Резолютивная часть решения оглашена 23 мая 2024 года.
Полный текст решения изготовлен 24 мая 2024 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "_";
Члены Комиссии: "_"; "_";
При участии представителя Областного государственного казенного учреждения "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" (далее - Заказчик) - "_" (доверенность N301-Ю от 21 декабря 2023 г.);
При участии представителя Общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление N5" (далее - ООО "СУ-5", Общество) - "_" (доверенность от 23 ноября 2023 г.);
рассмотрев обращение заказчика о включении сведений в отношении Общества в реестр недобросовестных поставщиков, и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 1078),
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России 17 мая 2024 года поступило обращение Заказчика о включении информации в отношении ООО "СУ-5" в Реестр.
В своем обращении Заказчик указывает, что ООО "СУ-5" допущены нарушения существенных условий по контракту от 08 февраля 2023 года N 0134200000123000010 на подготовку проектной документации и выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству объекта: "Жилые дома для детей-сирот" в г. Тулуне (далее - Контракт), в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлено рассматриваемое обращение о включении информации об ООО "СУ-5" в Реестр.
ООО "СУ-5" не представлены письменные пояснения об обстоятельствах, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, а также документы, запрашиваемые в уведомлении N 038/559/24 от 17 мая 2024 года.
Порядок рассмотрения обращения о включении сведений в отношении поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ N 1078.
Часть 1 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Пункт 3 Постановления Правительства РФ N 1078, Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи (ч. 4 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В ходе проведения проверки установлено, что 18 января 2023 г. на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещен документ "Извещение о проведении электронного аукциона от 18.01.2023 N0134200000123000010".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 53 200 000 рублей 00 копеек.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.01.2023 NИЭА1 заявка ООО "СУ-5" признано победителем электронного аукциона.
08 февраля 2023 г. между Заказчиком и ООО "СУ-5" заключен Контракт.
В соответствии с пунктом 1.1 Контракта "Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в установленный настоящим Контрактом, Графиком выполнения работ (Приложение N 4 к настоящему Контракту) и Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту) срок подготовить проектную документацию и выполнить инженерные изыскания, выполнить работы по строительству объекта: "Жилые дома для детей-сирот" в г. Тулуне (далее - Работы) в том числе:
1.1.1. Выполнить инженерные изыскания, осуществить подготовку проектной и рабочей документации в целях строительства (далее - работы ПИР) объекта капитального строительства: "Жилые дома для детей-сирот" в г. Тулуне (далее - объект) (Приложение N 1 к настоящему Контракту).
Результатом выполненной работы ПИР являются проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также разработанная рабочая документация.
1.1.2 Выполнить работы по строительству Объекта в соответствии и в объеме, определенном проектной и рабочей документациями, разработанными в соответствии с пунктом 1.1.1 настоящего Контракта, а также иной технической документацией, предусмотренной настоящим Контрактом, в сроки, предусмотренные настоящим Контрактом и Графиком выполнения строительно-монтажных работ, который разрабатывается Подрядчиком и подписывается Сторонами в течение 5 рабочих дней после получения Подрядчиком положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий согласно форме, установленной Приложением N 3 к настоящему Контракту. Подписанный График выполнения строительно монтажных работ является неотъемлемой частью настоящего Контракта (далее - График строительно-монтажных работ).
Результатом выполненной работы по строительству Объекта является построенный объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
1.1.3. Осуществить поставку оборудования, необходимого для обеспечения эксплуатации Объекта и предусмотренного проектной документацией, выполнить его монтаж и ввод в эксплуатацию.".
В соответствии с условиями Контракта Общество не вправе приступить к исполнению второго этапа Контракта без достижения результата по первому этапу Контракта.
Цена Контракта составляет 53 200 000 рублей 00 копеек.
Срок выполнения работ установлен пунктом 3.1 Контракта "Общий срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме:
- начало выполнения Работ: с момента подписания Контракта;
- окончание выполнения Работ: 30 ноября 2023 года в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение 4 к Контракту) и Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту).".
В силу пункта 1 Дополнительного соглашения N7 от 18 января 2024 г. к Контракту "Общий срок выполнения Работ Подрядчиком по Контракту в полном объеме:
- начало выполнения Работ: с момента подписания Контракта;
- окончание выполнения Работ: 31 августа 2024 года в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение 4 к Контракту) и Графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3 к Контракту).".
