Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и 2 муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ПАО "Ростелеком" на положения извещения о проведении электронного аукциона на реконструкцию котельной в пос. Метлино (в т.ч. ПИР) (извещение N 0169300044224000143), в присутствии:
- представителя МКУ "УКС Озерского городского округа" (далее - заказчик) Калининой Л.Л., действующей на основании доверенности от 22.08.2023 N 5;
- представителя администрации Озерского городского округа (далее - уполномоченный орган) Урядовой Е.И., действующей на основании доверенности от 28.05.2024 N 01-02- 18/158;
- представителей ПАО "Ростелеком" (далее - заявитель) Панихиной М.А., Коровенковой А.В., Прохоренко М.И., действующих на основании доверенностей от 27.03.2024 N 01/29/477/24, от 08.08.2023 N 01/29/766/23, от 11.10.2023 N 0504/29/172/23,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 24.05.2024 поступила жалоба заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на реконструкцию котельной в пос. Метлино (в т.ч. ПИР) (извещение N 0169300044224000143) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок 14.05.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 142 638 117,00 рублей. На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен. Доводы жалобы заявителя состоят в следующем.
1. Заказчиком установлены неисполнимые сроки выполнения проектных работ по контракту.
2. Неверно установлен срок исполнения контракта. Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что заказчиком установлены реальные, исполнимые сроки выполнения проектных работ, что подтверждается поданными заявками, все три участника приняли участие в процедуре аукциона, что свидетельствует о наличии желания и возможности у потенциальных подрядчиков выполнить проектные работы в соответствии с условиями, предусмотренными извещением и проектом контракта. Сроки исполнения контракта установлены в соответствии с законодательством о контрактной системе. Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, 1.
В силу пункта 8 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при 3 осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта, если проектом контракта предусмотрены такие этапы).
Согласно пункту 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта в виде электронного документа.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Как следует из содержания извещения об осуществлении закупки, датой начала исполнения контракта является дата заключения контракта, датой окончания исполнения контракта - 30.12.2025.
Разделом 3 проекта контракта (Приложение N 4 к извещению) предусмотрены сроки выполнения работ, а именно: "3.1.
Начало работ: с даты заключения муниципального контракта. Окончание работ: 30.12.2025 года. 3.1.1.
Сроки начала и завершения этапов работ: 1 этап. Проектные работы: Начало выполнения работ: с даты заключения муниципального контракта. Окончание выполнения работ: 01.10.2024 года 2 этап. Строительно-монтажные работы: Начало выполнения работ: 02.10.2024 года Окончание выполнения работ: 30.12.2025 года".
Согласно доводам жалобы при установлении заказчиком срока выполнения проектных работ по этапу 1 (с даты заключения контракта до 01.10.2024), для подрядчика является неисполнимым приступить к выполнению строительно-монтажных работ по этапу 2 в сроки, предусмотренные проектом контракта и извещением о закупке (с 02.10.2024 по 30.12.2025).
На заседании Комиссии представители заявителя пояснили, что Техническим заданием (Приложение N 1 к проекту контракта) установлено, что в объем выполняемых проектных работ входит: "- разработка проектно-сметной документации в соответствии с Заданием на проектирование;
- выполнить весь комплекс необходимых согласований, инженерных изысканий и исследований;
- разработать, согласовать и утвердить в установленном порядке проектно-сметную документацию;
- Государственная экспертиза". При этом согласно пункту 2.21. Технического задания перед проектированием необходим сбор исходных данных, а именно: "Получение технических условий и других исходных данных от сторонних организаций (при необходимости), в том числе: 4 - исходных данных от ГУ МЧС России для разработки раздела "Инженерно- технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", - технических условий от сторонних организаций на подключение, пересечение, параллельное следование, вынос инженерных коммуникаций и пр.
- справки "ЦГМС" о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы". Действующим нормативно-правовым регулированием, а также внутренними регламентами организаций, органов, у которых подрядчику необходимо получить исходные данные для выполнения проектных работ, предусмотрены следующие сроки предоставления информации:
- срок получения исходных данных от ГУ МЧС России для разработки раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций составляет до 30 календарных дней, в соответствии с ГОСТ Р 22.2.13-2023 "Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства", ГОСТ Р 22.2.13-2023 "Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства", - срок получения технических условий от сторонних организаций на подключение, пересечение, параллельное следование, вынос инженерных коммуникаций и пр. составляет до 30 календарных дней, - срок предоставления справки "ЦГМС" о фоновых концентрациях загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы составляет до 10 календарных дней.
