Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; членов Комиссии: Бутковской Н.В. - ведущего специалиста- эксперта отдела контроля закупок, Левченко И.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в отсутствие представителей государственного заказчика - государственного автономного учреждения Амурской области "Мазановский лесхоз" (далее - Заказчик), завившего письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя; рассмотрела в соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы от 13.06.2019 N МЕ/49839/19 о проведении инициативных внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках реализации национальных проектов, во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 23.05.2019 N Пр-907 (пункт 3 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 08.05.2019 N 2) о необходимости усиления ФАС России контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, материалы внеплановой проверки закупки, осуществленной способом открытого аукциона в электронной форме "Автомобиль грузовой с бензиновым двигателем, имеющий технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т", объявленного извещением от 15.03.2024 N 1023500001724000001 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер 2 www.rts-tender.ru, на предмет соблюдения требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
15.03.2024 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке РТС-тендер www.rts-tender.ru опубликовано извещение N 1023500001724000001 о проведении закупки способом открытого аукциона в электронной форме "Автомобиль грузовой с бензиновым двигателем, имеющий технически допустимую максимальную массу не более 3,5 т". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 720 000,00 рублей.
Дата и время начала срока подачи заявок: 15.03.2024 10:53 (МСК+6).
Дата и время окончания срока подачи заявок: 25.03.2024 00:00 (МСК+6).
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 25.03.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 27.03.2024.
В рамках рассматриваемой закупки запросы о разъяснении извещения о проведении запроса котировок Заказчику не поступали.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 24.03.2024 N ЦПА1 на участие в тогах поступило 3 ценовых предложения, начальная (максимальная) цена контракта снижена на 10 %.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЭА1 от 26.03.2024 все заявки участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения и законодательства о контрактной системе. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем аукциона признан участник закупки заявке которого присвоен идентификационный номер 116199519, с ценовым предложением 1547940,00 руб. (один миллион пятьсот сорок семь тысяч девятьсот сорок рублей 00 копеек). 06.04.2024 Заказчиком по результатам электронной процедуры закупки с победителем аукциона заключен государственный контракт N 42 на поставку товара (идентификационный код закупки N 242281905238028190100100010012910244).
Цена контракта составила 1 547 940.00 рублей, в том числе НДС 257 990 рублей. Реестровая запись контракта: 2281905238024000001.
На момент проведения настоящей проверки контракт находится в стадии "Исполнение завершено". Комиссия Амурского УФАС России, оценив положения извещения по закупке, объявленной извещением N 1023500001724000001, поступившие заявки, информацию, размещенную в Единой информационной системе, пришла к следующим выводам. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования 3 инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Как следует из пункта 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе открытый аукцион в электронной форме является конкурентным способом осуществления закупки.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать в том числе следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе установлено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего 4 Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В силу части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке; 5 9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заказчиком в приложении к извещению N 1023500001724000001 размещено техническое задание - документ "Описание объекта закупки", предусматривающий ряд показателей, не подлежащих изменению, например: Колёсная формула - 4х4, расположение руля - слева, способ герметизации - бескамерные и др. Такие показатели помечены знаком "*". Ряд показателей обозначены пометкой "**", например: рабочий объём двигателя, л -не менее 2,69, общая ёмкость топливных баков, л - не менее, количество мест (с учетом водительского) не менее 7 и др. При этом, в приложении к извещению о проведении аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" дана следующая инструкция по предоставлению участниками закупки своего предложения о предлагаемом к поставке товаре: "Заявка на участие в закупке должна содержать... предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона N 44-ФЗ характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, товарный знак (при наличии у товара товарного знака)... Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований... Характеристики товара указаны в части II "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)". В случае если в части II "Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)" указаны следующие понятия и знаки:
1) "*" - установлено конкретное значение показателя. Участнику закупки в заявке необходимо указать данное значение, равное установленному в требовании.
2) "**" - установлено минимальное значение показателя. Участник закупки в заявке должен представить значение, более или равное установленному в требовании.
3) "***" - установлено максимальное значение показателя. Участник закупки в заявке должен представить значение менее или равное установленному в требовании.
4) "...... " - означает диапазон значений и включает крайнее минимальное и крайнее максимальное значение;
5) значение в виде интервала, указанного через тире - означает диапазон значений и включает крайние минимальные и максимальные значения;
6) "****" - выбор компонента единого визуального стиля национального проекта "Экология" осуществляется после подписания контракта. В случае, если в части II "Наименование и описание объекта закупки указаны значения показателей "не менее, не более, не менее и не более, менее, более, или, должен быть, может, может быть, должен, должно, должно быть, должна, не менее - не более, не ниже, не выше, от, до, превышает, превышать, не превышает, не превышать, ниже, меньше, свыше, выше, больше, лучше, не уже, уже, шире, не шире, либо (в любых словосочетаниях и падежах), , , ", то участнику закупки при подготовке заявки следует указывать конкретную характеристику товара (товара предлагаемого к поставке или поставляемого при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг)". 6 Таким образом, участники закупки должны были предоставлять в составе своих заявок конкретные показатели в отношении предлагаемого к поставке товара по ряду позиций. Комиссия Амурского УФАС России, изучив заявки участников закупки, установила, что у участников закупки не имелось технической возможности предоставить конкретные показатели характеристик предлагаемого к поставке товара, так как при формировании извещения о проведении закупки заказчиком соответствующие характеристики в структурированной форме описания объекта закупки не установлены.
