Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
*
рассмотрев заявление заказчика в лице ФКУЗ "Санаторий "Лесное озеро" МВД России" (вх. N 10858-ЭП/24 от 23.05.2024) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ОПТОВЫЕ РЕШЕНИЯ" исполнителе по контракту N 2324188101432000075734000 / 03691000109230001430001 от 07.11.2023 г. на поставку молока и молочной продукции( творог, масло сливочное) в рамках ГОЗ. (извещение N 0369100010923000143), в части соблюдения требований ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", а также проведя внеплановую проверку в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", посредством использования интернет-видеоконференции, которая обеспечивает возможность участия сторон, в 16:00 при участии представителей:
- заказчика в лице ФКУЗ "Санаторий "Лесное озеро" МВД России", - *
- заинтересованного лица ООО "ОПТОВЫЕ РЕШЕНИЯ", - *
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступило заявление заказчика в лице ФКУЗ "Санаторий "Лесное озеро" МВД России" (вх. N 10858-ЭП/24 от 23.05.2024) о внесении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ОПТОВЫЕ РЕШЕНИЯ" исполнителе по контракту N 2324188101432000075734000 / 03691000109230001430001 от 07.11.2023 г. на поставку молока и молочной продукции( творог, масло сливочное) в рамках ГОЗ. (извещение N 0369100010923000143).
Заявление рассмотрено Комиссией в соответствии со ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576.
Заслушав доводы заказчика, заинтересованного лица, проанализировав представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
13.10.2023на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru) (далее по тексту - единая информационная система) и на сайте электронной торговой площадки АО "Сбербанк-АСТ" (http://www.sberbank-ast.ru) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку молока и молочной продукции( творог, масло сливочное) в рамках ГОЗ. (извещение N 0369100010923000143).
Начальная (максимальная) цена контракт составила 1 994 743,22 рублей.
Контракт N 2324188101432000075734000 / 03691000109230001430001 от 07.11.2023 г. (далее - Контракт) на поставку молока и молочной продукции( творог, масло сливочное) в рамках ГОЗ был подписан сторонами, сведения о заключенном контракте опубликованы на сайте о размещении заказов www.zakupki.gov.ru в порядке и сроки, установленные законодательством.
Дата заключения контракта - 07.11.2023 г.
Согласно п. 1.1 Контракта, предметом настоящего контракта является поставка молока и молочной продукции (творог, масло сливочное) в рамках ГОЗ (далее товар, ИКЗ 231741300326074130100102120020000223), которые приобретаются Заказчиком у Поставщика, а последний поставляет их на условиях, в порядке и в сроки, определяемые сторонами в настоящем контракте.
В соответствии с п. 3.1 Контракта, поставка товара по контракту осуществляется в адрес Заказчика путем поставки на склад Заказчика. Все расходы по доставке, разгрузке, погрузке товара по контракту несет Поставщик.
Согласно п.5.1 Контракта, Поставщик обязуется:
"5.1.1. своевременно и надлежащим образом поставить Заказчику Товар с наименованием, в количестве и иными техническими характеристиками, указанными в Спецификации, предоставив Заказчику документы, предусмотренные государственным контрактом;
5.1.2. обеспечить передачу Товара в порядке и сроки, предусмотренные настоящим государственным контрактом;
5.1.3. передать Заказчику Товар соответствующего качества согласно условиям государственного контракта;
5.1.4. обеспечить устранение выявленных недостатков Товара или осуществить его замену на товар, соответствующий по качеству в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим государственным контрактом;
5.1.5. произвести оплату экспертизы поставленных товаров для проверки их соответствия условиям государственного контракта привлеченными экспертами, экспертными организациями.
Поставщик обязан предоставить по запросу Заказчика образцы каждой серии товара для проведения выборочной проверки качества поставляемого товара".
Согласно п.5.4.1 Контракта, Заказчик вправе: провести экспертизу поставленных товаров для проверки их соответствия условиям государственного контракта, своими силами или привлеченными экспертами, экспертными организациями, выбор которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Стороны настоящего контракта определили срок поставки товара - с 01.01.2024 по 30.06.2024 г., включая праздничные дни. Поставка творога 3 раза в неделю по заявке Заказчика, поставка масла сливочного 1 раз в месяц по заявке Заказчика. ( п.2.1 Контракта).
Поставка товара по контракту осуществляется Поставщиком по адресу: Челябинская область, город Кыштым, поселок Увильды, улица Набережная, продуктовый склад Заказчика с 08.00 до 15.00, перерыв с 12.00 до 13.00 (выходные дни - среда, воскресенье) (п.2.2 Контракта).