Таким образом, общий срок исполнения обязательств по Контракту: с 08 февраля 2023 г. по 31 августа 2024 г.
Из представленных на обозрение Комиссии Заказчиком документов установлено следующее.
06 марта 2023 г. Общество в адрес Заказчик направило письмо N179 с просьбой выдать Технические условия на присоединение к канализационным сетям и сетям водоснабжения.
17 марта 2023 г. Общество направило в адрес Заказчика письмо N220 с просьбой оказания содействия в получении Технических условий подключения к сетям теплоснабжения.
Представителем Заказчика были даны пояснения о том, что ответа на указанные письма Заказчиком не давалось.
В соответствии с пунктом 2.4 Контракта "Заказчик производит выплату аванса на открытый Подрядчиком в территориальном органе Федерального казначейства лицевой счет для учета операций со средствами юридического лица, не являющегося участником бюджетного процесса, указанный в Контракте, в размере 30% от цены этапа Контракта, указанной в пункте 2.1 Контракта, в сумме 15 960 000 рублей 00 копеек в течение 30 (тридцати) рабочих дней со дня выставления Подрядчиком счета на перечисление аванса, но не ранее включения сведений о Контракте в реестр контрактов:
на первом этапе в размере 30% от размера цены этапа выполнения Контракта, что составляет 1 072 188 рублей 00 копеек от стоимости выполнения Работ на первом этапе, указанной в пункте 2.1 Контракта;
на втором этапе в размере 30% от размера цены этапа выполнения Контракта, что составляет 14 740 020 рублей 00 копеек от стоимости выполнения Работ на втором этапе, указанной в пункте 2.1 Контракта;
на третьем этапе в размере 30% от размера цены этапа выполнения Контракта, что составляет 147 792 рубля 00 копеек от стоимости выполнения Работ на третьем этапе, указанной в пункте 2.1 Контракта.
Обязательство Заказчика по внесению аванса считается исполненным с момента списания денежных средств в размере, указанном в настоящем пункте, со счета Заказчика, указанного в Контракте.
Выплата аванса при исполнении Контракта, заключенного с Подрядчиком, указанным в части 1 или 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, не допускается."
В связи с чем, 05 апреля 2023 г., 20 апреля 2023 г., 10 мая 2023 г. ООО "СУ-5" в адрес Заказчика направило письма NN97/1, 350, 407 с просьбой произвести оплату авансу в соответствии с условиями Контракта.
Комиссией установлено, что авансовые средства Обществу выплачены на общую сумму 15 960 000 рублей 00 копеек, в соответствии с платежными поручениями от 12 мая 2023 г. N458580, от 25 мая 2023 г. NN516778, 516779.
12 мая 2023 г. ООО "СУ-5" направило в адрес Заказчика письмо N418 с просьбой выдачи разрешения на самостоятельное утверждение Сведений об операциях с целевыми счетами, которое также Заказчиком оставлено без ответа.
Со стороны Заказчика в адрес ООО "СУ-5" были направлены письма от 12 июля 2023 г. N (59-7)-3682/23 и от 26 июля 2023 г. N (59-7)-3978/23 с требованием направления информации о ходе выполнения работ, а также планируемых сроках завершения работ по Контракту.
Ответа на указанные письма Комиссии Иркутского УФАС сторонами не представлено.
В связи с отсутствием у ООО "СУ-5" технических условий на подключение к системе ливневой канализации, системе ВК и дорожной сети, Общество направило в адрес Заказчика письмо от 04 сентября 2023 г. N735 с просьбой рассмотрения возможности увеличения сроков исполнения обязательств по Контракту до 15 июня 2024 г.
13 сентября 2023 г. Общество направило Заказчику письмо от 13 сентября 2023 г. N759 с просьбой рассмотрения возможности приостановки Контракта до получения полных исходных данных.
Ответа на указанные письма Комиссии Иркутского УФАС сторонами также не представлено.
10 октября 2023 г. Заказчик направил Обществу письмо N (59-7) 5584/23 с требованием представить график о выполнении работ с указанием дат исполнения пунктов графика и принять максимальные меры по устранению причин неисполнения обязательств по Контракту.