Таким образом, представители заявителя отметили, что при выдаче необходимых технических условий, исходных данных, справок в установленные сроки, их получение займет до 30 календарных дней. Кроме того, представители заказчика обратили внимание Комиссии, что при наилучшем развитии ситуации, когда все органы, организации выдадут технические условия, необходимые исходные данные в установленные сроки, проектные работы могут быть выполнены в следующие сроки:
1) срок получения технических условий и другой исходной информации составляет до 30 дней;
2) срок согласования проектной документации составляет до 30 дней;
3) срок прохождения государственной экспертизы составляет 42 рабочих дня и может быть продлен до 20 рабочих дней, в указанный срок не включается время на заключение договора и оплата услуг по договору с государственным экспертным учреждением. При этом, исходя из того, что подведение итогов закупки произошло 27.05.2024, подписание контракта - не ранее 06.06.2024 (но не позднее 17.06.2024), а срок окончания выполнения проектных работ согласно проекту контракта - 01.10.2024, то на выполнение проектных работ, включая согласование и получение положительного заключения государственной экспертизы, подрядчику предоставлено 118 дней. Однако, учитывая установленные сроки получения исходной информации для проектирования, а также сроки выдачи технических условий, получение необходимых согласований и положительного заключения государственной экспертизы, сроки на проектирование составляют, по мнению заявителя, минимум 120 календарных дней. В 5 указанный срок не включены сроки выполнения работ, предшествующих проектированию, а именно: сроки выполнения инженерных изысканий и предпроектного обследования, иных необходимых исследований и непосредственно разработку проектно-сметной документации, которые составляют не менее 40 дней, согласно обычаям делового оборота, сложившейся практике, с учетом существующих процедур и специфики объекта. Представитель заказчика на доводы заявителя возразил и указал, что законодательством РФ не регламентированы единые сроки выполнения работ по разработке проектной документации на реконструкцию котельной. Сроки проектирования строительства/реконструкции котельных определяются в зависимости от сложности объекта и объема работ. При установке сроков выполнения проектных работ заказчик ориентировался на Сборник "Нормы продолжительности проектирования объектов строительства. МРР-11.1- 16", разработанные для определения продолжительности строительства (проектирования) объектов в городе Москве (Сборник утвержден и введен в действие с 9 января 2017 г.) Согласно таблице 2.12 сборника продолжительность проектирования (в месяцах) котельной отопительной составляет 1,8 месяца. При этом указанный срок установлен для проектирования новой ("с нуля") котельной. В данном случае, имеет место "реконструкция" существующей котельной, в связи с этим разработка отдельных разделов документации как для строительства нового объекта не требуется (например, "Схема планировочной организации земельного участка"; "Объемно-планировочные и архитектурные решения", "Проект организации строительства"), что существенно сокращает временные затраты на проектирование. Представитель заказчика отметил, что с учетом сроков, установленных статьей 51 Закона о контрактной системе, контракт по итогам закупки будет заключен 07.06.2024.
Следовательно, срок для выполнения проектных работ с учетом прохождения государственной экспертизы проектной документации составит 3 месяца 23 дня.
Таким образом, по мнению заказчика, в извещении установлены реальные, исполнимые сроки выполнения проектных работ.
В соответствии с пунктом 1 части 29 статьи 34 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить порядок определения минимального срока исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта. Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что в рассматриваемом случае ограничения по минимальному сроку исполнения этапа контракта, связанного с выполнением проектных работ, Правительством Российской Федерации не определены. Более того, Градостроительным кодексом РФ и принятым в его развитие нормативными правовыми актами не установлено каких-либо минимально допустимых сроков проведения инженерных изысканий, изготовления проектной документации и прохождения государственной экспертизы. Постановление Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий", а также иные документы, на которые в своих доводах ссылается заявитель, определяют предельные сроки проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, сроки согласования, выдачи технических условий, справок, которые в каждой конкретной ситуации могут иметь меньшую продолжительность. С учетом изложенного, на момент рассмотрения жалобы заявителя отсутствуют доказательства того, что установленный заказчиком срок выполнения проектных работ 6 является заведомо неисполнимым и противоречит действующему законодательству. Довод заявителя о том, что сокращенные сроки выполнения проектных и строительно-монтажных работ свидетельствуют об ограничении количества участников закупки, а также о том, что условия закупки сформированы заказчиком для участника, уже имеющего необходимую проектную документацию в своем распоряжении на момент размещения извещения о закупке/на момент подписания контракта, документально заявителем не подтвержден. Доводы заявителя являются необоснованными в виду недоказанности. 2.
