Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Иванова А.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; Члены комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, с участием в заседании Комиссии Курганского УФАС России представителей: заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная специализированная инфекционная больница" (далее - ГБУ "КОСИБ", Заказчик) Храмцовой О.Н., действующей на основании доверенности б/н от 16.05.2024, Общества с ограниченной ответственностью "БАРС" (далее - ООО "БАРС", Общество, Подрядчик) Жабокрика И.Л., действующего на основании доверенности б/н от 31.03.2024 (участвовал посредством видеоконференцсвязи), в отсутствии представителей генерального директора Общества с ограниченной ответственностью "БАРС" Губайдуллиной Эмилии Рамилевны, о времени и месте рассмотрения обращения извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения обращения Заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС), явка представителей не обеспечена, ходатайств о рассмотрении обращения ГБУ "КОСИБ" в отсутствие представителя в Курганское УФАС России не поступало, рассмотрев обращение ГБУ "КОСИБ" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об Обществе с ограниченной ответственностью "БАРС", генеральном директоре ООО "БАРС" Губайдуллиной Эмилии Рамилевне, в связи с расторжением контракта Заказчиком в одностороннем порядке, на основании части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь положениями статей 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила N 1078), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение) Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, Центральным банком Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пунктом 5.3.4 Положения определено, что ФАС России ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков и единственных поставщиков российских вооружения и военной техники, предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", в пределах своей компетенции.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной этой статьей (часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе). Частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе определено, что Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности:
1) порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, требования к составу, содержанию, форме такого обращения;
2) порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Указанные основания должны в том числе предусматривать отказ во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, если надлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы;
3) порядок направления решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо решения об отказе в таком включении;
4) порядок исключения информации, предусмотренной частью 3 этой статьи, из реестра недобросовестных поставщиков. Порядок принятия решения о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиком определен Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)".
Согласно пункту 13 Правил N 1078, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом: орган контроля устанавливает информацию о лицах, указанных в пункте 3 части 3 статьи 104 Федерального закона; орган контроля на основании мотивированного запроса в письменной форме вправе запрашивать и получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения обращения и проведения таких проверок; рассмотрение обращения и проведение таких проверок осуществляются органом контроля на коллегиальной основе на заседании комиссии (инспекции) по проведению плановой (внеплановой) проверки, созданной в соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок"; заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля; заказчик вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта); участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта; проведение внеплановой проверки осуществляется в порядке, установленном в соответствии с частью 2 статьи 99 Федерального закона, и с учетом Правил;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок). В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - Курганское УФАС России) 14.05.2024 поступило и зарегистрировано обращение ГБУ "КОСИБ" (вх. N 2069/24) о включении в Реестр недобросовестных поставщиков информации об ООО "БАРС", генеральном директоре ООО "БАРС" Губайдуллиной Эмилии Рамилевне, в связи с расторжением в одностороннем порядке контракта на выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции в клинико-диагностической лаборатории и кабинете рентгена в здании ГБУ "Курганская Областная Специализированная Инфекционная больница" по адресу:
г. Курган, ул. Карбышева, д. 31 (номер реестровой записи в реестре контрактов 2450105497424000031).
В обоснование оснований для обращения Заказчик указал следующее. Между ГБУ "КОСИБ" и ООО "БАРС" 14.02.2024 заключен контракт N 17- ЭЗК на капитальный ремонт системы вентиляции в клинико-диагностической лаборатории и кабинете рентгена в здании ГБУ "Курганская Областная Специализированная Инфекционная больница" по адресу:
г. Курган, ул. Карбышева, д.31 (далее - Контракт).
Согласно пункту 2.1 Контракта сроки выполнения работ: выполнение работ производится с момента заключения контракта до 31.05.2024. 14.03.2024 Подрядчик направил в адрес Заказчика календарь выполнения работ, но подписывать его отказался. Заказчик неоднократно направлял претензии в адрес Подрядчика (N 238 от 11.04.2024, N 249 от 17.04.2024), но Подрядчик к выполнению работ не приступил.
Согласно пункту 12.3 Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Существенным нарушением условий Контракта со стороны Подрядчика является:
- выполнение работ не начато в течение 10 рабочих дней с даты заключения Контракта;
- нарушение срока выполнения работ более чем на 10 рабочих дней;
- нарушение технологии производства работ, требований действующего законодательства Российской Федерации в области строительства, и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации более 3 раз и не устранение мотивированных замечаний Заказчика в течение 10 календарных дней. По состоянию на 02.05.2024 Подрядчик не приступил к выполнению работ.
