Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе: Зам. председателя Комиссии Мурманского УФАС России: Прохорова М.Е. - врио заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Членов Комиссии Мурманского УФАС России: Неплюевой А.В. - заместителя начальника отдела контроля торгов отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Конох А.А. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, при участии: представителя Мурманского муниципального казенного учреждения "Управление закупок" (далее также - Уполномоченный орган) - Смирновой И.А. (по доверенности), представителя общества с ограниченной ответственностью "Экосистема" - Высоких Г.В. (по доверенности); без участия Заявителя - Файзуллиной Кристины Радиковны, рассмотрев жалобу Файзуллиной Кристины Радиковны (далее - Заявитель) на действия общества с ограниченной ответственностью "Экосистема" при проведении запроса котировок в электронной форме "Оказание услуг по организации очистки территории от несанкционированных свалок в границах муниципального образования город Мурманск (исключая твердые коммунальные отходы)" (реестровый номер 0849300004924000359) (далее - Торги, Закупка) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Мурманским муниципальным казенным учреждением "Управление закупок" для нужд Заказчика проводились торги, извещение о проведении которых было размещено на официальном сайте Российской Федерации Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС).
Не согласившись с действиями Заказчика при формировании извещения о проведении запроса котировок в электронной форме 15.05.2024 года Заявитель обратился с жалобой в Мурманское УФАС России (размещена в ЕИС Заявителем 14.05.2024 в 21:42).
Уполномоченный орган и Заказчик с доводами жалобы не согласились, представили свои возражения. Жалоба рассмотрена дистанционно посредством сервиса видеоконференцсвязи 21.05.2024 в 10 часов 00 минут. Комиссия Мурманского УФАС России, изучив доводы Заявителя, выслушав возражения Заказчика и Комитета, исследовав представленные сторонами документы, приходит к следующим выводам. 06.05.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме. Организация, осуществляющая размещение: Мурманское муниципальное казенное учреждение "Управление закупок". Заказчик: Мурманское муниципальное бюджетное учреждение "Экосистема". Наименование объекта закупки: Оказание услуг по организации очистки территории от несанкционированных свалок в границах муниципального образования город Мурманск (исключая твердые коммунальные отходы). Начальная (максимальная) цена контракта: 5 000 000,00 рублей Рассматриваемые торги проведены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно первому доводу жалобы, положения извещения (пункт 1 "Требования к объему услуг" Приложения N1 к проекту гражданско-правового договора) не содержат адреса, по которым должна производиться уборка и вывоз мусора, а также не содержит количество мусора, подлежащего уборке и вывозу, что делает невозможным расчет стоимости выполнения работ в рамках запроса котировок и подачу ценового предложения в рамках запроса котировок. Заявитель также указывает, что в пункте 2 "Требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным (при необходимости) характеристикам услуг" Приложения N1 к проекту гражданско-правового договора, указано требование о наличии у исполнителя выписки из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий" на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (место осуществления лицензируемого / разрешительного вида деятельности - Мурманская область) с наличием в составе лицензируемого вида деятельности следующего вида работ (услуг): сбор отходов IV класса опасности, транспортирование отходов IV класса опасности, утилизация отходов IV класса опасности и/или обработка отходов IV класса опасности и/ или обезвреживание отходов IV класса опасности и/или размещение отходов IV класса опасности либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении. Заявитель указывает, что такая лицензия действует на всей территории РФ, таким образом, считает включение конкретного места осуществления лицензируемого действия незаконным. Рассмотрев первый довод Заявителя, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок извещение об осуществлении закупки должно содержать информацию об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе в сфере закупок), о единице измерения (при наличии) и месте оказания услуги.
