Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю по контролю в сфере закупок в составе:
Заместителя Председателя:
Кобякова В.А. - Врио заместителя руководителя управления, начальника отдела контроля закупок;
Членов Комиссии:
Бурбах А.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
Сусликовой М.Г. - государственного инспектора отдела контроля закупок,
с участием представителей:
от заказчика - Министерства здравоохранения Алтайского края: Штарка А.А., Коробанько А.С.;
от ООО "Единорог": Коряченко В.Г., Гавриловой Н.В.;
при проведении внеплановой документарной проверки по обращению заказчика - Министерства здравоохранения Алтайского края о включении сведений об ООО "Единорог", его учредителе, генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 08172000003230184160001 от 11.12.2023 г., заключенного по итогам закупки N 0817200000323018416 "Поставка и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования", согласно Федеральному Закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
в УФАС по Алтайскому краю поступило обращение Министерства здравоохранения Алтайского края (далее- Заказчик) о включении сведений об ООО "Единорог" (далее- Поставщик, Общество), его учредителе, генеральном директоре в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта N 08172000003230184160001 от 11.12.2023 г., заключенного по итогам закупки N0817200000323018416 "Поставка и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования".
Представитель Заказчика пояснил, что по условиям государственного контракта, ООО "Единорог" было обязано в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом осуществить поставку и ввод в эксплуатацию медицинского оборудования. В связи с тем, что условия Контракта ООО "Единорог" не выполнены, Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Представитель Заказчика настаивал на включении ООО "Единорог" в реестр недобросовестных поставщиков.
Представители Поставщика просили не включать ООО "Единорог" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку последним были предприняты все исчерпывающие попытки исполнить свои обязательства по Контракту, а неисполнение явилось следствием препятствования исполнителю контракта со стороны представителя производителя товара.
Заслушав пояснения, изучив документы в материалах дела, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссия УФАС по Алтайскому краю в сфере контроля закупок пришла к следующим выводам:
11.12.2023 г. по итогам электронного аукциона N 0817200000323018416 между Министерством здравоохранения Алтайского края и ООО "Единорог" был заключен государственный контракт N 0817200000320184160001 на поставку и ввод в эксплуатацию систем эндоскопической визуализации (далее- Контракт).
Цена Контракта 17 668 115, 93 руб.
По условиям заключённого Контракта (пункт 1.1) Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку медицинского оборудования (код КТРУ - 26.60.12.119-00000374) (далее - Оборудование) в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, сборке, установке, монтажу, вводу в эксплуатацию Оборудования, обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов Получателей, эксплуатирующих Оборудование и специалистов Получателей, осуществляющих техническое обслуживание Оборудования, правилам эксплуатации и технического обслуживания Оборудования в соответствии с требованиями технической и (или) эксплуатационной документации производителя (изготовителя) Оборудования (далее - Услуги) для нужд медицинских организаций, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленное Оборудование и надлежащим образом оказанные Услуги.
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта, поставка Оборудования осуществляется Поставщиком в место доставки в соответствии с отгрузочной разнарядкой (Планом распределения) (приложение N 3 к Контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта в 2024 году до 01.05.2024.
В связи с тем, что, ООО "Единорог" поставку товара не осуществило, нарушив установленные сроки, 07.05.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 21-16/220).
Сведения ООО "Единорог" направлены в управление Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю для включения ООО "Единорог" в реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев материалы дела, проведя внеплановую проверку, Комиссия не находит оснований для включения ООО "Единорог" в реестр недобросовестных поставщиков в силу нижеследующего:
в соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со статьей 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (статья 506 ГК РФ).
В силу части 1 статьи 523 ГК РФ односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В части 2 статьи 523 ГК РФ обозначено, что нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях:
- поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок;
- неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
На основании части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Из материалов дела следует, что ООО "Единорог" в сроки, установленные контрактом, товар не поставил.
