Комиссия Красноярского УФАС России по рассмотрению обращений о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя; члены Комиссии - Е.М. Хоменко, главный специалист-эксперт; А.Р. Мулагалеев, специалист-эксперт, (далее - Комиссия), рассмотрев обращение заказчика -- Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Краевая клиническая больница" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП) сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Торговый дом снабжение" (ИНН: 2465251346) (далее - Общество),
установила
следующее. В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение Заказчика в связи с уклонением Общества от заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 12 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) на поставку яиц куриных, извещение N 0319200039724000457, ИКЗ 242246503087624650100100020450000244 (далее - Контракт).
В соответствии с частью 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила ведения РНП).
На основании статьи 104 Закона о контрактной системе и раздела III Правил ведения реестра Красноярским УФАС России было принято решение о проведении внеплановой проверки факта одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Кроме того, на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссией проведена внеплановая проверка на предмет соблюдения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Комиссией не установлено, что Заказчиком нарушены требования к порядку или форме обращения. Комиссией в адрес Заказчика и Общества направлены уведомления о назначении даты рассмотрения о включении в РНП (далее - Уведомление), уведомления размещены в единой информационной системе (далее - ЕИС).
Заказчиком и Обществом в установленный срок предоставлены в адрес Красноярского УФАС России запрошенные в Уведомлении документы и сведения. Заседание Комиссии состоялось 29.05.2024 в 10:00 (МСК+4).
До заседания Комиссии Заказчиком было заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в отсутствие представителя Заказчика, ходатайство было рассмотрено и удовлетворено. На заседании Комиссии присутствовал представитель Общества, заседание Комиссии прошло в отсутствие представителя Заказчика. Рассмотрев обращение Заказчика и приложенные к нему материалы, иные материалы и сведения, представленные Заказчиком и Обществом, проведя внеплановую проверку, Комиссия
установила
следующее. На официальном сайте zakupki.gov.ru было размещено извещение о закупке в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе. Начальная (максимальная) цена контракта составляет 102 168,00 (сто две тысячи сто шестьдесят восемь) рублей 00 копеек. Комиссией установлено, что Заказчиком осуществлена закупка у единственного поставщика в соответствии с частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 7 части 12 статьи 93 Закона о контрактной системе заключение контракта осуществляется в порядке, установленном статьёй 51 Закона о контрактной системе, однако, с учётом особенностей части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе Заказчик размещает в ЕИС без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днём размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнения), вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе Обществу необходимо подписать проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днём размещения Заказчиком в ЕИС проекта контракта.
В соответствии с информацией, размещённой в ЕИС, 17.05.2024 Заказчик разместил в ЕИС протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с письменными пояснениями Заказчика 17.05.2024 в ЕИС был размещён проект контракта. В установленный срок Контракт не был подписан Обществом, на основании чего Общество было признано уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с письменными пояснениями представителя Общества Контракт не был подписан Обществом по причине ошибки сотрудника Общества в определении срока для подписания Контракта. При этом 22.06.2024 уже после истечения срока для подписания Контракта Общество предоставило Заказчику обеспечение исполнение Контракта, что подтверждает платёжное поручение N2158 от 22.06.2024, а также подписало Контракт. Комиссия учитывает, что Заказчик в своих письменных пояснениях на включении Общества в РНП не настаивал. Комиссия также учитывает, что Заказчик в своих письменных пояснениях изъявил желание на заключение Контракта с Обществом, кроме того, Общество в своих письменных пояснениях также указало на то, что готово исполнять свои обязанности по Контракту.
Согласно пункту 14 Правил ведения реестра, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) Заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Федеральным законом для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Федеральным законом для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Вместе с тем "уклонение от заключения контракта" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения Общества. Следовательно, основанием для включения в реестр является такое уклонение участника закупки, которое предполагает его недобросовестное поведение, противоречащее законодательству Российской Федерации о контрактной системе и выражающееся в непринятии им всех мер для надлежащего исполнения обязательства, которые требовались от него по характеру обязательства и условиям оборота при надлежащей степени заботливости и осмотрительности, совершенное им при наличии с его стороны умысла или неосторожности. Комиссией установлено, что из действий Общества, совершённых после признания Общества уклонившимся от заключения Контракта, а именно из факта подписания Контракта и внесения обеспечения исполнения Контракта следует, следует, что Общество желает заключить и исполнять Контракт. При этом включение в реестр представляет собой специальную меру ответственности, установленную в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств, о чем указано, в том числе в Определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 NВАС-11617/12 и от 12.07.2013 NВАС-8371/13.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и при рассмотрении обращений о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что последствия по применению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков могут иметь более негативный экономический характер, чем наложение штрафа (судебные акты по делам NN ВАС-11617/12, А21-4381/2012, А70-11549/2015, А73-2000/2018).
Комиссия обращает внимание на тот факт, что форма вины Общества характеризуется Комиссией как неосторожность, Обществом не были предприняты все меры, направленные для установления точных сроков для подписания Контракта. Подобное поведение недопустимо для профессионального участника закупок. Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что санкция в виде включения Общества в РНП сроком на два года является чрезмерной для не подписания Контракта по причине ошибки, допущенной сотрудником Общества, учитывая тот факт, что наличие прямого умысла в действиях сотрудника Общества и самого Общества Комиссией не установлено.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения РНП, по результатам рассмотрения Обращения и проведения проверок, контрольный орган правомочен (при необходимости) выдать предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, в том числе тот факт, что Заказчик и Общество ходатайствовали об отмене протокола признания общества уклонившимся от заключения контракта и заключении контракта, учитывая то, что Обществом ранее добросовестно исполнялись обязательств перед Заказчиком, Комиссия полагает возможным и необходимым, выдать заказчику предписание об отмене протокола о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и о повторном совершении действий, направленных на заключение контракта с участника закупки. Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пунктом 14 Правил ведения реестра РНП, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать заказчику во включении сведений об обществе с ограниченной ответственностью "Торговый дом снабжение" ИНН: 2465251346, в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Выдать Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Краевая клиническая больница" предписание об осуществлении действий, направленных на заключение контракта с обществом с ограниченной ответственностью "Торговый дом снабжение", ИНН: 2465251346 по результатам проведения закупки, имеющей извещение N 0319200063624000259.
Решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.М. Хоменко А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144.
2024-9039
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 мая 2024 г. N 024/10/104-1529/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024