13 ноября 2023 г. в письме N (59-7)-6303/23 Заказчиком установлено требование к Обществу о направлении информации о причинах неисполнения Контракта в сутановленные сроки, а также копии технических условий и договоров технологического присоединения с расчетом стоимости, информацию о наличии или отстутсиви санитарных и санитарно-защитных зонах на отведенном земельном участке и письмо о гарантии по освоению суммы в рамках Контракта до конца 2023 г.
Факт получения Заказчиком ответа на указанные письма на обозрение Комиссии не представлено.
28 декабря 2023 г. пунктом 4.1 Протокола заседания межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с обоснованностью изменения существенных условий контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, заключенных подведомственными министерству строительства Иркутской области учреждениями согласовано обращение об изменении существенных условий Контракта, в части продления срока исполнения обязательств по Контракту.
12 января 2024 г. Заказчиком в адрес Общества направлено письмо N (59-7)-109/24 с требованием ежедневного предоставления информации о ходе выполнения работ по Контракту.
28 марта 2024 г. ГАУ ИО "Экспертиза в строительстве Иркутской области" было выдано отрицательное заключение государственной экспертизы.
В связи с чем, ООО "СУ-5" 03 апреля 2024 г. направило Заказчику письмо N ДИ-24-17 с просьбой передачи документов, необходимых для устранения недостатков, выявленных ГАУ ИО "Экспертиза в строительстве Иркутской области".
Факт получения Заказчиком ответа на указанные письма на обозрение Комиссии не представлено.
02 мая 2024 г. Заказчик направил в адрес Общества претензию N (59-7)-2684/24.
Ответа на указанную претензию в адрес Заказчика не поступало.
В соответствии с пунктом 9.5 Контракта "В случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком его обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 рабочих дней с момента, когда такое обеспечение перестало действовать, предоставить Заказчику новое надлежащее обеспечение исполнения Контракта.
Действие указанного пункта не распространяется на случаи, если Подрядчиком предоставлена недостоверная (поддельная) независимая гарантия.".
Комиссией установлено, что представленное Обществом, при заключении Контракта, обеспечение исполнения обязательств по Контракту 31 декабря 2023 г. прекратило свое действие.
В нарушение пункта 9.5 Контракта ООО "СУ-5" новое обеспечение исполнение обязательств по Контракту не представило.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в пункте 8.1 Контракта "Расторжение Контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта.
Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта устанавливается Федеральным законом о Контрактной системе.".
В связи с тем, что Обществом нарушены условия исполнения обязательств по контракту 06 мая 2024 года Заказчиком принято и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту.
Частью 12.1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе исполнения Контракта не устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
Следовательно, решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту вступило в силу 17 мая 2024 года.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (ч. 7 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, пп. "б" п. 13 Постановления Правительствам РФ N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Часть 7 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ устанавливает, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. 4 - 6 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
В силу Постановления Правительства РФ N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации.
Исследование фактических обстоятельств при решении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков происходит при крайне ограниченных полномочиях ФАС России и ее территориальных органов.
В рамках рассматриваемого дела Комиссия Иркутского УФАС России не смогла устранить все сомнения в виновности Общества.
Так, Комиссия Иркутского УФАС России приходит к выводу, что ООО "СУ-5" при исполнении своих обязательств допущены нарушения условий Контракта, однако, Комиссия Иркутского УФАС России не может однозначно прийти к выводу о виновности участника.
Таким образом, в рамках рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков невозможно объективно установить факт недобросовестного поведения ООО "СУ-5", при исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, ввиду отсутствия достаточного количества доказательств, подтверждающих недобросовестность ООО "СУ-5", объективно оценить достоверность доводов Заказчика без дополнительного исследования обстоятельств, приведших к неисполнению контракта невозможно в виду наличия многочисленных вопросов, связанных с исполнением обязательств по контракту.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 31 июня 2021 года N 1078), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные заказчиком в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление N5" ("_"), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. Сведения об учредителе Общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление N5" ("_"), о лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа Общества с ограниченной ответственностью "Строительное управление N5" ("_") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
3. Копии решения направить сторонам по обращению.
Решение, принятое по результатам рассмотрения обращения заказчика, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: "_"
Члены комиссии: "_"
"_"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 24 мая 2024 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024