Таким образом, Подрядчиком было допущено существенное нарушение условий Контракта. 02.05.2024 Заказчиком в Единой информационной системе было размещено Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 14.05.2024 решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта N 17-ЭЗК от 14.02.2024 вступило в силу и Контракт считается расторгнутым.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Заказчик просит включить в Реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "БАРС", генеральном директоре ООО "БАРС" Губайдуллиной Эмилии Рамилевне.
В соответствии с нормой статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России проведена внеплановая проверка действий субъектов контроля, в ходе которой установлено, что уполномоченным учреждением Государственным казенным учреждением "Центр закупок и бухгалтерского учета Курганской области" 02.02.2024 в ЕИС размещено извещение N 0843500000224000273 о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции в клинико- диагностической лаборатории и кабинете рентгена в здании ГБУ "Курганская Областная Специализированная Инфекционная больница" по адресу:
г. Курган, ул. Карбышева, д. 31. Заказчиком является Государственного бюджетного учреждения "Курганская областная специализированная инфекционная больница".
В соответствии со сведениями, содержащимися в ЕИС на участие в вышеуказанной закупке было подано 3 заявки (все признаны соответствующими), по результатам проведения запроса котировок в качестве победителя определено - ООО "БАРС". 14.02.2024 между ГБУ "КОСИБ" и ООО "БАРС" заключен Контракт N 17- ЭЗК на выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции в клинико- диагностической лаборатории и кабинете рентгена в здании ГБУ "Курганская Областная Специализированная Инфекционная больница" по адресу:
г. Курган, ул. Карбышева, д. 31. Комиссия Курганского УФАС России проанализировав положения Контракта от 14.02.2024
установила
следующее. Подрядчик принимает на себя обязательства в установленный Контрактом срок выполнить работы, указанные в п. 1.1 Контракта, в соответствии с утвержденным Заказчиком техническим заданием (приложение 1 к Контракту), а также в соответствии с перечнем и объемами работ, указанными в сметной документации (приложение 2 к Контракту), ведомости объемов работ (приложение 3 к Контракту) и передать Заказчику результат выполненных Работ в порядке, установленном Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации (пункт 1.2 Контракта).
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта, все предусмотренные Контрактом работы выполняются Подрядчиком с использованием собственных материалов и оборудования, необходимых для производства работ в соответствии с перечнем и объемами работ, указанными в сметной документации (Приложение 2 к Контракту). Стороны в пункте 2.1 Контракта предусмотрели, что сроки выполнения работ: выполнение работ производится с момента заключения контракта до 31.05.2024.
Работы по контракту выполняются непрерывно. Заказчик и подрядчик, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, контрактом, не вправе приостанавливать выполнение работ (пункт 2.4 Контракта). В пункте 3.1 указано, что цена Контракта составляет 1 418 675,20 рублей. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 3.3 Контракта авансирование работ по предусмотрено. Аванс в размере 30% от цены Контракта производится в течение 15 календарных дней с момента заключения Контракта. Погашение авансового платежа производится путем вычетов из сумм платежей, причитающихся Подрядчику за фактически выполненные работы. В случае досрочного расторжения Контракта по любому из оснований, предусмотренных Контрактом и действующим законодательством, при наличии непогашенного аванса - сумма такого аванса подлежит возврату Подрядчиком Заказчику. Оплата производится Заказчиком путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика (пункт 3.6 Контракта).
В соответствии с разделом 5.2 Контракта Подрядчик обязан: 5.2.1.
Принять на себя обязательства выполнить предусмотренные пунктом 1.1 Контракта работы. 5.2.2.
Выполнить работы, указанные в пункте 1.1 Контракта в соответствии со следующей документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к работам требования, которая является неотъемлемой частью Контракта:
- Техническое задание (приложение 1 к Контракту);
- Локальный сметный расчет (приложение 2 к Контракту);
- Ведомость объема работ (приложение 3 к контракту). 5.2.3.