В соответствии с частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 Закона о контрактной системе требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с статьей 22 Закона о контрактной системе цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения Закона о контрактной системе, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если Законом о контрактной системе не установлено иное.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, целью закупки является не ликвидация конкретной несанкционированной свалки, а ликвидация несанкционированных (стихийных) свалок, которые будут выявлены и будут выявляться в период исполнения контракта на территории города Мурманска в местах, не предназначенных для размещения отходов. В связи с чем объективно определить объем услуг не представляется возможным. Как следует из пункта 1.4. раздела 1 "Требования к объему услуг" Технического задания, являющегося Приложением N1 к проекту гражданско-правового договора, Порядок определения объема услуг осуществляется на основании заявок заказчика. Пунктами 2.1., 2.1.1 проекта гражданско-правового договора установлено, что максимальное значение цены контракта составляет 5 000 000 (пять миллионов) рублей 00 копеек. Цена единиц услуг указана в Перечне цен единиц услуг (приложение N 2 к контракту) и включает в себя прибыль исполнителя, все расходы исполнителя, связанные с исполнением обязательств по контракту, в том числе включает все установленные налоги, пошлины, сборы (выплаченные или подлежащие выплате), оплату банковских услуг, а также иные расходы, связанные с исполнением обязательств по контракту. Так, Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что в извещении об осуществлении закупки во исполнение вышеуказанных норм Закона о контрактной системе в сфере закупок:
1) определено максимальное значение цены контракта и сумма цен единиц услуг (извещение об осуществлении закупки, сформированное с использованием ЕИС, электронный документ извещения об осуществлении закупки "Обоснование начальной цены единицы товара, работы, услуги"), обоснованы начальные цены единиц услуг (электронный документ извещения об осуществлении закупки "Обоснование начальной цены единицы товара, работы, услуги");
2) установлен порядок определения объема услуг на основании заявок заказчика (пункт 1.4 электронного документа извещения об осуществлении закупки "Описание объекта закупки", пункт 1.4 Технического задания (приложение N 1 к проекту контракта) - электронный документ извещения об осуществлении закупки "Проект контракта");
3) установлено место оказания услуг:
3.1) местонахождение несанкционированных свалок:
- "территории, свободные от прав третьих лиц, в границах города Мурманска. Конкретное место оказания услуг указывается заказчиком в заявке на оказание услуг" (пункт 1.3 электронного документа извещения об осуществлении закупки "Проект контракта). Проектом контракта в приложении N 3 также установлена форма заявки заказчика на оказание услуг, в которой предусмотрено указание заказчиком конкретного адреса территории с несанкционированной свалкой.
3.2) место временного складирования (накопления) шин пневматических резиновых, бывших в употреблении: площадка, расположенная в границах земельного участка с кадастровым номером 51:20:0003006:47 по улице Матросской в Ленинском административном округе города Мурманска (подпункт 4 пункта 1.2 электронного документа извещения об осуществлении закупки "Описание объекта закупки", подпункт 4 пункта 1.2 Технического задания (приложение N 1 к контракту) - электронный документ извещения об осуществлении закупки "Проект контракта");
3.3) место транспортировки отходов, а также место сбора, утилизации или обработки, или обезвреживания, или размещения отходов IV класса опасности (за исключением шин пневматических резиновых, бывших в употреблении) - Мурманская область (подпункт 2 пункта 2.2 электронного документа извещения об осуществлении закупки "Описание объекта закупки", подпункт 2 пункта 2.2 Технического задания (приложение N 1 к контракту) - электронный документ извещения об осуществлении закупки "Проект контракта"). Необходимо также отметить, что на участие в закупке подано 4 заявки, признанные соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, то есть 4 участника закупки подали, а значит смогли сформировать свое предложение о сумме цен единиц услуг в рамках спорного извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что в извещении об осуществлении закупки не установлен объем услуг, а также не указано место оказания услуг не нашел своего подтверждения, в связи с чем, довод признается необоснованным. Относительно второго довода жалобы, Комиссия Мурманского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99 - ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании), деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (за исключением случаев, если сбор отходов I - IV классов опасности осуществляется не по месту их обработки, и (или) утилизации, и (или) обезвреживания, и (или) размещения) подлежит лицензированию. Пункт 8 части 1 статьи 18 Закона о лицензировании содержит требование о внесении изменений в реестр лицензий в случае изменения мест осуществления лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18 Закона о лицензировании, положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, при выполнении, оказании которых не по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требуется внесение изменений в реестр лицензий. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 N 2290 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение N 2290).
