Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Ливончик В.А. - заместителя руководителя управления - Комиссии: начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; 2 Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Авиационные роботы" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территорию населенных пунктов Челябинской области (извещение N 0869200000224004444), в присутствии:
- представителей ОГБУ "ЧРЦНИТ" (далее - заказчик) Шафиковой Е.А., Шамсудиновой Н.А., Горновой Е.П., действующих на основании доверенностей от 22.05.2024 N 19, от 22.05.2024 N 24, от 22.05.2024 N 20;
- представителей ГКУ "Центр организации закупок Челябинской области" (далее - уполномоченное учреждение) Обвинцевой Н.С., Захарченко К.Е., действующих на основании доверенностей от 19.01.2024 N 01, от 10.10.2023 N 18;
- представителей ООО "Авиационные роботы" (далее - заявитель) Тарасенко А.В., Тарасенко Е.А., действующих на основании Устава, доверенности от от 31.05.2024 N 017;
- представителей ООО "Джи Динамика" (далее - победитель закупки) Александровой Е.В., Никитиной А.В., Палкиной Д.А., действующих на основании доверенностей от 01.04.2024, от 12.09.2022 N 011, от 31.05.2024,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 27.05.2024 поступила жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территорию населенных пунктов Челябинской области (извещение N 0869200000224004444) (далее - аукцион, закупка).
Согласно представленным документам извещение о проведении аукциона опубликовано в единой информационной системе в сфере закупок 14.05.2024, изменение извещения о проведении электронного аукциона - 15.05.2024.
Начальная (максимальная) цена контракта - 21 308 842,15 рублей. На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Согласно доводу жалобы комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка заявителя в связи с тем, что установленное заказчиком требование о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности на вид работ "Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов" противоречит и не соответствует части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе. Представители заказчика, уполномоченного учреждения с доводами жалобы не согласились, представили письменные пояснения, которые на заседании Комиссии поддержали, и указали, что требования к специальной правоспособности установлены в извещении в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и в 3 целях получения качественных результатов по выполнению работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территорию населенных пунктов Челябинской области. Представители победителя закупки на заседании Комиссии пояснили, что основной объем работ по объекту закупки является выполнением работы по созданию и (или) обновлению государственных топографических карт или государственных топографических планов. В связи с чем требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности на право выполнения работ, предусмотренных именно пунктом 2 Перечня работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащих лицензированию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1126, является полностью оправданным. Изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Требования к содержанию заявки на участие в закупке предусмотрены частями 1, 2 статьи 43 Закона о контрактной системе, при этом перечень указанных требований является исчерпывающим в силу части 3 статьи 43 Закона о контрактной системе. Подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заявка должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. С учетом изложенного, участник закупки должен подтвердить свое соответствие требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в целях 4 подтверждения наличия у него правоспособности, позволяющей осуществлять деятельность в ходе исполнения обязательств по контракту. Как следует из содержания извещения, объектом закупки является "Выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территорию населенных пунктов Челябинской области". Извещением об осуществлении закупки установлены следующие требования к участникам закупки: "1.Наличие действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых личным составом Вооруженных Сил Российской Федерации в целях обеспечения обороны Российской Федерации, а также при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, недропользования), в результате которой осуществляются создание (обновление) государственных топографических карт или государственных топографических планов, государственных геодезических сетей, государственных нивелирных сетей и государственных гравиметрических сетей, геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля в этих целях, установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации, а также установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований на вид работ (п. 2 "Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов"), выданной Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии. Подтверждением наличия вышеуказанной лицензии является наличие записи в реестре лицензий. Участник закупки представляет выписку из реестра лицензий, либо копию акта лицензирующего органа о принятом решении, полученные в порядке, предусмотренном статьей 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" или документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена). Требование установлено в соответствии со статьями 3, 9, 12, 21 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
2.Наличие действующей лицензии ФСБ России на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, со степенью секретности: "Особой важности" или "Совершенно секретно" или "Секретно". Требования установлены в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. N 333 "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны".
3.Наличие действующего документа (сертификата эксплуатанта на авиационные работы с указанием вида "Воздушные съемки"), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил в соответствии с Приказом Минтранса России от 19.11.2020 N 494 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в 5 перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта" (далее - Федеральные авиационные правила)". Аналогичные требования отражены в Приложении N 4 к извещению "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В ЗАКУПКЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ".
