доводами жалобы ИП Иванова А.Т. не согласились. Представители заказчика пояснили, что в описании объекта закупки ГКУК ЧОУНБ указаны пункты, относящиеся к аппаратному обеспечению и микрокоду устройства, отвечающие за базовые функции устройства; положение о поставке комплекта программного обеспечения в структурированном извещении о закупке отсутствует. Представители уполномоченного учреждения пояснили, что требование к поставке серверного оборудования являются условиями поставки, обусловленными необходимостью заказчика, а не характеристиками требуемого к поставке товара. Считают жалобу заявителя необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Правила описания объекта закупки регламентированы статьей 33 Закона о контрактной системе.
Из содержания подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки регламентированы статьей 42 Закона о контрактной системе. Так, в силу пунктов 5, 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее: наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе; информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе; проект контракта должны содержаться в извещении об осуществлении закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 заказчик не вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236).
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 2(1) постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 для целей применения пункта 2 постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Из содержания извещения о проведении электронного аукциона для закупки N 0869200000224003754 следует, что заказчиком приобретаются сервера, код позиции КТРУ 26.20.14.000-00000189. Установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878.
Принимая во внимание, что объектом рассматриваемой закупки является поставка серверов и проектом контракта рассматриваемой закупки не предусмотрено, что в результате исполнения контракта на серверном оборудовании подлежит установке программное обеспечение, довод жалобы заявителя о неправомерном не установлении в извещении о закупке запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236, является несостоятельным.
Вместе с тем, Приложением N 1 к извещению является файл "Описание объекта закупки", включающий функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики товара, изложенные в табличной форме, а также в виде текстового изложения следующего содержания: "_в поставку товара должен входить комплект программного обеспечения для развертывания узла управления оборудованием, обеспечивающего: - создание реестра серверного оборудования, доступного для защищенного удаленного управления и мониторинга; - создание списков доступного оборудования через внешние подключения; - ведение журналов действий администраторов в рабочем месте; - предоставление графического рабочего места. _". Кроме того, описанием объекта закупки предусмотрено, что "в цену контракта входит установка Microsoft Windows 2016 Server на серверы, имеющиеся у заказчика".
Из пояснений представителей заказчика, данных на заседании Комиссии, следует, что в описании объекта закупки установлены требования к функционалу сервера, работающего на аппаратном уровне и описанные в КТРУ. Требование о наличии программного обеспечения для развертывания узла управления оборудованием, обеспечивающим функции, указанные в описании объекта закупки, соответствует характеристике наличия системы удаленного управления сервером, определенной в извещении о закупке. Содержание цены контракта предполагает настройку отказоустойчивого кластера, включающее в себя программное обеспечение Microsoft Windows 2016 Server, которое приобретено заказчиком заранее и не является объектом закупки.
Принимая во внимание, что извещением о закупке не установлено указанное в описании объекта закупки требование о наличии в поставке товара комплекта программного обеспечения, описание объекта закупки, содержащееся в отдельном файле не соответствует описанию объекта закупки, сформированному в структурированном извещении об аукционе, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Несостоятельным представляется довод представителей заказчика об указании в описании объекта закупки пунктов, относящихся к аппаратному обеспечению и микрокоду устройства, отвечающих за базовые функции устройства, так как такое условие не следует из содержания извещения о закупке, сформированном в структурированном виде, а положение о поставке комплекта программного обеспечения определено описанием объекта закупки рассматриваемой закупки. Кроме того, озвученный представителями заказчика довод относительно заранее приобретенного ГКУК ЧОУНБ программного обеспечения Microsoft Windows 2016 Server, которое в рамках настройки отказоустойчивого кластера необходимо установить при исполнении обязательств по контракту рассматриваемой закупки не только отсутствует в проекте контракта как условие исполнения контракта, а, следовательно, не может являться обязательством стороны по контракту, но и не указано в извещении о закупке, сформированном в структурированном виде, что также свидетельствует о нарушении пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод заявителя о том, что описание объекта закупки не соответствует извещению об аукционе, обоснован.
Довод представителей уполномоченного учреждения о том, что требование к поставке серверного оборудования является условием поставки, обусловленным необходимостью заказчика, а не характеристикой требуемого к поставке товара Комиссия Челябинского УФАС России также считает несостоятельным, поскольку указанное не следует из содержания извещения об аукционе и его приложений.
Действия заказчика могут быть квалифицированы по главе 7 КоАП РФ.
Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Иванова А.Т. на положения извещения об осуществлении закупок при проведении электронного аукциона на поставку серверов (извещение N 0869200000224003754) обоснованной в части не соответствия описание объекта закупки извещению об аукционе, в остальной части не нашедшей подтверждения, необоснованной.
2. Признать в действиях ГКУК ЧОУНБ нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, комиссии по осуществлению закупок, уполномоченному учреждению, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии Д.Ф. Гареева
Е.Б. Черенкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 14 мая 2024 г. N 074/06/105-954/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024