Заявитель, согласно доводам жалобы, утверждает, что срок исполнения контракта, указанный в извещении о закупке, проекте контракта, не включает в себя сроки приемки выполненных работ и сроки оплаты, в связи с чем имеются противоречия при определении сроков выполнения работ по контракту, приемки выполненных работ, оплаты по контракту. Пунктом 1 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты работы, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки выполненной работы (ее результатов) в части соответствия количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с подрядчиком в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе приемку выполненной работы (ее результатов), отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы результатов выполненной работы, отдельных этапов исполнения контракта; оплату заказчиком подрядчику выполненной работы (ее результатов), а также отдельных этапов исполнения контракта. Разделом 3 проекта контракта (Приложение N 4 к извещению) предусмотрены сроки начала и завершения этапов работ, разделом 4 проекта контракта - порядок расчетов по муниципальному контракту, разделом 9 проекта контракта- порядок приемки выполненных работ. При этом в силу пункта 8.4 статьи 3 Закона о контрактной системе отдельный этап исполнения контракта - часть обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку (с оформлением в соответствии с настоящим Федеральным законом документа о приемке) и оплату поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Соответственно, указываемый в извещении об осуществлении закупки срок исполнения контракта (отдельных этапов исполнения контракта) представляет собой срок, включающий в том числе приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта), а также оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги (отдельных этапов исполнения контракта). Данная позиция отражена в письме Минфина России от 12.05.2022 N 24-06-06/43240.
Довод заявителя не находит своего подтверждения на заседании Комиссии. В ходе проведения внеплановой проверки в рамках статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия
установила
следующее, 7 Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к выполняемым работам, тем самым реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки. Извещение о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского кодекса РФ должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении подрядчика. При осуществлении закупки заказчиком в качестве приложения к Техническому заданию (описание объекта закупки) в единой информационной системе размещено Задание на проектирование. Пунктом 2.21 Задания на проектирование предусмотрено следующее: 2.21 Сбор исходных данных Получение технических условий и других исходных данных от сторонних организаций (при необходимости), в т.ч.:
- исходных данных от ГУ МЧС России для разработки раздела "Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций";
- технических условий от сторонних организаций на подключение, пересечение, параллельное следование, вынос инженерных коммуникаций и пр.;
- справки "ЦГМС" о фоновых концентрациях загрязняющих веществ приземном слое атмосферы. Комиссия антимонопольного органа повторно обращает внимание заказчика, что в силу действующего законодательства РФ обязанность по передаче исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ возложена на заказчика.
Согласно пункту 1 статьи 759 Гражданского кодекса РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заказчик обязан передать подрядчику задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации. Задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком.
В соответствии с частью 6 статьи 48 Градостроительного кодекса РФ в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, 8 сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи);
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно- технического обеспечения). Перечень исходных данных, необходимых для выполнения инженерных изысканий, и обязанность заказчика по их передаче подрядчику установлены пунктами 4.16, 4.17 СП 47.13330.2016.
Требования данного свода правил распространяются на выполнение инженерных изысканий для архитектурно-строительного проектирования. Кроме того, пунктом 2.22 Задания на проектирование предусмотрено требование о том, что: "Проектная и рабочая документация должны быть согласованы с ММПКХ, Ростехнадзором (при необходимости), Заказчиком, соответствующими службами, учреждениями и предприятиями... Согласование и прохождение экспертизы выполняет проектировщик". При этом из описания объекта закупки неясно, с какими "службами, учреждениями и предприятиями" подрядчику надлежит согласовать разработанную проектно-сметную документацию. К тому же описание объекта закупки не содержит сроков и порядка согласования проектной документации с заказчиком, тогда как от своевременности действий заказчика зависит соблюдение сроков исполнения обязательств по контракту подрядчиком. Между тем, необходимо отметить, что именно извещение об осуществлении закупки должно содержать всю необходимую информацию, определяющую условия исполнения контракта, в соответствии с принципами открытости и прозрачности в сфере закупок, предусмотренными статьей 7 Закона о контрактной системе. В рассматриваемом случае, описание объекта закупки не отражает в полной мере условия исполнения контракта, что не соответствует статье 7, пункту 1 части 1, части 2 статьи 33, пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. В связи с допущенным нарушением в действиях должностных лиц усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного главой 7 КоАП РФ. Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика, на участие в закупке подано три заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения. Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, 9
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО "Ростелеком" на положения извещения о проведении электронного аукциона на реконструкцию котельной в пос. Метлино (в т.ч. ПИР) (извещение N 0169300044224000143) необоснованной.
2. Признать нарушение статьи 7, пункта 1 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения подрядчика, предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности за нарушение законодательства о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43
2024-8900
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 июня 2024 г. N 074/06/105-1130/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.06.2024