Согласно п.6.1 Контракта поставщик обязан поставлять товар надлежащего качества в ассортименте и количестве в соответствии с условиями настоящего контракта и по ценам, указанным в Спецификации (Приложение N1). Качество поставляемой продукции должно соответствовать ГОСТ, принятым в Российской Федерации, санитарно-эпидемиологическими заключениям, удостоверениям о качестве, сертификатам соответствия (декларациям о соответствии).
В соответствии с п. 12.1 Контракта, настоящий государственный контракт вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2024 г.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что 29.03.2024 г. Заказчиком было принято решение о проведении экспертизы поставленного товара: масло сливочного 200 гр, м.д.ж 82,5%, ГОСТ 32261-2013, путем приглашения представителя Поставщика и Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской и Курганской области (Россельхознадзор) для отбора проб, а также представителя Поставщика.
10.04.2024 г Заказчиком было получено Экспертное заключение N 076-24 ЭЗ из которого следует, что образец "Масло сливочное 200 гр, м.д.ж 82,5%, ГОСТ 32261-2013" Микробиологические показатели: дрожжи и плесени (сумма) составила 200 КОЕ/г., тем самым нарушив условия контракта п. 6.1.
11.04.2024 г. Заказчиком было принято решение о проведении экспертизы поставленного товара: творога и сметаны, путем приглашения Управления федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Челябинской и Курганской области (Россельхознадзор) для отбора проб, а также представителя Поставщика.
Согласно письму от 18.04.2024 г. (исх N АЛ/03-2070) Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Уральского межрегионального управления Россельхознадзора во взятых пробах творога 5% 200 г пачка (Kamэlla), с датой изготовления 09.04.2024 г. выявлено несоответствие по показателям: В-ситостерин.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 гN 515 "О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров (вместе с Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Положением о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации)", что является обязательным условием с 01.12.2023 г.
12.04.2024 г. на склад Заказчика поступил товар: творог МДЖ 5%, 0,2 кг и на момент поставки продукции в национальной системе цифровой маркировки "Честный знак", не была промаркирована должным образом.
Ввиду того, что требования заказчика остались без удовлетворения, ввиду наличия фактов поставки товара, несоответствующего требованиям Контракта, заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГК РФ в случае непредоставления обязанной стороной предусмотренного договором исполнения обязательства либо при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что такое исполнение не будет произведено в установленный срок, сторона, на которой лежит встречное исполнение, вправе приостановить исполнение своего обязательства или отказаться от исполнения этого обязательства и потребовать возмещения убытков.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В соответствии с п. 1 ст. 450.1 ГК РФ предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
В соответствии с п. 2 ст. 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
Согласно п. 12.2 Контракта, расторжение государственного контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения государственного контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 06.05.2024
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
На основании ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе В случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказчик разместил в единой информационной системе 06.05.2024
Датой надлежащего уведомления считается 06.05.2024.
Таким образом, требования ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком выполнены, следовательно, действия заказчика можно считать надлежащим уведомлением подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку надлежащее уведомление подрядчика о принятом решении произведено, решение заказчика об одностороннем отказе вступило в силу 17.05.2024.
На заседании Комиссии представитель заинтересованного лица пояснил следующее.
01.03.2024 г. ООО "Оптовые решения" направило в адрес Заказчика письмо - запрос с требованием предоставить акты отбора проб в соответствии с ГОСТ ИСО 707-2010 N 3666494 от 19.02.2024 и 3666515 от 19.02.2024, а также материалы фото- видео фиксации процесса отбора проб Заказчиком образцов сметаны м.д.ж. 15 % и 5% творога (на основании которых и были получены экспертные заключения).
06.03.2024 за (исх. N 5/238) ФКУЗ "Санаторий "Лесное озеро" МВД России" предоставило ответ поставщику , исходя из содержания которого следует, что Заказчик выражает несогласие в том, что им нарушается порядок определения качества поставляемой ООО "Оптовые решения" продукции. В предоставлении актов отбора проб также отказал.
Представитель заинтересованного лица отметил, что само по себе выявление фитостеринов в концентрации выше 2% не может служить подтверждением фальсификации, потому что его содержание в молоке может меняться в зависимости от условий содержания скота, кормов и множества других условий.
Кроме того , поскольку в адрес Заказчика поступает продукция с коротким сроком годности (5 суток), то произвести его замену и тем самым не нарушить контракт фактически не представляется возможным в связи с тем, что на дату подготовки лабораторных испытаний продукция употреблена в пищу.
