Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления- Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Комиссии: Кокшаровой И.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Кулезневой Е.В. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение ГКУ "Центр обслуживания мировых судей Челябинской области" 2 (далее - заказчик) о расторжении контракта с Обществом с ограниченной ответственностью Строительная компания "Нерушимая крепость" (далее - ООО СК "Нерушимая крепость", Общество, подрядчик) в одностороннем порядке по решению заказчика, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений мировых судей по адресу: Челябинская область, село Уйское, ул. Балмасова, д.8 (изв. N 0869200000224002516) (далее - аукцион), и о включении сведений об Обществе, его участниках, единоличном исполнительном органе в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 2306-ЭА/2024 от 09.04.2024, заключенного по итогам проведения аукциона, при дистанционном участии представителя заказчика Бершадской Е.Б., действующего на основании доверенности N 08/24 от 23.05.2024, в отсутствие представителей ООО СК "Нерушимая крепость"; направленная в адрес Общества телеграмма вернулась с отметкой "Руководителю доставлена. Не вручена. Организация закрыта. Адресат по извещению за телеграммой не является",
У С Т А Н О В И Л А
: В Челябинское УФАС России 21.05.2024 поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО СК "Нерушимая крепость", его участников, единоличного исполнительного органа в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно материалам дела заказчиком объявлен аукцион путем размещения в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru 20.03.2024 изв ещения о закупке. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 857 716,88 рублей. Контракт N 2306-ЭА/2024 от 09.04.2024 расторгнут по решению заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 20.05.2024.
Исходя из обращения ГКУ "Центр обслуживания мировых судей Челябинской области", Общество не приступило к выполнению работ, предусмотренных контрактом, что послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в порядке, предусмотренном статьей 95 Закона о контрактной системе. Изучив представленные сторонами документы, заслушав пояснения, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 2 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В силу части 3 статьи 715 Гражданского кодекса РФ, если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик 3 вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков. Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 14.2 контракта предусмотрена возможность расторжения контракта путем одностороннего отказа стороны контракта от его исполнения в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Материалами дела установлено, что победителем аукциона признано ООО СК "Нерушимая крепость" с ценовым предложением 4 177 636,36 рублей. Контракт N 2306-ЭА/2024 заключен между заказчиком и Обществом 09.04.2024.
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить из своих материалов работы по текущему ремонту помещений мировых судей по адресу: Челябинская область, село Уйское, ул. Балмасова, д. 8 (далее по тексту - работы) в соответствии с условиями контракта, описанием объекта закупки, сметной документацией, в объеме и сроки, предусмотренные контрактом, а заказчик обязуется принять результат работ и уплатить обусловленную контрактом цену.
В соответствии с пунктом 3.1 контракта срок выполнения работ: в течение 3 месяцев с момента заключения государственного контракта, с правом досрочного выполнения 4 работ.
Согласно материалам дела заказчиком в адрес ООО СК "Нерушимая крепость" направлено письмо (исх. N 327 от 25.04.2024), в котором указано на обязанность Общества в течение двух рабочих дней представить на электронную почту заказчика график производства работ, сведения о лице, ответственном за производство работ, перечень лиц, допущенных подрядчиком до выполнения работ на объекте. ООО СК "Нерушимая крепость" в адрес заказчика направлено письмо (исх. от 02.05.2024 N 8), в котором Общество просит заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, ввиду невозможности исполнения контракта, непреодолимых обстоятельств. По состоянию на 07.05.2024 Общество не приступило к выполнению работ по контракту. В связи с чем, 07.05.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Указанное решение размещено заказчиком 07.05.2024 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru.
Согласно сведениям из единой информационной системы данный документ поступил подрядчику 07.05.2024 15:15 (МСК).
По истечении десяти дней с даты надлежащего уведомления заказчиком в Реестре контрактов (реестровая запись контракта N 2745143574424000027) размещены сведения о расторжении контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность. Так, принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем торгов. Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. ООО СК "Нерушимая крепость" заказчику, Комиссии Челябинского УФАС России не представлены документы, свидетельствующие о совершении Обществом действий, направленных на выполнение работ по контракту, а также документы, подтверждающие факт невозможности исполнения данных обязательств. С учетом указанных обстоятельств, ООО СК "Нерушимая крепость" не предприняты меры, направленные на исполнение контракта. Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. При этом в случае привлечения лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного 5 характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 13- П, от 21.11.2002 15-П ).
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела 3 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр. Пунктом 15 Правил предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, при которых орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе), в том числе, в случае, если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. Так, Общество не представило доказательства, которые бы свидетельствовали о принятии мер, направленных на исполнение контракта, не представило сведения об объективных причинах неисполнения обязательств в сроки, предусмотренные контрактом, послуживших основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Данные обстоятельства подтверждают отсутствие намерения и воли Общества исполнить контракт, что, в свою очередь, свидетельствует о недобросовестности поведения хозяйствующего субъекта. Комиссия отмечает, что подавая заявку, участник закупки выразил согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных извещением о закупке. Вместе с тем, Общество не выполнило работы по контракту; результат закупки не достигнут. Действия ООО СК "Нерушимая крепость" явились причиной нарушения публичных интересов, поскольку потребность ГКУ "Центр обслуживания мировых судей Челябинской области" не удовлетворена. С учетом всех указанных обстоятельств, антимонопольный орган приходит к выводу о включении сведений об ООО СК "Нерушимая крепость", его участниках, единоличном исполнительном органе в реестр недобросовестных поставщиков ввиду недобросовестности в действиях Общества.
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
Р Е Ш И Л А
: Сведения, представленные ГКУ "Центр обслуживания мировых судей Челябинской области" в отношении Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания "Нерушимая крепость" (457040, Челябинская обл., г. Южноуральск, ул. Советской Армии, д. 5Б, подвальное помещение, ИНН/КПП 7424002170/ 742401001), директора Общества Виноградова Александра Юрьевича (ИНН 741104199108), участника Общества Виноградовой Натальи Сергеевны (ИНН 742404098007), включить в реестр 6 недобросовестных поставщиков, в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта N 2306-ЭА/2024 от 09.04.2024, заключенного по итогам проведения электронного аукциона на выполнение работ по текущему ремонту помещений мировых судей по адресу: Челябинская область, село Уйское, ул. Балмасова, д. 8 (изв. N 0869200000224002516), сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: И.О. Кокшарова Е.В. Кулезнева
2024-8908
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 31 мая 2024 г. N 074/10/104-1114/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024