Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ИП Пономарева М.Д. на Заказчика Отдела по спорту, физической культуре, молодёжной политике и туризму администрации Балаковского муниципального района Саратовской области при проведении запроса котировок в электронной форме N 0160300003224000069 "поставка музыкального оборудования для нужд отдела по спорту, физической культуре, молодежной политике и туризму администрации Балаковского муниципального района".
УСТАНОВИЛА:
08.05.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ИП Пономарева М.Д. на Заказчика Отдела по спорту, физической культуре, молодёжной политике и туризму администрации Балаковского муниципального района Саратовской области при проведении запроса котировок в электронной форме N 0160300003224000069 "поставка музыкального оборудования для нужд отдела по спорту, физической культуре, молодежной политике и туризму администрации Балаковского муниципального района" (далее - Запрос котировок).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя, не присутствовал на рассмотрении жалобы, уведомлены надлежащим образом
Представитель Заказчика не присутствовал на рассмотрении жалобы, уведомлены надлежащим образом
Представители уполномоченного учреждения присутствующие при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считал жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
28.04.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Запроса котировок в электронной форме.
Заказчиком по данному Запросу котировок является отдел по спорту, физической культуре, молодёжной политике и туризму администрации Балаковского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 435 000,00 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе электронный запрос котировок начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 3 или пунктом 4, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла п. 1 ч.1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
Таким образом, действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности, при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него.
Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка музыкального оборудования, а также установлены следующие характеристики:
1 |
Акустическая система |
26.40.31.190- 00000011 |
Высота |
600 |
Миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
||||||
Глубина |
400 |
Миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||||||
Ширина |
300 |
Миллиметр |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||||||
Размер СЧ/НЧ -динамика |
12 |
Дюйм (25,4 мм) |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|||||||||
5 |
Акустическая система |
26.40.31.190- 00000011 |
Способ размещения |
Напольн ая |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
||||||
Высота |
300 |
Миллиметр |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|||||||||
Ширина |
600 |
Миллиметр |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Из жалобы Заявителя следует, что позиция N 1 "Акустическая система" имеет противоречащие друг друга требования в части характеристик "размер СЧ/НЧ динамика - больше или равно 12 дюймов", "ширина - меньше или равна 300 мм", что конструктивно невозможно выполнить.
Также, в позиции N 5 "Акустическая система" установлена характеристика "способ размещения - напольная", и при этом заявлены требования к высоте меньше или равна 300 мм, к ширине - меньше или равна 600 мм.
Присутствующие на рассмотрении представители уполномоченного учреждения пояснили, что Заказчик не имеет возможности устанавливать требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а, в свою очередь, положения Закона о контрактной системе не обязывают Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в документации запросе котировок устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Также согласно позиции N 1 "Акустическая система" размер СЧ/НЧ динамика может соотноситься с характеристикой ширина как установлено в извещении, поскольку динамик в акустической системе имеет овальную форму.
Согласно пояснениям заказчика на рынке присутствуют модели, в которых динамик имеет овальную форму, и ширина может составлять менее 300 мм.
В соответствии с описанием позиции N5 "Акустическая система" ширина должна быть 600 мм, высота 300 мм. Характеристики указаны в виде диапазонов, которые позволяют расширить перечень товаров, соответствующих потребности заказчика".
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с пунктом 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28.12.2010 N 11017/10 и поддержанной Верховным Судом Российской Федерации в определениях от 18.12.2015 N 306-КГ15-16795 и от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать обоснованным потребностям заказчика. Включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям торгов, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
При таких обстоятельствах довод жалобы признан необоснованным.
Кроме того, Заявитель в жалобе указывает, что Заказчик, опубликовав данное извещение в форме запроса котировок в электронной форме создал ограничения для других участников.
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Согласно ч. 2 ст. 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс,закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион,закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме.
В силу ч. 6 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Пунктом 1 частью 10 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчик вправе проводить в соответствии с настоящим Федеральным законом электронный запрос котировок: в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей. При этом годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения электронного запроса котировок, не должен превышать двадцать процентов совокупного годового объема закупок заказчика или сто миллионов рублей в отношении заказчика, совокупный годовой объем закупок которого в прошедшем календарном году составил менее пятисот миллионов рублей. Правительство Российской Федерации вправе принять решение об увеличении начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок в целях закупки отдельных наименований медицинских изделий.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что выбранный Заказчиком код ОКПД 2 26.40.31.190-00000011 не включен в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
При размещении закупки на выполнение работ, не включенных в указанный Перечень, и составляющих основную часть объекта закупки, Заказчик вправе использовать такую форму закупки как конкурс в электронной форме.
Следовательно, в действиях Заказчика не усматривается нарушение, выразившееся в неверном выборе способа определения поставщика.
Довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ИП Пономарева М.Д. на Заказчика Отдела по спорту, физической культуре, молодёжной политике и туризму администрации Балаковского муниципального района Саратовской области при проведении запроса котировок в электронной форме N 0160300003224000069 "поставка музыкального оборудования для нужд отдела по спорту, физической культуре, молодежной политике и туризму администрации Балаковского муниципального района" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 16 мая 2024 г. N 064/06/33-675/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024