Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия)
проведена внеплановая проверка в отношении заказчиков при проведении уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г/к Анапа открытых конкурсов в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся (извещение NN 0318300537423000314, 0318300537423000316, 0318300537423000331, 0318300537423000318, 0318300537423000340, 0318300537423000339, 0318300537423000335) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю из контрольно-счетной палаты Краснодарского края, из прокуратуры Краснодарского края, из прокуратуры г. Анапа поступило обращение ИП Невской Т.Е. и др., содержащее информацию о нарушении законодательства о контрактной системе: конкурсы проведены на 12 месяцев, школы объединены в группы не по территориальному принципу, что увеличивает сумму контрактов; критерии оценки разработаны в интересах участника ООО "Комбинат школьного питания".
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО город-курорт Анапа проведены открытые конкурсы в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся (извещение NN 0318300537423000314, 0318300537423000316, 0318300537423000331, 0318300537423000318, 0318300537423000340, 0318300537423000339, 0318300537423000335). Заказчиками выступали образовательные организации.
Закупка N 031830053742300314 от 19.10.2023 (заказчики: МБОУ СОШ N5; МБОУ СОШ N12), НМЦК 41 156 265,94 рублей.
Закупка N 031830053742300316 от 20.10.2023 (заказчики: МБОУ СОШ N1; МБОУ ООШ N21; МБОУ ООШ N25), НМЦК 25 236 542,16 рублей.
Закупка N 031830053742300331 от 27.10.2023 (заказчики: МБОУ СОШ N2; МБОУ СОШ 316; МБОУ СОШ N18, МБОУ СОШ N19), НМЦК 49 218 273,49 рублей.
Закупка N 031830053742300318 от 23.10.2023 (заказчики: МБОУ СОШ N4; МБОУ ООШ N24; МБОУ НОШ N26), НМЦК 27 038 153,48 рублей.
Закупка N 031830053742300340 от 03.11.2023 (заказчики: МБОУ гимназия "Эврика"), НМЦК 49 700 052,54 рублей.
Закупка N 031830053742300339 от 03.11.2023 (заказчики: МБОУ СОШ N7; МБОУ СОШ N9; МБОУ СОШ N10; МБОУ СОШ N23; МБОУ ООШ N31; МБОУ гимназия "Аврора"), НМЦК 61 927 917,62 рублей.
Закупка N 031830053742300335 от 31.10.2023 (заказчики: МБОУ СОШ N8; МБОУ СОШ N11; МБОУ СОШ N14; МБОУ ООШ N17), НМЦК 41 040 587,00 рублей.
На участие в закупках подана 1 заявка, которая признана соответствующей требованиям извещения.
Закон о контрактной систем не регламентирует порядок формирования лотов в зависимости от территориальной расположенности заказчиков совместных торгов. Предмет всех закупок - организация питания со сроком исполнения с 01.01.2024 по 31.12.2024. Проведение совместной закупки не противоречит ст.25 Закона о контрактной системе. Из положений Закона о контрактной системе следует, что заказчик формирует предмет закупки самостоятельно, определяя, какие товары, работы, услуги (или их сочетание) в наибольшей мере отвечают его потребностям. Требования закупки в равной мере распространяются на всех участников. Таким образом, нарушения п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при формировании лота не установлены.
В соответствии с ч.1 ст.8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Жалобы на положения извещений закупок в порядке и сроки, предусмотренные Законом о контрактной системе в управление, в т.ч. от ИП Невской Т.Е. и др.) не поступали. Доказательства, свидетельствующие об отсутствии возможности подать заявку на объявленных условиях, ИП Невской (и др.) не предоставлены в материалы дела.
В части Порядка оценки заявок, размещенного в составе извещений закупок, установлено следующее. Заявитель в обращении не приводит конкретные нормы законодательства, которые нарушены заказчиками при установлении показателей оценки в Порядке рассмотрения и оценки заявок.
Согласно п. 11) ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4) ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В разделе вышеуказанных извещений закупок содержится "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", который отличается лишь установлением предельного максимального значения по характеристике общая цена исполненых договоров, которое зависит от НМЦК закупки:
N |
Критерий оценки |
Значимость критерия оценки, процентов |
Показатель оценки |
Значимость показателя оценки, процентов |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки |
Значимость показателя, детализирующего показатель оценки, процентов |
Формула оценки или шкала оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
40 |
- |
- |
- |
- |
оценка заявок осуществляется по формулам, предусмотренным пунктами 9 или 10 Положения об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением N 2604 (далее - Положение) |
2.