В силу части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе, следует, что извещение о закупке должно обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, её описания, а также требований к оформлению заявки на участие в закупке. Требования к содержанию, составу заявки не могут содержать противоречивую, недостоверную или непонятную информацию и должны полностью информировать потенциальных участников закупки о соответствующих требованиях, указанные требования должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.
Согласно информационному письму Минфина России от 18.12.2023 N 24-01-10/122331 "О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке": 1.1.
Извещение об осуществлении закупки состоит из двух частей: из информации, формируемой с использованием ЕИС путем заполнения экранных форм веб-интерфейса ЕИС (информация в "структурированном виде") (часть 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N 60); из информации и документов, сформированных заказчиком самостоятельно без использования ЕИС (сформированных не в "структурированном виде") и которые включаются в извещение об осуществлении закупки путем приложения файла - электронного документа или образа бумажного документа (часть 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункт 4 вышеуказанного Положения, пункт 2 формы, являющейся приложением к такому Положению). 1.2.
При наличии в ЕИС позиции каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), сформированной в отношении закупаемого товара, закупаемой работы, услуги, в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС в "структурированном виде" указываются содержащаяся в такой позиции информация, а также дополнительная информация, дополнительные потребительские свойства (пункт 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункты 4 и 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145). 7 При отсутствии в каталоге позиции, сформированной в отношении закупаемого (закупаемой) товара, работы, услуги, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ характеристики объекта закупки указываются в извещении об осуществлении закупки с использованием ЕИС также в "структурированном виде" (пункт 5 части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ, пункт 7 вышеуказанных Правил использования каталога). Если иное не предусмотрено в соответствии с Законом N 44-ФЗ (например, в соответствии с частями 5, 6 статьи 33 Закона N 44-ФЗ, вторым предложением пункта 8 части 1 статьи 33 Закона N 44-ФЗ), вышеуказанные положения применяются вне зависимости от объекта закупки, в связи с чем применяются как при осуществлении закупок товара, так и закупок работы, услуги. При объявлении рассматриваемой закупочной процедуры и формировании извещения закупки Заказчиком не применена структурированная форма извещения, полный перечень технических и качественных характеристик требуемого к поставке товара отражен исключительно в приложении к извещению с соответствующей инструкцией по заполнению заявки на участие в аукционе, что противоречит требованиям пункта 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Такое описание объекта закупки повлекло невозможность исполнения участниками закупки требований законодательства о контрактной системе в части предоставления в своей заявке на участие в торгах конкретных характеристик предлагаемого к поставке товара. Cогласно имеющимся в материалах дела заявкам участников закупки в адрес заказчика поданы заявки с указанием товарного знака предлагаемого к поставке товара, страны происхождения такого товара и пометкой "Характеристики товара, работы, услуги не указаны в извещении". Характеристики, соответствующие описанию объекта закупки, сформированному заказчиком, а также конкретные характеристики товара в составе поданных на участие в закупке заявок отсутствуют.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе определено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Исходя из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе, следует, что извещение о закупке должно обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, а также требований к участникам закупки. Требования извещения, условия закупки не могут содержать противоречивую, недостоверную или непонятную информацию и должны полностью информировать потенциальных участников закупки о соответствующих требованиях, указанные требования должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми. Резюмируя вышеизложенное, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом оформлено извещение по закупке N1023500001724000001, что повлекло невозможность предоставления участниками закупки предложений о поставке товара в соответствии с инструкцией по заполнению заявки 8 участниками. Действия заказчика нарушают часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33, а также пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Ответственность за данные нарушения предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решая вопрос о необходимости выдачи Заказчику предписания об устранении допущенных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу о нецелесообразности выдачи предписания поскольку по результатам проверяемой закупочной процедуры контракт заключен и исполнен.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия Амурского УФАС России приняла РЕШЕНИЕ:
1. Признать в действиях государственного заказчика - государственного автономного учреждения Амурской области "Мазановский лесхоз" нарушение части 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении допущенного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Амурского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждения административного производства.
Решение Комиссии антимонопольного органа может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.М. Парнищева Члены комиссии: Н.В. Бутковская И.И. Левченко Исп.Парнищева М.М. тел.8(4162)
2024-2592
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 31 мая 2024 г. N 028/06/99-339/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024