Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г.,
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Поповой П.В.,
В присутствии представителей:
от заявителя - Спиридоновой К.Н.,
от заказчика - в отсутствие представителя,
от уполномоченного органа - Мурзиной А.Н.,
У С Т А Н О В И Л А
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Доступная среда" на действия заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004724000602 "Оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью оснащения объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1550 мест по проспекту Российский, з/у 11а в г. Ставрополе".
Жалоба в порядке ст. ст. 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) принята к рассмотрению и назначена на 29.05.2024 г. с вызовом сторон по делу.
29.05.2024 г. комиссия, выслушав пояснения присутствующих сторон, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона N44-ФЗ внеплановую проверку закупки установила следующее:
25.04.2024 г. уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении закупки N 0121200004724000602 "Оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью оснащения объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1550 мест по проспекту Российский, з/у 11а в г. Ставрополе" (далее - Извещение).
ООО "Доступная среда", посчитав Извещение противоречащим требованиям действующего законодательства, подало жалобу в Ставропольское УФАС России.
Согласно первому доводу жалобы, Заказчик объединил в один лот несвязанные товары, нарушен национальный режим.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 статьи 23 Закона N 44-ФЗ установлено, что Заказчик, за исключением случаев осуществления закупки товаров, работ, услуг путем проведения электронного запроса котировок либо закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обязан осуществлять закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации путем проведения аукционов.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее Постановление N 145).
Согласно п. 4 Постановления N 145 Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещения о проведении закупки объектом закупки являются приборы, аппаратура и устройства учебные демонстрационные ОКПД2 32.99.53.130.
При этом, в объект закупки входит товар, на который КТРУ содержит соответствующие позиции, например:
28.99.39.190-00000285 Видеоувеличитель
26.30.11.190-00000009 USB-ресивер для беспроводной связи
В нарушение п.п. 4, 8 Постановления N 145 Заказчиком не применена информация, включенная в соответствующую позицию каталога.
Таким образом, в действиях заказчика установлены нарушения п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, ПП N 145.
Согласно п. 15 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ - при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Частью 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Извещением установлены ограничения допуска в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 617), а так же условия допуска в соответствии с приказом Минфина России N 126н.
Постановлением N617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
Пунктом 5 Постановления N 617 установлено, что для целей ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) промышленные товары, включенные в перечень, и промышленные товары, не включенные в него, за исключением товаров, указанных в пункте 6 настоящего постановления.
Согласно пункта 6 Постановления N 617 установлено, что музыкальные инструменты и звуковое оборудование, входящие в различные производственные группы по перечню согласно приложению, а также другие отдельные виды промышленных товаров не могут быть предметом одного контракта (одного лота).
Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской ФедерацииN (далее -Постановление N 878) установлен перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
USB-ресивер для беспроводной связи, являющийся объектом закупки, включен в перечень, установленный Постановлением N 878, при этом, согласно п. 7 Постановления N 878 не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в перечень и не включенная в него.
В нарушение указанных норм, Заказчик объединил в составе одного лота товары как входящие в перечень товаров, на которых распространяется положения п. 6 Постановления N 617, и положения Постановления N 878, так и не входящие в него.
Таким образом, в действиях Заказчика установлены нарушения ч. 3 ст. 14, ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, Постановления N 145, Постановления N 617, Постановления N 878.
Согласно второму доводу жалобы, Заказчиком технические требования к закупаемому товару установлены таким образом, что им соответствует товар единственного производителя, а именно:
Позиция 3 "Оборудование для кабинета учителя логопеда предназначенное детям с нарушением развития речи" п.18 Аппаратно-программный комплекс по обучению чтению, письму и развитию речевого общения у неговорящих детей, с расстройством аутистического спектра, пп.18.1 Специальное техническое средство для тренировки речи, письма и общения у детей с ОВЗ - ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Позиция 3 "Оборудование для кабинета учителя логопеда предназначенное детям с нарушением развития речи" п. 19 Специальное техническое средство для тренировки речи, письма и общения у детей с ОВЗ (лицензионный образовательный контент) - ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Позиция 4 "Оборудование для обучающихся с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)" п.1 Беспроводная звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, работающая в FM режиме (радио класс, FM-система) для инклюзивного образования в пп.1.1 в части описания прописано, что в одном здании могут использоваться несколько FM-систем Сонет - ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Позиция 4 "Оборудование для обучающихся с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие и позднооглохшие обучающиеся)" п.3.Слухоречевой тренажёр для реабилитации в системе инклюзивного образования - слухоречевой тренажер "Соло-01" ООО "Исток Аудио Трейдинг".
Позиция 5 "Оборудование для детей с расстройствами аутистического спектра" п.12. Коммуникатор - ООО "АЛМА".
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Закона N 44-ФЗ:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Так, Заказчиком в материалы дела не представлены документальные доказательства, которые бы опровергали доводы, изложенные в жалобе ООО "Доступная среда".
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок доводы жалобы признаны обоснованными, в действиях заказчика установлены нарушения требований ч. 1 ст. 33, ст. 8 Закона N 44-ФЗ
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А :
1. Признать жалобу ООО "Доступная среда" на действия заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя, уполномоченного органа - Комитета Ставропольского края по государственным закупкам по факту осуществления закупки путем проведения аукциона в электронной форме N 0121200004724000602 "Оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья с целью оснащения объекта "Строительство муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной школы на 1550 мест по проспекту Российский, з/у 11а в г. Ставрополе" - обоснованной.
2. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия Заказчика - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя нарушившими требования ст. 8, ч. 3 ст. 14, ч. 1 ст. 33, ч. 1, 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, Постановления N 145, Постановления N 617, Постановления N 878, однако, в связи с тем, что по делу N026/06/106-1042/2024 выдано обязательное для исполнения предписание N237, по данному делу предписание не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Н.Г. Пызина |
Члены комиссии: |
|
Е.В. Вишневская |
|
|
П.В. Попова |
Исп.Попова П.В.
тел.8-8652-35-28-07
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 29 мая 2024 г. N 026/06/106-1037/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024