|
Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
20
|
наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта |
20 |
Общая цена исполненных участником закупки договоров |
100 |
оценка заявок осуществляется по формуле
где: - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); Хпред Maх- предельное максимальное значение, установленное заказчиком (41,16 млн) |
наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации |
25 |
признак N 1 Наличие у участника закупки поваров, имеющих 5-ый квалификационный разряд (10 единиц) |
20 |
Шкала оценки количества присвоенных баллов: Наличие - 100 баллов, Отсутствие - 0 баллов |
|||
признак N 2 Наличие у участника закупки поваров, имеющих 6-ой квалификационный разряд (10 единиц) |
20 |
||||||
признак N 3 Наличие у участника закупки санитарного врача (1 единица) |
60 |
||||||
наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов |
45 |
Наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании складских помещений для хранения пищевой продукции |
10 |
оценка заявок осуществляется по формуле
Предельное минимальное значение, установленное закзачиком 1 склад |
|||
Наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании овощехранилища на территории 100-километровой зоны |
40 |
Где: Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком 1 овощехранилище |
|||||
Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании пищеблока на территории 100-километровой зоны |
50 |
Где: Хi - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки"; - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок), подлежащих в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" - предельное минимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком 1 пищеблок |
|||||
|
|
наличие у участников закупки деловой репутации |
10 |
Количественное значение индекса деловой репутации участников закупки в соответствии с национальным стандартом в области оценки деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности |
100 |
оценка заявок осуществляется по формуле
где: - максимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок); - значение характеристики объекта закупки, содержащееся в предложении участника закупки, заявка (часть заявки); - минимальное значение характеристики объекта закупки, содержащееся в заявках (частях заявок) |
|
3. |
Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки |
40 |
Качественные характеристики объекта закупки |
100 |
Наличие предложений участника закупки в отношении оказываемых услуг |
100 |
Оценка заявок осуществляется по шкале, предусмотренной подпунктами 22 и 23 Положения.
|
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом, согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п.п. 24-25 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
В соответствии с п. 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного пп. "в" п. 24 настоящего Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
Таким образом, положения подпункта "в" пункта 28 Постановление N 2604 отражает принцип сопоставимости, который первостепенно обусловлен целью предметно оценить заявку участника на наличие у него опыта работы, сопоставимой с работами по контракту, планируемому к заключению, обеспечив таким образом возможность участвовать в закупке и победить на конкурсной основе только тем участникам, кто действительно имел подтвержденный опыт по однородным (релевантным) видам работ.
Предметом закупки является оказание услуг по организации горячего питания обучающихся. В порядке оценки заказчиками указано, что к оценке принимаются исполненные контракты (договоры), предметом исполнения котрых является оказание услуг по организации питания, что не противоречит Закону о контрактной системе и Положению.
Также в показателе "наличие у участников закупки специалистов" указано: повар 5-го, 6-го разряда, что не противоречит ТК РФ и обеспечивает выявление лучшего предложения в целях оказания услуг по организации питания детей.
В показателе критерия "качественные характеристики объекта закупки" закзачиками подробно описаны сведения, которые необходимо отразить в предложении, т.е. перечень свойств объекта закупки.
Заказчик не несет ответственность за уровень подготовки участника закупки, подавшего заявку. Участники закупки не лишены возможности направить запросы на разъяснения положений закупки. ИП Невская и др. данным правом не воспользовались, реальных намерений на участие в закупках не выразили. В силу ст.43 Закона о контрактной системе отсутствие документов, предусмотренных п.4) ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе, не является основанием для признания заявки несоответствующей.
Вместе с тем, в п.24 ПП 2604 указано: для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Установление заказчиками указания на наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании овощехранилища на территории 100-километровой зоны, пищеблока на территории 100-километровой зоны ограничивают участников закупки и не соответствует постановлению Правительства Российской Федерации N 2604. Кроме того, в рамках совместных закупок заказчики территориально отдалены друг от друга, что не может удовлетворять наличие 1 овощехранилища, 1 пищевого блока в 100-километровой зоны.
Также в Порядке рассмотрения и оценки в показателе количественное значение индекса деловой репутации участников закупки указан ГОСТ Р 66.0.01-2017. Вместе с тем, для расчета индекса деовой репутации субъектов предпринимательной деятеьности применяется ГОСТ Р 71198-2023. Стандарт применяется в отношении субъектов предпринимательской деятельности всех видов экономичекой деятельности в соответствиис ОКВЭД2.
Комиссия, руководствуясь ч.15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки признать в действиях заказчиков закупок, уполномоченного органа - управления закупок администрации МО г/к Анапа нарушение ст.8, п.11) ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе в части установления в Порядке рассмотрения и оценки заявок показателя наличие у участника закупки на праве собственности или ином законном основании овощехранилища на территории 100-километровой зоны, пищеблока на территории 100-километровой зоны.
2. В связи с тем, что контракты заключены, предписание об устранении нарушений Закона о контратной системе не выдавать.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного дела.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 20 мая 2024 г. N 023/06/42-2450/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024