Выполнить работы в сроки, установленные пунктом 2.1 Контракта. В пункте 12.2 Контракта предусмотрено, что Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в Контракте было предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (пункт 12.3 Контракта). Кроме того, в пункте 12.3 Контракта прописано следующее: существенным нарушением условий Контракта со стороны Подрядчика является:
- выполнение работ не начато в течение 10 рабочих дней с даты заключения контракта;
- нарушение срока выполнения работ более чем на 10 рабочих дней;
- нарушение технологии производства работ, требований действующего законодательства Российской Федерации в области строительства, и иных нормативных актов, действующих на территории Российской Федерации более 3 раз и не устранение мотивированных замечаний Заказчика в течение 10 календарных дней. В случае принятия одной из сторон Контракта решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта расторжение Контракта после принятия такого решения осуществляется в порядке, установленном Законом о контрактной системе (пункт 12.4 Контракта). Комиссией установлено, что после заключения Контракта Заказчик, принятые на себя обязательства исполнял в соответствии с условиями Контракта от 14.02.2024.
Заказчиком 29.02.2024 был перечислен аванс на счет Подрядчика. Представленная в материалы дела переписка сторон свидетельствует о том, что побуждение Подрядчика приступить и выполнять условия Контракта Заказчиком предпринимались неоднократно. Комиссией установлено, что график выполнения работ, а также письма о том, что на объект ГБУ "КОСИБ" прибудет представитель Подрядчика, были направлены ООО "БАРС" только после требований Заказчика (исх. N 126 от 11.03.2024, исх. N 190 от 21.03.2024, исх. N 238 от 11.04.2024, исх. N 249 от 17.04.2024 и другие). Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что вопреки требованиям пункта 2.1 Контракта ООО "БАРС" к исполнению обязательств не приступило, график выполнения работ направлен в адрес ГБУ "КОСИБ" 14.03.2024 в 23:55, вместе с тем в этом графике отсутствует подпись генерального директора ООО "БАРС".
Кроме того, как установлено Комиссией вышеназванный график выполнения работ не соответствует положениям Контракта N 17-ЭЗК, поскольку в нем предусмотрено, что выполнение работ по капитальному ремонту системы вентиляции в клинико-диагностической лаборатории и кабинете рентгена в здании ГБУ "КОСИБ" начнется с 03.04.2024.
В то время как в Контракте, который подписан со стороны ООО "БАРС" его генеральным директором в пункте 2.1 предусмотрено, что Подрядчик приступает к выполнению работ с момента заключения Контракта. В материалах дела имеется письмо генерального директора ООО "БАРС" (исх. N 31 от 17.04.2024), в соответствии с которым в ответ на претензию (исх. N 238 от 11.04.2024) Общество сообщает Заказчику, что обязуется приступить к выполнению работ в течении 10 рабочих дней. После неоднократных обращений ГБУ "КОСИБ" (исх. N 249 от 17.04.2024, N 254 от 19.04.2024) генеральным директором ООО "БАРС" направлено письмо (исх. N 35 от 23.04.2024) о том, что 26.04.2024 к Заказчику прибудет представитель Общества и приступит к выполнению работ. Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что как следует из обращения Заказчика, а также пояснений его представителя, данных в ходе заседания Комиссии, ООО "БАРС" до настоящего времени к выполнению работ, предусмотренных условиями Контракта от 14.02.2024 не приступило. Доказательств обратного в материалы дела не представлено. Относительно ходатайства представителя об отложении заседания и приобщения к материалам дела документов и сведений со стороны Общества, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. Порядок и сроки рассмотрения обращений заказчиков о включении сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в Реестр недобросовестных поставщиков предусмотрены Законом о контрактной системе и Правилами N 1078.
ООО "БАРС" было уведомлено надлежащим образом о дате и времени рассмотрения обращения ГБУ "КОСИБ", Обществу и его генеральному директору представлена возможность направления в контрольный орган в сфере закупок документов и сведений, которые бы свидетельствовали о принятии со стороны Подрядчика мер для надлежащего исполнения Контракта от 14.02.2024.
Комиссия в ходе рассмотрения обращения Заказчика и принятия решения о включении сведений об Обществе и его генеральном директоре в Реестр недобросовестных поставщиков оценила и документы, представленные Подрядчиком в качестве подтверждения принятия мер к исполнению принятых на себя обязательств. Вместе с тем, Комиссией Курганского УФАС России документы, представленные представителем ООО "БАРС" и приобщенные к материалам дела, оценены критически ввиду следующего. Со стороны ООО "БАРС" представлена копия договора купли-продажи товара и строительных материалов от 05.02.2024, заключенного между ООО "Факел" и ООО "БАРС".
В разделе 1 этого договора прописано следующее:
1.1.
В соответствии с Договором Продавец обязуется передать в собственность Покупателю товары и строительные материалы (в дальнейшем именуется - Товар) в ассортименте и в количестве, установленных Договором.
