Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель Комиссии - М.А. Грицай, врио заместителя руководителя; члены Комиссии: Е.М. Хоменко, главный специалист-эксперт; А. Р.
Мулагалеев, специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Нажимова Ильи Анатольевича (далее - Податель жалобы) на действия заказчика - КГБУЗ "Туринская РБ" при формировании извещения N0319300096524000072 при проведении электронного аукциона на поставку перчаток смотровых (далее - Электронный аукцион), размещённого на электронной торговой площадке ООО "РТС-Тендер" (далее - Оператор электронной площадки),
установила
следующее. Существо жалобы: несоответствие извещения о проведении электронного аукциона требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В порядке пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Красноярское УФАС России, при получение обращения с жалобой на действия субъектов контроля, проводит внеплановую проверку. Комиссией не установлено нарушений порядка подачи жалобы, жалоба не отозвана Подателем жалобы. В адрес Заказчика, Подателя жалобы, Оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения. До заседания Комиссии Заказчиком было заявлено ходатайство о проведении заседания Комиссии в отсутствие представителя Заказчика. Ходатайство было рассмотрено и удовлетворено Комиссией. Заседание Комиссии прошло в отсутствие представителей Заказчика и Подателя жалобы. Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проанализировав нормы позитивного права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия
установила
следующие обстоятельства. Из доводов Подателя жалобы следует:
1) Заказчик ограничивает конкуренцию, указывая в позициях 1, 2 и 3 описания объекта закупки характеристику "внутреннее покрытие" с показателем "полимерное". Вместе с тем на рынке имеется множество перчаток, не имеющих полимерного покрытия, удовлетворяющих потребность Заказчика, применение указанной характеристики делает невозможным приобретение перчаток таких производителей;
2) Заказчик в позиции 5 указал, что его потребностью являются перчатки хирургические нитриловые, неопудренные. По мнению Подателя жалобы на рынке имеется множество перчаток, изготовленных не из нитрила удовлетворяющих потребность Заказчика.
В соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки включаются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости), вместе с тем при составлении описания объекта закупки Заказчик должен указывать вышеизложенные характеристики в соответствии с техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки;
- информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе. Часть 6 статьи 23 Закона о контрактной системе устанавливает, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования формирования КТРУ), а также правила использования указанного каталога (далее - Правила использования КТРУ) устанавливаются Правительством Российской Федерации. Правила формирования КТРУ и Правила использования КТРУ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Из пункта 4 Правил использования КТРУ следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пунктам 5, 6 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе. В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Следует отметить, что какие-либо определенные критерии, требования к описанию обоснования использования дополнительных характеристик, а тем более о включении обосновывающих документов в содержание извещения о закупке законом не устанавливаются (данный вывод согласуется с позицией Арбитражного суда Красноярского края, изложенной в решении от 12.02.2018 по делу N А33-27978/2017).
Таким образом, Комиссией установлено, что Заказчик имеет возможность в описании объекта закупки указать перечень тех характеристик, которые удовлетворяют его потребность. Комиссией установлено, что Заказчиком применены позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008; 22.19.60.119-00000002; 22.19.60.111-00000002.
Во всех указанных позициях КТРУ обязательные и дополнительные характеристики отсутствуют. Вместе с тем раздел 4 "Материалы" "ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008).
Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N104-ст) (ред. от 19.06.2012)" предусматривает, что для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.
Комиссия отмечает, что системное толкование норм Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе предъявлять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований. Заказчиком по позициям 1, 2, 3 и 5 установлена характеристика "Внутреннее покрытие: "Полимерное" при отсутствии обязательных и дополнительных характеристик в КТРУ. Вместе с тем Заказчиком в описании объекта закупки указано обоснование внесения характеристик товара и в том числе обжалованных, а именно потребность Заказчика. Вместе с тем действующим законодательством о контрактной системе не предъявляется требований к содержанию и форме обоснования, которое Заказчик должен указать в описании объекта закупки. Указанная выше характеристика в соответствии с представленными Комиссии возражениями Заказчика соответствует потребности Заказчика, кроме того, Заказчиком в возражении представлена информация с сайта Росздравнадзора, согласно которой перчатки с полимерным покрытием изготавливаются следующими производителями: ООО "Интелмед" (РЗН 2024/22697); "Перусахаан Гетах Асас Сдн. Бхд." (РЗН 2021/13185); ООО "Бинови" (РЗН 2024/22538).
На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком не нарушены положения Закона о контрактной системе. Комиссия отмечает, что возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии) не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Закона о защите конкуренции. Аналогичная правовая позиция отражена в Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017).
Комиссия приходит к выводу о признании довода Подателя жалобы необоснованным. Относительно второго довода Подателя жалобы Комиссия сообщает, что пунктом 4 Правил использования КТРУ предусмотрено, что Заказчик обязан указать наименование товара в соответствии с позицией КТРУ. Комиссией установлено, что 5-я позиция описания объекта закупки соответствует позиция КТРУ 22.19.60.111-00000002, которой в свою очередь соответствует товар: Перчатки хирургические нитриловые, неопудренные.
Таким образом, заказчик обязан в случае пункта 4 правил использования КТРУ указать наименование товара в соответствии с КТРУ, иное привело бы к нарушению Заказчиком Правил использования КТРУ. Кроме того, как было указано выше, Заказчик обосновал выбор вышеуказанной позиции своей потребностью. В возражениях на жалобу Заказчик указал, что выбор материала - нитрила обусловлен возможной аллергической реакцией на иной материал. Комиссия установила, что в указанных действиях Заказчика отсутствуют нарушения, следовательно, довод подателя жалобы не обоснован.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России
решила
признать жалобу индивидуального предпринимателя Нажимова Ильи Анатольевича необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии М.А. Грицай Члены Комиссии Е.М. Хоменко А.Р. Мулагалеев Исп.Мулагалеев А.Р. тел.8(391)2110144.
2024-9291
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 июня 2024 г. N 024/06/106-1595/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024