В связи с чем, Заказчиком 07.05.2024 г. сформировано и размещено в единой информационной системе (ЕИС) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение об одностороннем отказе вступило в силу 18.05.2024 г.
Дата расторжения Контракта 20.05.2024 г.
Из обстоятельств дела усматривается следующее:
согласно объяснениям представителей ООО "Единорог", последний был намерен принять участие в аукционе, в связи с чем, письмом от 21.11.2023 г. обратился к ООО "Алкомед" о возможности поставки товаров (Приложение N 1).
22.11.2023 г. ООО "Алкомед" сообщило, что поставка требуемого товара возможна, срок 120 календарных дней (Приложение N 2).
24.11.2023 г. между ООО "Единорог" и ООО "Алкомед" заключен договор N 28 на поставку медицинской продукции (Приложение N 3).
Опираясь на предложение партнера, ООО "Единорог" приняло участие в аукционе, и по результатам протокола подведения итогов от 29.11.2023 г. стало победителем.
15.01.2024 г. ООО "Алкомед" уведомило ООО "Единорог" об усложнении логистических цепей, в связи с чем, поставка товара, в установленные сроки невозможна.
ООО "Алкомед" предложил согласовать новые сроки поставки-180 дней.
Учитывая сложившуюся ситуацию, Поставщик обратился к иным организациям, имеющим возможность поставить необходимы товар, однако ни одного коммерческого предложения не получил.
24.01.2024 г. ООО "Единорог" обратилось в АО "Р-Фарм" для предоставления коммерческого предложения для приобретения необходимого товара.
Письмом N 636 от 30.01.2024 г. АО "Р-Фарм" предложило ООО "Единорог" пройти процедуру комплексной проверки для получения статуса Делового партнера, после чего возможно заключение контрактных договоров/ сделок.
05.02.2024 г. ООО "Единорог" направил в адрес Заказчика предложение о замене товара, предусмотренного Контрактом, на товар улучшенный по своим техническим и функциональным характеристикам, который имел возможность поставить в кратчайшие сроки. Поставщик предлагал вместо заявленного по Контракту производителя "Фуджифильм Корпорейшн" осуществит поставку производителя "Олимпас Медикал Системс Корп.", представил сравнительную таблицу (Приложение N 8).
08.02.2024 г. Заказчик отказался от замены в связи с тем, что функциональные и технические параметры не соответствуют условиям Контракта.
14.02.2024 Поставщик вновь обратился к АО "Р-Фарм" в целях получения коммерческого предложения.
02.04.2024 г. от АО "Р-Фарм" поступило коммерческое предложение со сроком поставки-180 дней с момента заключения договора.
Подобный срок не мог удовлетворить Поставщика, в связи с чем, Поставщик возобновил переговоры (переписка с АО "Р-Фарм" в материалах дела).
При этом, получить коммерческое предложение от АО "Р-Фарм" с удовлетворяющими Поставщика сроками поставки не удалось.
Представители Поставщика указали, что ООО "Единорог" не имел возможности закупить требуемый товар, в связи с препятствованием со стороны официального представителя производителя - держателя регистрационного удостоверения, отказом торгующих компаний от поставки, а в дальнейшем предоставлением коммерческого предложения со сроками, которые не могли удовлетворить Поставщика, в том числе по причине Заказчика. Представители ООО "Единорог" полагают, что подобные действия осуществлены намерено, в целях препятствования исполнения Контракта.
10.04.2024 г. Поставщиком было получено коммерческое предложение от ООО "ЛенТехМед" со сроком поставки 90 дней (Приложение N 9).
Также Поставщик провел переговоры с ООО "Гиппократ", предложив выкупить поставляемое в их адрес оборудование, предложенный ООО "Гиппократ" срок поставки 60 дней.
12.04.2024 г. Поставщик направил в адрес Заказчика письмо, которым сообщил о возможности поставки в срок 60-90 дней, а также предложил согласовать замену товара, снятого с производства (Приложение N 10).