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона. Как следует из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2024 NИЭА1, заявка заявителя признана комиссией по осуществлению закупок несоответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, на основании пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе, поскольку в составе заявки участника приложен документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), в том числе ее статуса (действующая, не приостановлена, не приостановлена частично, не прекращена), в котором виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов - отсутствуют.
В соответствии с пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона. Так, в составе заявки заявителя представлен документ, содержащий сведения, обеспечивающие возможность подтверждения наличия у участника закупки специального разрешения на право осуществления конкретного вида деятельности (лицензии), из содержания которого следует, что заявитель обладает специальным разрешением на осуществление геодезической и картографической деятельности по следующим видам деятельности:
- создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций;
- установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований. 6 Из имеющейся в распоряжении Комиссии антимонопольного органа выписки из реестра лицензий следует, что ООО "Авиационные роботы" вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности: Создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций (Работы в соответствии с пПРФ от 28.07.2020 N 1126); Установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов (Работы в соответствии с пПРФ от 09.02.2024 N 141); Установление и изменение границ зон с особыми условиями использования территории (Работы в соответствии с пПРФ от 09.02.2024 N 141).
Таким образом, заявителем в составе заявки не представлен документ, подтверждающий соответствие участника требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, о наличии действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности с видом деятельности "Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов". При проверке сведений из реестра лицензий не подтверждено право заявителя выполнять работы, составляющие лицензируемый вид деятельности: "Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов". С учетом изложенного, поскольку в силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок рассматривает поступившие заявки на их соответствие требованиям, установленным извещением, отклонение заявки заявителя не противоречит положениям законодательства о контрактной системе. Относительно довода заявителя о незаконности требования заказчика о наличии у участника рассматриваемой закупки действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности с видом деятельности "Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов" Комиссия Челябинского УФАС России отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Вместе с тем, заявителем положения извещения, в части требований к участникам закупки, своевременно не оспорены, более того, заявитель, подавая заявку на участие в закупке, в силу части 5 статьи 43 Закона о контрактной системе фактически подтвердил свое согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. Между тем, в рамках внеплановой проверки при рассмотрении жалобы Комиссией антимонопольного органа проанализированы доводы и пояснения, озвученные заявителем и заказчиком по вопросу правомерности установления в извещении требования о наличии у участника закупки действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности с видом деятельности "Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов". Так, представители заказчика на заседании Комиссии пояснили, что согласно части 2 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ "О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты 7 Российской Федерации" (далее - Закон о геодезии) при осуществлении картографической деятельности выполняются картографические работы по сбору и обработке пространственных данных в целях обеспечения возможности их последующего отображения на планах, картах и в атласах (в том числе в электронной форме), включая фотограмметрические и топографические работы, в том числе работы по созданию специальных и топографических карт и (или) планов или иных картографических материалов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 15 Закона о геодезии в результате выполнения картографических работ создаются карты, фотокарты, ортофотокарты, планы, фотопланы, ортофотопланы, единая электронная картографическая основа, а также иные картографические материалы.
В соответствии с пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию. Перечень работ, составляющих геодезическую и картографическую деятельность, подлежащую лицензированию, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2020 г. N 1126 (далее - Постановление N 1126).
Перечень содержит следующие лицензируемые виды работ:
- определение параметров фигуры Земли и гравитационного поля;
- создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов;
- создание государственных геодезических сетей;
- создание государственных нивелирных сетей;
- создание государственных гравиметрических сетей;
- создание геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций;
- установление, изменение и уточнение прохождения государственной границы Российской Федерации;
- установление и изменение границ между субъектами Российской Федерации и границ муниципальных образований, границ населенных пунктов;
- установление и изменение границ зон с особыми условиями использования территории. Проведение картографических работ на территории Челябинской области проводится в рамках выполнения Перечня поручений по вопросам реализации государственной программы "Национальная система пространственных данных" (перечень поручений утвержден Президентом Российской Федерации 11.08.2022 N Пр-1424).
