Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Иванова А.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Голубь И.А. - старший государственный инспектор отдела контроля товарных, финансовых рынков и рекламного законодательства Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, при участии в заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи представителей: заказчика - Муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Окуневская основная общеобразовательная школа" (далее - МКОУ "ОКУНЕВСКАЯ ООШ", Заказчик) Жилиной Л.В., действующей на основании доверенности N 2 от 06.05.2024, победителя конкурентной процедуры - Государственного бюджетного учреждения "Межрайонная больница N 5" (далее - ГБУ "МБ N 5", Победитель, Больница) Филимонова Д.А., действующего на основании доверенности б/н от 06.05.2024, в отсутствии представителя главного врача ГБУ "МБ N 5" Гареева Рустама Мухаметзакиевича - о времени и месте рассмотрения обращения Заказчика извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте проведения внеплановой проверки в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечили, ходатайств о рассмотрении обращения Заказчика в отсутствие представителя не поступало, рассмотрев обращение заказчика - МКОУ "ОКУНЕВСКАЯ ООШ" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации о ГБУ "МБ N 5", главном враче ГБУ "МБ N 5" Гарееве Рустаме Мухаметзакиевиче, в связи с уклонением участника запроса котировок в электронной форме от подписания контракта согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078) (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Порядок ведения реестра, рассмотрения обращения заказчика, принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)". В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области 02.05.2024 поступило обращение МКОУ "ОКУНЕВСКАЯ ООШ" (вх. N 1883-ЭП/24) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации о ГБУ "МБ N 5", главном враче ГБУ "МБ N 5" Гарееве Рустаме Мухаметзакиевиче, в связи уклонением участника запроса котировок в электронной форме от подписания контракта на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников (извещение N 0843500000224002287).
В ходе заседания Комиссии Курганского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что обращение в контрольный орган в сфере закупок вызвано обязанность в силу Закона о контрактной системе, на включении в Реестр недобросовестных поставщиков не наставал. Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, заслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав и оценив в совокупности представленные документы, пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 16.04.2024 Государственным казенным учреждением "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" на официальном сайте ЕИС опубликовано извещение N 0843500000224002287 о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров работников.
В силу части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона;
б) на основании решения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона), предложенных участником закупки, подавшим такую заявку, с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в закупке содержатся одинаковые предложения, предусмотренные пунктом 3 или 4 части 1 статьи 43 Федерального закона, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в закупке, которая поступила ранее других таких заявок;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки. Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (N0843500000224002287) от 25.04.2024 установлено, что по окончании срока подачи заявок на участие в закупке подано 2 заявки участников, которые признаны комиссией по осуществлению закупок соответствующими извещению, в качестве победителя электронного аукциона определено ГБУ "МБ N 5" (идентификационный номер заявки 179). Комиссия отмечает, что часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе гласит что, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 этой статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном этой статьей.
В силу части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 статьи, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком 25.04.2024 размещен в ЕИС и на электронной площадке проект контракта для подписания его со стороны ГБУ "МБ N 5".
Часть 3 статьи 51 Закона о контрактной системе определяет, что не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 этой статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 этой статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 Федерального закона. Комиссией установлено, что в регламентированный срок подписания проекта контракта (23:59 27.04.2024) ГБУ "МБ N 5" проект контракта, направленный Заказчиком, не подписан. В случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 этой статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 данной статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 статьи) и частью 5 статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 этой части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении (часть 6 статьи 51 Закона о контрактной системе). Во исполнение требований пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, Заказчиком 02.05.2024 сформирован и размещен протокол о признании участника уклонившимся от заключения контракта. В рамках проведения внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России были проанализированы документы и сведения, представленные со стороны Заказчика, размещенные в ЕИС, а также устные пояснения представителя Заказчика. Нарушений со стороны субъектов контроля в рамках данной внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России не установлено. Проанализировав все представленные сторонами документы и сведения, заслушав пояснения сторон, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. В регламентированный Законом о контрактной системе срок победитель запроса котировок - ГБУ "МБ N 5" не подписал контракт. Данный факт является основанием, для признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта, а также для направления сведений о таком участнике в контрольный орган в сфере закупок. Комиссия отмечает, что в рассматриваемом случае у Заказчика имелись законным основания для признания ГБУ "МБ N 5" уклонившимся от заключения контракта. Рассматривая вопрос о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об участниках закупки контрольный орган оценивает поведение участника закупки (поставщика, подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действий на заключение и фактическое исполнение контракта. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что ГБУ "МБ N 5" не имело умысла уклоняться от заключения контракта, данное обстоятельство произошло ввиду того, что сотрудником Больницы был неверно рассчитан срок подписания контракта по такой конкурентной процедуре, как запрос котировок в электронной форме, менеджер ГБУ "МБ N 5" планировала осуществить подписание контракта с МКОУ "ОКУНЕВСКАЯ ООШ" в сроки, предусмотренные для электронного аукциона. В материалы дела со стороны Победителя представлена копия приказа о привлечении данного сотрудника к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Кроме того, как следует из пояснений представителя Победителя, а также сведений из ЕГРЮЛ, заявки Победителя (представлена лицензия Л041-01141- 45/00347294;) основным направлением деятельности ГБУ "МБ N 5" является медицинская деятельность, оказываемая согласно лицензии на территории Каргапольского муниципального района Курганской области. Как намерение заключить и исполнять контракт с Заказчиком Комиссия Курганского УФАС России оценивает и поступившее в адрес территориального контрольного органа в сфере закупок обращение главного врача ГБУ "МБ N 5" (вх. N 1937-ЭП/24 от 06.05.2024) с просьбой рассмотреть возможность возврата закупки (извещение N 0843500000224002287) на стадию подписания со стороны Победителя. Все вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии намерения уклониться от подписания контракта в действиях ГБУ "МБ N 5".
На заседании Комиссии контрольного органа в сфере закупок представитель Победителя подтвердил, что ГБУ "МБ N 5" заинтересованно в заключении и исполнении контракта с МКОУ "ОКУНЕВСКАЯ ООШ".
Комиссия отмечает, что уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем закупки, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях. Комиссией Курганского УФАС России оценены документы, подтверждающие намерения ГБУ "МБ N 5" подписать контракт с Заказчиком и исполнить его надлежащим образом, в том числе факт обращения в контрольный орган в сфере закупок. При указанных обстоятельствах Комиссия контрольного органа в сфере закупок приходит к выводу об отсутствии у ГБУ "МБ N 5" намерения уклоняться от заключения и исполнения контракта.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, намерение ГБУ "МБ N 5" заключить контракт, а также представленные документы Комиссия Курганского УФАС России считает возможным не включать сведения о Государственном бюджетном учреждении "Межрайонная больница N 5", главном враче ГБУ "МБ N 5" Гарееве Рустаме Мухаметзакиевиче в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Вместе с тем, Курганское УФАС России обращает внимание на необходимость неукоснительного соблюдения положений Закона о контрактной системе при осуществлении деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоятельно рекомендует предпринять меры по недопущению данных фактов в будущем.
На основании изложенного Комиссия Курганского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, подпунктом "б" пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Информацию в отношении Государственного бюджетного учреждения "Межрайонная больница N 5", главного врача Государственного бюджетного учреждения "Межрайонная больница N 5" Гареева Рустама Мухаметзакиевича в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Иванова Члены Комиссии: И.А. Голубь М.П. Чеботина
2024-1605
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 8 мая 2024 г. N 045/10/104-232/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2024