Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
При участии в дистанционном режиме ВКС:
от Заявителя - представитель по доверенности;
от Заказчика - представители по доверенности;
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Матрица" на действия Заказчика - Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку картриджей для принтеров, начальная (максимальная) цена контракта - 1 988 893,34 рублей (извещение N 0190200000324006272) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 20.05.2024 14:29 (МСК+2);
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 28.05.2024 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 28.05.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 30.05.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что в извещении неверно используется код ОКПД2 так как по его мнению Заказчику необходимо было применить код ОКПД2 26.20.40.120, который включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878, а также Заявитель считает, что Заказчик нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе так как описание объекта закупки составлено Заказчиком таким образом, что ограничивает круг участников закупки, поскольку Заказчик указал модели товаров (указание на конкретного производителя) с требованием их оригинальности. Соответственно, исходя из требований извещения, невозможно предложить товар эквивалентный указанному в описании объекта закупки.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению. На заседании Комиссии представители Заказчика свои доводы поддержали в полном объеме.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является поставка картриджей для принтеров, указан код ОКПД2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин", а также установлено условие допуска на поставку товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке, составлена таким образом, чтобы товар, который будет представлен участниками размещения заказа для поставки в рамках закупки, соответствовал текущим потребностям заказчика и нуждам конечных пользователей товара, в соответствии с которыми и была определена потребность заказчика.
Заявитель считает, что необходимо изменить указанный в извещении об осуществлении закупки Заказчиком код ОКПД2 28.23.25.000 "Части и принадлежности прочих офисных машин" на код ОКПД 26.20.40.120 "Элементы замены типовые устройств ввода и вывода", который в свою очередь включен в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878.
Однако Комиссия обращает внимание, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода по ОКПД2, кода по позиции КТРУ. Заказчик самостоятельно определяет код по ОКПД2 или код позиции КТРУ, путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам и наименованиям позиций ОКПД или КТРУ, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара (работы, услуги), а также его характеристик.
В отношении довода о том, что описание объекта закупки составлено Заказчиком в нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в закупке установлено требование о поставке оригинальных картриджей для принтеров в связи с эксплуатацией оборудования, находящегося на гарантии, а также закупаются расходные материалы, рекомендованные производителями печатающих устройств. Данное право Заказчика закреплено пп. "в" п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с этим, Комиссией установлено, что в технической документации производителей указано на необходимость использования оригинальных расходных материалов для обеспечения надлежащего функционирования устройства, при этом требования также обусловлены необходимостью сохранения гарантийного обслуживания, эксплуатируемого Заказчиком оборудования, что не противоречит Закону о контрактной системе.
Согласно руководству по эксплуатации оборудования НР, для которого в том числе закупается расходный материал, указано, что компания Hewlett-Packard не рекомендует использовать картриджи других производителей, как новых, так и восстановленных. Гарантия НР и соглашения об обслуживании не распространяются на повреждения, вызванные использованием картриджей других производителей. (стр.95 руководства по эксплуатации).
Согласно руководству по эксплуатации оборудования компании Kyocera: "Технические дефекты или другие технические проблемы, вызванные использованием неоригинального тонера, не покрываются гарантией производителя Kyocera. Используйте только оригинальные тонеры KYOCERA, чтобы не ограничивать вашу гарантию" (https://www. kvoceradocLimentsolutions.ru/ru/support/whv-use-kyocera-toners.html);
Согласно руководству по эксплуатации оборудования компании Pantum: "Гарантийные обязательства и бесплатное сервисное обслуживание не распространяется в случае использования совместимых и неоригинальных расходных материалов" (https://www.pantum.ru/support/service-policy).
Комиссия Управления отмечает, что в ст.33 Закона о контрактной системе определено, что допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак, в том числе при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Вместе с этим, как установлено Комиссией, в технической документации производителей указано на необходимость использования оригинальных расходных материалов, для обеспечения надлежащего функционирования устройства.
Товар может быть предложен Заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, что в рассматриваемом случае подтверждается коммерческими предложениями, представленными потенциальными поставщиками для обоснования начальной максимальной цены контракта, а также подтверждается Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.05.2024 NИЭА1 согласно которому на участие в закупке было подано и допущено 9 заявок.
Соответственно, закупая оригинальные картриджи для принтеров Заказчик не ограничил конкуренцию.
Комиссия также обращает внимание, что объектом закупки является поставка товара, а не его производство, в связи с чем, любой участник закупки, соответствующий установленным требованиям, может принять участие в процедуре закупки, приобрести и поставить товар необходимый Заказчику.
Изучив жалобу Комиссия отмечает, что Заявитель не представил доказательств того, что требования извещения об осуществлении закупки нарушают права и законные интересы участников закупки, а также, отсутствуют сведения о невозможности принять участие в закупке и сформировать ценовое предложение.
В рамках формирования предмета закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью учреждения, возникшей в связи с осуществлением своей деятельности.
Таким образом Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Матрица" на действия Заказчика - Управление делами Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку картриджей для принтеров, начальная (максимальная) цена контракта - 1 988 893,34 рублей (извещение N 0190200000324006272), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 31 мая 2024 г. N 089/06/33-363/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024