1.2. Ассортимент, количество, цена единицы товара и общая сумма сделки определяются в Перечне N 1 (спецификации), являющейся неотъемлемой частью Договора. Комиссией установлено, что в адрес Курганского УФАС России спецификация к данному Договору не поступала, следовательно, установить какие товара и строительные материалы закупались в рамках этой сделки не представляется возможным. Кроме того, вышеназванный Договор не содержит ссылок, что он заключен с целью исполнения обязательств именно по Контракту N 17-ЭЗК.
Представленные в материалы дела копии платежных поручений, в которых в качестве получателя указано ООО "Факел" также оценены Комиссией критически, в силу следующих причин. Платежные поручения (N 5 от 04.03.2024, N 13 от 06.03.2024, N 25 от 13.03.2024, N 33 от 20.03.2024, N 39 от 17.04.2024 имеют ссылку на конкретные счета на оплату, которые в материалы дела со стороны Общества не представлены. Кроме того, в период времени с 04.03.2024 по 17.04.2024 никакие работы на объекте Заказчика Подрядчиком не выполнялись, следовательно, данные документы не могут служить подтверждением того, что Подрядчиком осуществлялась закупка строительных материалов для выполнения работ по капитальному ремонту системы вентиляции в клинико-диагностической лаборатории и кабинете рентгена в здании ГБУ "КОСИБ".
В рамках рассмотрения обращения ГБУ "КОСИБ" Комиссией Курганского УФАС России были проанализированы сведения из реестра контрактов Единой информационной системы в сфере закупок, в результате установлено, что ООО "БАРС" одновременно с Контрактом с ГБУ "КОСИБ" были заключены и исполнялись иные контракты с разными заказчиками со схожими объектами закупки - проведение ремонтных работ, в том числе вентиляции. Комиссией контрольного органа в сфере закупок установлено, что Подрядчиком принятые на себя обязательства в полном объеме не выполнены, к ремонтным работам ООО "БАРС" не приступил, предусмотренный условиями Контракта аванс в адрес Общества перечислен Заказчиком своевременно. Оценивая поведение Общества как недобросовестное Комиссия контрольного органа в сфере закупок отмечает, что несмотря на обязанность приступить к капитальному ремонту системы вентиляции с момента заключения Контракта, своевременность перечисления авансирования со стороны Заказчика, Подрядчик мер к исполнению принятых на себя обязательств не предпринял. При разрешении вопроса о наличии в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения Комиссией было учтено, что ООО "БАРС" 29.02.2024 был получен аванс в размере 425 602,56 рублей, а сумма исполненных обязательств - 0. Кроме того, Комиссия отмечает, что несмотря на невыполнение работ решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принято Заказчиком только 02.05.2024.
Несмотря на объявление перерыва по рассмотрению обращения Заказчика и запросов Комиссии о предоставлении Подрядчиком доказательств принятия мер к надлежащему исполнению принятых обязательств, таких надлежащих и объективных доказательств в адрес контрольного органа в сфере закупок не поступило. Как недобросовестность поведения Подрядчика в рамках рассматриваемого Контракта Комиссией оценено и то обстоятельство, что несмотря на требование Заказчика (исх. N 312 от 14.05.2024) о возврате аванса, денежные средства в адрес ГБУ "КОСИБ" на дату заседания Комиссии, Подрядчиком не возвращены. Оценивая поведение стороны по договору - ООО "БАРС", Комиссия Курганского УФАС России проанализировала переписку сторон, документы и сведения, представленные сторонами, а также размещенные в ЕИС.