22.04.2024 Поставщик обратился в ЧИЛ ФГБУ "ВНИИЗЖ" с запросом о предоставлении копий результатов/записей хроматографии (показатели хроматограммы), установленные при проведении лабораторных испытаний, оформленных протоколами испытаний N 24.3845ЧВ от 17.04.2022, N 24.3842ЧВ от 17.04.2024.
25.04.2024 от ФГБУ "ВНИИЗЖ" поступил ответ о том, что данная информация является конфиденциальной и может быть предоставлена только заказчику.
29.03.2024 Заказчиком было принято решение о проведении экспертизы поставленного товара: масло сливочное 200 гр , м.д.ж 82,5%.
В решении об одностороннем отказе от государственного контракта, Заказчик сообщает, что 10.04.2024 было получено Экспертное заключение N 076-24 ЭЗ из которого следует, что образец "Масло сливочное 200 гр, м.д.ж. 82,5%, ГОСТ 32261-2013" Микробиологические показатели: дрожжи и плесени (сумма) составила 200 КОЕ/г.", что является нарушением качества поставленного масла ООО "Оптовые решения".
Поскольку срок годности масла (120 суток) позволял провести двухсторонний контроль продукции, Поставщик произвел отбор проб для дальнейшей передачи образцов в ИЛЦ, находящегося в г. Челябинске.
Исходя из Протокола лабораторных испытаний N 1/09143-24 от 24.04.2024 ФГБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Челябинской области, масло с той же датой выработки (масло м.д.ж. 82,5%, дата изготовления 15.03.2024, срок годности 120 суток) не превышает допустимого уровня величины показателя, то есть не более 100 КОЕ/г.
ООО "ОПТОВЫЕ РЕШЕНИЯ" является производителем молочной продукции, в связи с чем, в силу требований законодательства Российской Федерации о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы молочных продуктов, производитель обязан не реже одного раза в месяц проверять продукцию на консистенцию, вкус и запах, цвет, массовую долю жира и белка, плотность и кислотность.
На рассмотрение Комиссии представитель заинтересованного лица представил акты - протоколы лабораторных испытаний (N 1/10300-24 от 08.05.2024 г., N 1.10293-24 от 06.05.2024 г., N 1.10296-24 от 06.05.2024 г., N 1.10298-24 от 06.05.2024 г., N 24.2687ЧВ от 22.03.2024 г. N 24.1140ЧВ от 16.02.2024 г., N 24.1446ЧВ от 22.02.2024 г., N 24.1447ЧВ от 22.02.2024 г.)
Согласно пояснениям представителя заинтересованного лица, несмотря на мотивированные отказы заказчика в принятии ряда партий товара, товар по другим заявкам заказчика поставлялся и был принят.
В силу ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, в том числе с учетом государственного/муниципального контракта. Если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, данное обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода (п. 1 ст. 314 ГК РФ).
Согласно ст. 401 ГК РФ:
1. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
2. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
3. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Комиссией установлено основание, предусмотренное пп. "а" п. 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, а именно - заинтересованным лицом представлены доказательства, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта, а именно: регулярные поставки продукции по заявкам заказчика, наличие факта готовности повторной поставки продукции взамен непринятой заказчиком, исключающее возможность внесения сведений об ООО "ОПТОВЫЕ РЕШЕНИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, с учетом наличия у заинтересованного лица более 4 000 контрактов, из которых более 2200 исполненных контрактов в соответствии с информацией, размещенной в Единой информационной системе в реестре контрактов, а также с учётом того, что ООО "ОПТОВЫЕ РЕШЕНИЯ" является производителем молочной продукции, Комиссия полагает, что включение сведений об ООО "ОПТОВЫЕ РЕШЕНИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков будет несоизмеримо с имеющимся неисполнением обязательств, повлечет для заинтересованного лица с учетом всех обстоятельств значительные неблагоприятные последствия, что не отвечает целям ведения реестра недобросовестных поставщиков, несоизмеримо с негативными для заказчика последствиями, связанными с неисполнением заинтересованным лицом обязательств по контракту.
Таким образом, в действиях ООО "ОПТОВЫЕ РЕШЕНИЯ", исполнителя по контракту N 2324188101432000075734000 / 03691000109230001430001 от 07.11.2023 г. на поставку молока и молочной продукции (творог, масло сливочное) в рамках ГОЗ, Комиссия не усматривает факта недобросовестного поведения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Не вносить сведения об ООО "ОПТОВЫЕ РЕШЕНИЯ" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В действиях заказчика в лице ФКУЗ "Санаторий "Лесное озеро" МВД России", его комиссии нарушений Закона о контрактной системе не выявлено.
3. Заказчику, его комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
* |
Члены Комиссии |
*
* |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 29 мая 2024 г. N РНП-066/06/104-1858/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.06.2024