23.04.2024 г. Заказчик сообщил о необходимости поставки медицинского оборудования в полном соответствии с условиями Контракта. Продление срока на 90 дней не представлялось возможным.
02.05.2024 г. ООО "Единорог" уведомил Заказчика о готовности поставки 1 комплекта оборудования в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту). Однако, тестер для проверки герметичности: LT-7F, производитель "Фуджифильм Корпорейшн" - год выпуска 2022 г., резервуар для воды (1 шт.) год выпуска 2022 г., остальной комплект оборудования соответствует условиям Контракта и имеет год выпуска: 2023 г.
В виду недопущения срока поставки, ООО "Единорог" просил согласовать поставку одного комплекта оборудования с годом выпуска 2022, остальной комплект соответствовал условиям Контракта, в том числе в части года выпуска (Приложение N 11).
Письмом от 03.05.2024 г. N 21-16-П/2623 Заказчик проинформировал Поставщика о необходимости полного соответствия поставки медицинского оборудования условиям Контракта, включая год выпуска.
Таким образом, Заказчик отказался от всех предложений Поставщика.
Воспользовавшись своим правом, на основании статьи 523 ГК РФ, ч.9 статьи 95 Закона о контрактной системе, п. 12.3 контракта, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Для внесения сведений о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) необходимо установить существенное нарушение им условий контракта, наличие в контракте условия, позволяющее заказчику отказаться от его исполнения в одностороннем порядке, и факт расторжения контракта при одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением подрядчиком условий контракта.
В соответствии с пунктом 5.3.4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 331, реестр недобросовестных поставщиков ведет Федеральная антимонопольная служба в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 15 постановления Правительства РФ от 30 июня 2021 года N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При этом, ни Закон о контрактной системе, ни Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" не содержат безусловной обязанности контролирующего органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Из вышеизложенного следует, что хотя сроки поставки и были нарушены Поставщиком, однако, последним принимались меры для надлежащего исполнения условий контракта, а именно: Поставщик весь период времени находился на связи с Заказчиком, уведомлял о сложившейся ситуации, предлагал замену товара, пытался исполнить обязательства по Контракту и удовлетворить потребность Заказчика.
Кроме того, претензия Заказчика от 23.05.2024 г. с требованием об оплате штрафа в размере 5000 руб. Поставщиком оплачена (платежное поручение N 296 от 23.05.2023 г.).
Таким образом, Обществом принимались меры, направленные на исполнение Контракта.
Изучив материалы и документы, представленные сторонами Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях Поставщика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, Комиссия отмечает следующее:
в соответствии с условиями заключенного контракта (приложение N 2 к Контракту), год выпуска оборудования 2023.
Согласно описанию объекта закупки N 0817200000323018416, год выпуска 2023, при этом, участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчиком при описании объекта закупки указывается, что поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства).
Законом о контрактной системе не предусмотрено право Заказчика устанавливать в описании объекта закупки требования о дате выпуска товара. При этом возможно указать минимальный срок годности закупаемого товара (Письмо Минэкономразвития России от 10.03.2016 N ОГ-Д28-3661).
Требование к году выпуска оборудования не является функциональной, качественной или технической характеристикой товаров.
В связи с чем, установление Заказчиком данного требования нарушает положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Поставщиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "Единорог" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщиком, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Поставщиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать об уклонении от исполнения контракта и о недобросовестности Поставщика.
На основании изложенного, Комиссия УФАС по Алтайскому краю, руководствуясь частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
не включать в реестр недобросовестных поставщиков сведения об ООО "Единорог" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
_________________________ |
В.А. Кобяков |
Члены комиссии: |
_________________________ |
А.Ю. Бурбах |
|
_________________________ |
М.Г. Сусликова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю от 24 мая 2024 г. N 022/10/104-569/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.05.2024