Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБУК "Государственный Академический Мариинский театр" (далее - Заказчик):,
ИП Паршикова Александра Сергеевича (далее - Заявитель) уведомленных о заседании Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 13246-ЭП/24 от 21.05.2024) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по техническому освидетельствованию грузоподъемного оборудования основной сцены Мариинского театра (извещение N 0372100014224000075) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 13.05.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0372100014224000075. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 076 666, 67 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в ненадлежащем установлении единых требований к участникам закупки.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства:
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, в соответствии с ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Анализ извещения об осуществлении закупки показал, что в нём содержатся следующие условия:
"Наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности c включенными в нее обязательными видами работ:
в) проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Требование установлено на основании п. 49) ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1477 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности".
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Указанное требование вызвано необходимостью оказания услуг в рамках правоспособности хозяйствующего субъекта, обусловленной наличием лицензии (свидетельства) на осуществление деятельности, относящейся к предмету закупки.
Учитывая изложенное, при подтверждении соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, участник закупки представляет указанные в документации о закупке документы и сведения самого участника закупки, а не иных юридических лиц, с которыми участник закупки осуществляет совместную деятельность.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации N 271-ПЭК18 от 12 ноября 2018 г. в котором указано, что последующее возможное привлечение соисполнителей оказываемых услуг не подтверждает соответствие заявки участника требованиям аукционной документации и возможность его участия в аукционе, поскольку ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлены требования к участникам закупки, а не к соисполнителям.
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), как следует из его преамбулы, определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на таких объектах и последствий этих аварий (статья 1 Закона N 116-ФЗ).
Опасными производственными объектами в соответствии с Законом N 116-ФЗ являются предприятия или их участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к Закону N 116-ФЗ.
В соответствии с Приложением N 1 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых, в том числе:
3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.
К видам деятельности в области промышленной безопасности в силу пункта 1 статьи 6 Закона N 116-ФЗ относится, в числе прочего, проведение экспертизы промышленной безопасности.
Статьей 13 Закона N 116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат также технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Закона N 116-ФЗ - в отношении технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, фактический срок службы которых достиг двадцати лет и в отношении которых отсутствует техническая документация и данные об установленном сроке службы.
В соответствии с пунктом 49) части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1477 "О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности" (вместе с "Положением о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности") утверждено Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (далее -Положение).
В соответствии с пунктом 3 Положения лицензируемая деятельность предусматривает выполнение в соответствии с пунктом 1 статьи 13 Закона N 116-ФЗ следующих работ (оказание услуг):
в) проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Закона N 116-ФЗ (фактический срок службы оборудования достиг двадцати лет).
В соответствии с Описанием объекта закупки Заказчик проводит техническое освидетельствование сценического грузоподъемного оборудования Мариинского театра (далее -Объект) на предмет определения технического состояния и возможности дальнейшей безопасной его эксплуатации в соответствии с требованиями "РД 10-112-1-04 Рекомендации по экспертному обследованию грузоподъемных машин. Общие положения" (одобрены Федеральной службой по технологическому надзору, протокол от 26.04.2004) (далее - РД 10-112-1-04).
Согласно пункту 3.1. РД 10-112-1-04 - в соответствии с Положением по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные экспертное обследование (техническое диагностирование) грузоподъемных механизмов рекомендуется проводить по окончании срока службы.
Экспертное обследование - оценка соответствия грузоподъемной машины требованиям нормативных технических и эксплуатационных документов, результатом которой является заключение о возможности или невозможности ее дальнейшей эксплуатации.
Техническое диагностирование - оценка технического состояния объекта (ГОСТ 20911-89), является составной частью экспертного обследования.
В соответствии с РД 10-112-1-04 Техническим заданием Заказчик определил состав работ:
- Проверка состояния опорных металлоконструкций (п. 6.3 Рекомендаций РД 10-112-1-04).
- Проверка состояния механизмов, канатно-блочной системы и др. узлов (шарниров, блоков, катков и т. д.) (п. 6.5 Рекомендаций РД 10-112-1-04).
- Проверка состояния приборов безопасности (п. 6.8 Рекомендаций РД 10-112-1-04).
- Составление ведомости дефектов (п. 6.11 Рекомендаций РД 10-112-1-04 и приложение 6) с рекомендациями по методам и срокам их устранения.
- Статические и динамические испытания грузоподъемных механизмов (п. 6.10 Рекомендаций РД 10-112-1-04).
- Оформление результатов обследования (п. 6.14 Рекомендаций РД 10-112-1-04 и приложение 13).
Работы, определенные пунктами 6.3., 6.5., 6.8., 6.10. РД 10-112-1-04 относятся к экспертному обследованию, и результаты экспертного обследования оформляются в соответствии с пунктом 6.14 - актом обследования, форма которого приведена в Приложении 13 и заключением экспертизы промышленной безопасности грузоподъемного механизма.
Сцена театра является объектом повышенной опасности: под сценой находятся механизмы привода круга, подъемно-опускных площадок, на решетчатом потолке сцены (колосники) размещаются блоки декорационных, индивидуальных, софитных подъемов и прочее верховое оборудование, передняя сцена - огнезащитный занавес.
Грузоподъемное оборудование, используемое театром в его уставной деятельности, имеет следующий срок службы:
- штанкетный подъем, 1969 год;
- занавес антрактного подъемного-опускного, 1971 год;
- таль электрическая, 1998 год,
Следовательно, Заказчику необходимо провести экспертное обследование оборудования, срок службы которого достиг двадцати лет, т.е. оценить соответствие грузоподъемных машин требованиям нормативных технических и эксплуатационных документов, соответственно, указанные услуги могут быть оказаны при наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности с включенными в нее обязательными видами работ:
в) проведение экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Следовательно, требование Заказчика не противоречит положениям законодательства.
Заявитель в материалы дела доказательств обратного не представил.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС пришла к выводу, что доводы Заявителя о ненадлежащем установлении единых требований к участникам закупки не нашли своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Паршикова Александра Сергеевича необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 мая 2024 г. N 44-2312/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024