При исполнении государственной программы Российской Федерации "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2021 N 2148, осуществляется реализация мероприятий по созданию актуальных картографических материалов для включения в единую электронную картографическую основу (далее - ЕЭКО).
ЕЭКО - является систематизированной совокупностью пространственных данных обо всей территории Российской Федерации, создается в виде цифровых топографических карт (планов) и цифровых ортофотопланов различных масштабов.
В соответствии с пунктом 2 Требований к составу ЕЭКО и требований к периодичности их обновления, утвержденных приказом Росреестра от 05.04.2022 П/0122 (далее - Требования), сведения ЕЭКО не содержат информации, относящейся к государственной тайне, и должны быть подготовлены к открытому опубликованию в 8 порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Объектами, в отношении которых планируется выполнение работ в рамках аукциона N 0869200000224004444 от 14.05.2024, являются 63 населенных пункта Челябинской области, территория которых не обеспечена картографическими материалами масштаба 1:2000.
Указанные населенные пункты расположены в непосредственной близости к территории Республики Казахстан (приграничная территория) либо относятся к закрытым административным территориальным образованиям.
Таким образом, исходя из "статусов" населенных пунктов предполагается вероятность получения результатов работ, содержащих информацию, относящуюся к государственной тайне, запрещенную для открытого опубликования и, как следствие, отсутствие возможности включения картографических материалов в состав ЕЭКО, учитывая пункт 4 Требований (на территории населенных пунктов и их частей, на которые невозможно изготовление ортофотопланов открытого пользования создаются цифровые топографические карты и топографические планы). Указанное обстоятельство подразумевает в дальнейшем создание цифровых топографических планов открытого пользования (далее - ЦТП ОП) на основе результатов работ, выполненных в рамках работ по рассматриваемой закупке. Принимая во внимание, что согласно ГОСТ Р 59328 - 2021 аэрофотосъемочные работы проводятся в целях создания и обновления топографических карт и планов, получения другой пространственной информации о местности, в техническом задании на выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территорию населенных пунктов Челябинской области учтены требуемые нормативной документацией параметры аэрофотосъемки, точность геодезических, фотограмметрических работ, системы координат, в которых предоставляются ЦОФП, поэтому полученные результаты работ по выполненному контракту могут являться качественной исходной картографической основой для создания ЦТП ОП, что позволит оптимизировать затраты на полевые работы и в целом сократить стоимость работ при подготовке ЦТП ОП.
В силу частей 1-3 статьи 16 Закона о геодезии государственные топографические карты и государственные топографические планы создаются в государственных системах координат и высот в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом. Точность и содержание государственных топографических карт и государственных топографических планов должны обеспечивать решение общегосударственных, оборонных и иных задач.
Согласно разделу 7 Технического задания к проекту контракта в ходе выполнения работ предусмотрена подготовка картографических материалов в государственной системе координат (ГСК-2011).
Таким образом, полученные в результате выполнения работ цифровые ортофотопланы в ГСК-2011 могут быть использованы для решения общегосударственных задач. Целью контракта является обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления актуальным картографическим материалом масштаба 1:2000.
Статьей 10 Закона о геодезии предусмотрена передача органами государственной власти субъектов Российской Федерации в федеральный фонд пространственных данных картографических материалов, полученных в результате выполнения картографических работ. При включении в фонд осуществляется подтверждение достоверности таких пространственных данных и материалов. Учитывая изложенное, заказчик в целях получения качественных результатов по выполнению работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территорию населенных пунктов Челябинской области
установил
требование к участникам 9 закупки о наличии действующей лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности с видом деятельности "Создание и (или) обновление государственных топографических карт или государственных топографических планов". Управление Росреестра по Челябинской области в ответ на запрос Челябинского УФАС России подтвердило правомерность действий заказчика в части установления спорного требования при осуществлении закупки. Исходя из изложенного, информации, представленной заявителем, заказчиком, а также информации, полученной Комиссией при проведении внеплановой проверки, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Авиационные роботы" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по созданию цифровых ортофотопланов масштаба 1:2000 на территорию населенных пунктов Челябинской области (извещение N 0869200000224004444) необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии В.А. Ливончик Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43
2024-9104
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 6 июня 2024 г. N 074/06/105-1145/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.06.2024