Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 02.05.2024 N 124/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "ПКК "Астрасоль" (далее - Комиссия), в составе:
при участии представителя заказчика - МБУ "Управление Белгорблагоустройство" (по доверенности N 41-56/01-09/2836 от 08.12.2023), уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Белгорода (руководитель управления согласно распоряжению N 651-л от 16.09.2022), заявителя - ООО "ПКК "Астрасоль" (доверенность от 24.10.2022), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-224/2024 по жалобе ООО "ПКК "Астрасоль" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку соли молотой технической (закупка N 0126300035824000251), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "ПКК "Астрасоль" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении электронного аукциона на поставку соли молотой технической (закупка N 0126300035824000251) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что документация о проведении Электронного аукциона не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. А именно:
1) заказчиком неправомерно установлено требование к упаковке "навалом и (или) мягкий контейнер";
2) заказчиком установлены необоснованно короткие сроки поставки товара.
Заказчик и уполномоченный орган представили возражения на жалобу ООО "ПКК "Астрасоль" (далее Заявитель), с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "ПКК "Астрасоль", ознакомившись с представленными возражениями, заслушав лиц, участвующих в заседании, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 22.04.2024 размещено извещение о проведении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - поставка соли молотой технической.
Начальная (максимальная) цена контракта - 47 628 009,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "ПКК "Астрасоль" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
1) Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
Извещение об осуществлении Электронного аукциона содержит Приложение N 1 "Описание объекта закупки", в котором заказчиком установлены показатели и значения показателей, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным Заказчиком требованиям.
Среди прочего заказчиком установлено следующее требование:
Упаковка |
Навалом и (или) мягкий контейнер (биг-бэг) |
Обусловлено необходимостью обеспечения функциональной потребности |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Заявитель полагает, что заказчиком некорректно установлено требование "навалом и (или) мягкий контейнер (биг-бэг)" ввиду большого объема поставляемого товара, что влияет на цену.
Как следует из письменного пояснения уполномоченного органа заказчик допускает поставку и приемку товара в разной таре, что соответствует части 1 статьи 481 Гражданского кодекса Российской Федерации, в которой установлено, если иное не предусмотрено договором купли-продажи и не вытекает из существа обязательства, продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, за исключением товара, который по своему характеру не требует затаривания и (или) упаковки.
Проект контракта, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении Электронного аукциона, не содержит требований к упаковке в отношении поставляемого товара.
Кроме того, заказчиком в материалы дела представлены копии трех коммерческих предложений, из которых следует, что предполагаемые участники закупки указывали цену исходя из поставки товара навалом.
При таких обстоятельствах, довод Заявителя не находит своего подтверждения.
2) Заявитель полагает, что заказчиком установлены невыполнимые сроки поставки товара, чем ограничивается количество участников закупки.
Статьей 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 5 части 2 статьи Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Извещение об осуществлении Электронного аукциона содержит приложение N 2 "Проект контракта" (далее - Проект контракта).
Пунктом 3.1. Проекта контракта установлено, что поставка товара осуществляется в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта, по адресу: г. Белгород, ул. Серафимовича, д. 82.
Исходя из содержания жалобы, заявитель полагает, что срок поставки "в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта" является невыполнимым в виду длительности поставки товара участниками из других регионов Российской Федерации и о необъективности установленного заказчиками требования.
Заявителем представлены в материалы дела расчеты о том, что для перевозки соли технической в количестве 6 902 610 кг по железной дороге, необходимо загрузить и выгрузить 98 грузовых вагонов (со средней вместимостью 70 тонн - грузоподъемность вагона), предварительно согласовав с ОАО "РЖД" данный объем перевозок.
Кроме того в ходе рассмотрения жалобы в материалы дела представлена копия письма N 123 от 07.05.2024 от начальника Белгородского участка производства ЮВДМУ, полученная на обращение ООО "ПКК "Астрасоль" от 06.05.2024 N 95 о том, что ежесуточная перерабатывающая возможность грузового терминала ст. Белгород с грузом (соль-галит) навалом (в зависимости от марки соли и типа вагона) или мягких контейнеров составляет 4 вагона в сутки.
Таким образом, для принятия 98 вагонов на железнодорожной станции Белгород потребуется минимум 24 рабочих дня.
Также заявителем был сделан расчет в случае доставки товар в количестве 6 902 610 кг автомобильным транспортом, для чего потребуется 345 автомашин средней грузоподъемностью 20 тонн.
Следовательно, заявитель делает вывод, что в данном случае отсутствует принцип разумности, из которого следует исходить при определении сроков поставки товара, не учтена специфика товара, являющегося предметом закупки и реальная возможность его транспортировки в установленные сроки.
Согласно пункту 2 распоряжения администрации города Белгорода от 15.04.2024 N 1109 "О подготовке объектов энергетического, жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы города Белгорода к работе в осенне-зимний период 2024 - 2025 г.г." (далее - распоряжение) в том числе МБУ "Управление Белгорблагоустройство" рекомендовано:
2.1. Разработать и утвердить в срок до 31 мая 2024 года перечень организационно-технических мероприятий по подготовке объектов энергетического и жилищно-коммунального хозяйства к устойчивой работе в предстоящий осенне-зимний период и графики производства работ.
2.2. Обеспечить в срок до 1 сентября 2024 года выполнение утвержденных мероприятий в полном объеме.
В соответствии с пунктом 7 Распоряжения МБУ "Управление Белгорблагоустройство" в срок до 15 сентября 2024 года:
7.1. Подготовить мероприятия по организации очистки улично-дорожной сети города Белгорода, в том числе с привлечением сторонних организаций.
7.2. Обеспечить готовность техники и заготовку противогололедного материала.
7.3. Заключить договоры (при необходимости) с хозяйствующими субъектами города на привлечение дополнительной техники для уборки улично-дорожной сети по ликвидации снежных заносов и гололеда.
7.4. Согласовать специальные площадки для складирования снега.
7.5. Выполнить мероприятия по обустройству специальных площадок для складирования снега.
Согласно сведениям ЕИС датой подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является 07.05.2024 (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.05.2024 NИЭА1), для участия в Электронном аукционе подана одна заявка.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Таким образом, предполагаемой датой заключения контракта являлась бы 17.05.2024. Следовательно, поставка товара должна была быть осуществлена согласно условиям проекта контракта до 31.05.2024 включительно.
В письменном пояснении заказчик не обосновал потребность в поставке объекта закупки - соли молотой технической в столь короткие сроки.
Таким образом, довод Заявителя является обоснованным.
В действиях заказчика содержится нарушение части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, ответственность за которое предусмотрена частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая выше изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПКК "Астрасоль" обоснованной в части.
2. Признать в действиях Заказчика - МБУ "Управление Белгорблагоустройство" нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 7 мая 2024 г. N 031/06/106-224/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2024