Пунктом 7 Положения N 2290 предусмотрено, что в случае, предусмотренном пунктом 8 части 1 статьи 18 Закона о лицензировании - при изменении мест осуществления лицензируемого вида деятельности (за исключением работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности), лицензиат (его правопреемник или иное предусмотренным федеральным законом лицо) направляет в лицензирующий орган заявление о внесении изменений в реестр лицензий, в котором указываются сведения об основаниях внесения изменений в реестр лицензий, включая заявляемые новые места осуществления лицензируемого вида деятельности, места, по которым прекращена такая деятельность, и дата, с которой фактически она прекращена.
Таким образом, довод жалобы о том, что такие лицензии действуют на всей территории Российской Федерации, является верным только для одного вида деятельности, указанного в извещении об осуществлении закупки - это деятельность по транспортированию отходов IV класса опасности. Однако, из совокупности положений извещения об осуществлении закупки следует, что:
1) требование о наличии лицензии не предъявляется к участникам закупки, так как указанные виды деятельности, подлежащие лицензированию, не являются самостоятельным объектом закупки (подпунктом 2 пункта 1.1 части 1 раздела 1 электронного документа извещения об осуществлении закупки "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по её заполнению" не установлено требование к предоставлению в составе заявки на участие в закупке документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в сфере закупок);
2) требование о наличии лицензии также не предъявляется к исполнителю по контракту, так как:
а) исполнитель обязан организовать, а не выполнить лично транспортирование отходов от места несанкционированной свалки до места размещения в соответствии с видами отходов (хранения и / или захоронения) и/или утилизации и/или обработки и/или использования и/или обезвреживания, организовать, а не выполнить лично размещение в соответствии с видами отходов (хранения и / или захоронения) и/или утилизации и/или обработки и/или использования и/или обезвреживания отходов (подпункты 4, 5 пункта 1.2 электронного документа извещения об осуществлении закупки "Описание объекта закупки", подпункты 4, 5 пункта 1.2 Технического задания (приложение N 1 к проекту контракта) - электронный документ извещения об осуществлении закупки "Проект контракта");
б) исполнитель вправе привлекать для оказания услуг соисполнителей (пункт 2.3 электронного документа извещения об осуществлении закупки "Описание объекта закупки", пункт 2.3 Технического задания (приложение N 1 к контракту) - электронный документ извещения об осуществлении закупки "Проект контракта"); При этом, как следует из подпункта 2 пункта 2.2 электронного документа извещения об осуществлении закупки "Описание объекта закупки", подпункта 2 пункта 2.2 Технического задания (приложение N 1 к проекту контракта) - электронный документ извещения об осуществлении закупки "Проект контракта"), если исполнитель планирует лично оказать такие виды услуг, то он должен подтвердить свое соответствие указанным требованиям, а если планирует привлечь соисполнителей, то подтвердить соответствие соисполнителей указанным требованиям и подтвердить наличие договорных отношений с указанными соисполнителями Таким образом, из вышеуказанных положений извещения следует, что требование о наличии лицензии по своей сути является условием исполнения контракта о том, чтобы отдельные виды услуг по контракту были оказаны лицами, к которым законодательством Российской Федерации установлены обязательные требования, при этом, требование о предоставлении участником закупки лицензии для участия в запросе котировок не предъявляется.
На основании вышеизложенного, довод Заявителя не нашел своего подтверждения. Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Экосистема" при проведении запроса котировок в электронной форме "Оказание услуг по организации очистки территории от несанкционированных свалок в границах муниципального образования город Мурманск (исключая твердые коммунальные отходы)" (реестровый номер 0849300004924000359) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Заместитель М.Е. Прохорова председателя комиссии Члены комиссии: А.В. Неплюева А.А. Конох
2024-2612
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 21 мая 2024 г. N 051/06/106-351/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024