В результате анализа Комиссия отмечает, что все вышеперечисленное не характеризует поведение ООО "БАРС" в рамках рассматриваемого Контракта как добросовестное.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 этой статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе). Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что получив решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Подрядчиком не предпринималось мер к устранению нарушений и отмене Заказчиком принятого решения. Комиссия отмечает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, что неисполнение принятых на себя обязательств стало невозможным для Подрядчика по объективным, независящим от него причинам или ввиду обстоятельств непреодолимой силы. Часть 5 статьи 43 Закона о контрактной системе гласит, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке (в случае, если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и в соответствии с заявкой такого участника закупки на участие в закупке. Комиссия Курганского УФАС России, оценивая фактические обстоятельства дела, констатирует, что в связи с существенными нарушениями со стороны Подрядчика у Заказчика были основания расторгнуть данный Контракт от 14.02.2024 в одностороннем порядке, доказательств обратного со стороны Подрядчика в материалы дела не представлено. Проанализировав документы и сведения, письменные и устные пояснения сторон Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если контрольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) при исполнении Контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения Контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий Контракта. Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение общества в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 18.07.2008 N 10-П федеральный законодатель, обладая достаточной свободой усмотрения в определении конкретных видов государственного контроля (надзора), оснований, форм, способов, методов, процедур, сроков его проведения, состава мер государственного принуждения, применяемых по итогам контрольных мероприятий, а также конкретного порядка финансового обеспечения, вместе с тем связан общими конституционными принципами организации системы органов государственной власти, а осуществляемое им регулирование должно соответствовать юридической природе и характеру общественных отношений, складывающихся в сфере государственного контроля (надзора), вводимые же ограничения прав и свобод граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью, - быть соразмерными конституционно значимым целям и во всяком случае не создавать препятствий их экономической самостоятельности и инициативе.
В соответствии с положениями подпункта "а" пункта 13 Правил N 1078 Комиссией Курганского УФАС России сторонам была предоставлена возможность направления сведений и документов, которые могли послужить доказательством доводов стороны. Заказчик, как государственное бюджетное медицинское учреждение, осуществляющее капитальный ремонт системы вентиляции в клинико- диагностической лаборатории и кабинете рентгена за счет бюджетных средств, вправе требовать четкого исполнения условий Контракта со стороны Подрядчика.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, Подрядчик, как общество с ограниченной ответственностью, несет самостоятельные риски ведения им предпринимательской деятельности и должно прогнозировать последствия, в том числе и негативные, связанные с ее осуществлением. Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств. Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин неисполнения обязательств по Контракту, ООО "БАРС" в материалы дела не представлено. Принимая решение об участии в закупке и подав соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям названного Закона. ООО "БАРС", взяв на себя обязательства по исполнению условий Контракта, осознавало риск наступления неблагоприятных для него последствий.
Таким образом, ООО "БАРС" не приняты все возможные и зависящие от него меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, по исполнению Контракта, заключенного с Заказчиком, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении деятельности, что подтверждается представленными в контрольный орган в сфере закупок материалами. Ненадлежащее исполнение договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда Подрядчик по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для надлежащего и своевременного исполнения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность удовлетворения нужд Заказчика. Относительно соразмерности установления правовой ответственности, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности. По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов. В ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с положениями статьи 99 Закона о контрактной системе, нарушений порядка размещения решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта и порядка направления обращения Заказчика о включении сведений о Подрядчике, в действиях ГБУ "КОСИБ", Комиссией Курганского УФАС России не установлено, на дату проведения заседания Комиссии вышеназванное решение Заказчика в досудебном и судебном порядке не отменено, предметом оспаривания в арбитражном суде не является.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию в отношении Общества с ограниченной ответственностью "БАРС" (ИНН 9715458780, КПП 771501001), генеральном директоре ООО "БАРС" Губайдуллиной Эмилии Рамилевне (ИНН 027602640780) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.
2. Датой включения сведений в отношении Общества с ограниченной ответственностью "БАРС" (ИНН 9715458780, КПП 771501001), генеральном директоре ООО "БАРС" Губайдуллиной Эмилии Рамилевне (ИНН 027602640780) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.
3. Сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) исключаются по истечении двух лет со дня их внесения.
Дата I раздел Дата II раздел III раздел Общ события Регламент Фактичес Итог регистрац Регламен Фактичес Ито Регламен Фактичес Итог ая ированная кая дата о ии тированн кая дата го тированн кая дата о итог дата направлен прос контроль ая дата принятия про ый срок изготовлен прос овая направлен ия рочк ным принятия решения сро изготовле ия рочк прос ия заказчико а в органом решения чка ния решения и а в рочк заказчико м днях обращени в решения размещени днях а в м сведений сведений по I я дня и я сведений по III днях в разд заказчика х по размещен в ЕИС разде (I контрольн елу II ия лу +II+ ый орган раз сведений III дел в ЕИС разд у елы) 14.05.2024 14.05.2024 14.05.2024 14.05.2024 21.05.2024 21.05.2024 24.05.2024 24.05.2024 В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке. Заместитель Председателя Комиссии: А.В. Иванова
Члены Комиссии: И.М. Стрижова М.П. Чеботина
2024-1714
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 21 мая 2024 г. N 045/10/104-253/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024