Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
_ - заместителя руководителя, заместителя председателя Комиссии;
_ - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок, члена Комиссии;
_ - государственного инспектора отдела контроля закупок, члена Комиссии;
при участии:
от заказчика Государственного унитарного предприятия "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" (далее также - ГУП "ЖКХ РС (Я)", заказчик): ..., ... (представители по доверенностям);
от заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная инжиниринговая компания" (далее также - ООО "СЗИК", заинтересованное лицо, исполнитель): ... (генеральный директор);
рассмотрев посредством web-видеоконференцсвязи обращение, представленное заказчиком Государственным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" об участнике закупки Обществе с ограниченной ответственностью "Северо-Западная инжиниринговая компания", для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и инженерным изысканиям по объекту: "Строительство котельной "Новая" взамен котельной "N6" в г. Среднеколымск Среднеколымского улуса" (изв. N 0816500000623016686), действуя на основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", (далее - Закон о контрактной системе), пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства РФ от 30 июня 2021 г. N 1078 (далее также - Правил),
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступили сведения, представленные заказчиком ГУП "ЖКХ РС (Я)" об участнике закупки индивидуальном предпринимателе ООО "СЗИК", для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и инженерным изысканиям по объекту: "Строительство котельной "Новая" взамен котельной "N6" в г. Среднеколымск Среднеколымского улуса" (изв. N 0816500000623016686).
Из пояснений заказчика следует, что основанием для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта явилось неисполнение заинтересованным лицом обязательств, предусмотренных контрактом.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, заслушав лиц, участвующих в деле, установила следующее:
1) 06.09.2023 г. заказчиком на официальном сайте www.zakupki.gov.ru опубликовано извещение N 0816500000623016686 на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и инженерным изысканиям по объекту: "Строительство котельной "Новая" взамен котельной "N6" в г. Среднеколымск Среднеколымского улуса".
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 18 166 666,67 рублей;
3) Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.09.2023 г. заявка участника закупки ООО "СЗИК" признана соответствующей требованиям извещения и победителем.
4) 26.09.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен контракт (реестровый номер контракта N 2143513352023000045).
5) 07.05.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
6) 20.05.2024 г. контракт расторгнут.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) приняла решение не включать сведения об участнике закупки ООО "СЗИК" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации по следующим основаниям.
Статьей 104 Закона о контрактной системе регламентирован порядок включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, который формируется в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств, защиты добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов со стороны недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с абзацем 1 статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
В силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно разъяснениям, указанным в абзаце 4 пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" вина должника в нарушении обязательства, предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства доказывается должником.
В соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.)
26.09.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен контракт (реестровый номер контракта N 2143513352023000045) с ценой контракта 17 712 500,02 руб. (далее - контракт).
Согласно разделу 1 "Предмет контракта", контракта установлено следующее:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить собственными (или) привлечёнными силами предусмотренные настоящим Контрактом работы по разработке проектно-сметной документации и инженерным изысканиям по объекту: " Строительство котельной "Новая" взамен котельной N6" в г. Среднеколымск Среднеколымского улуса", (далее - Объект) в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, в соответствии с Заданием на проектирование (далее - Задание) (Приложением N1 к Контракту), в сроки, предусмотренные Календарным планом (Приложение N2 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы.
Комплекс проектно-изыскательских работ по Объекту включает:
- Обследование состояния грунтов оснований зданий и сооружений, их строительных конструкций;
- разработку проектно-сметной документации стадии "проект" и "рабочая документация".
Результатом выполненной работы по Контракту является проектная документация на стадии "рабочая документация", материалы и результаты инженерных изысканий, оформленные в виде отчетной документации о выполнении инженерных изысканий.
_
Согласно разделу 2 "Цена контракта и порядок оплаты выполненных работ", контракта установлено следующее:
2.1. Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: 17 712 500 (семнадцать миллионов семьсот двенадцать тысяч пятьсот) рублей 02 копейки, НДС не предусмотрен.
2.2. Заказчик принимает выполненные Работы в соответствии с Календарным планом (Приложения N2) и оплачивает в срок не более 7 рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки работ (с предоставлением счет-фактуры) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика.
Окончательная приемка выполненных работ и окончательный расчет за выполненные работы по Контракту, производится согласно Календарного плана (Приложение N 2 к Контракту) после предоставления Заказчику проектно-сметной документации на стадии "рабочая документация", выполненной на основе проектно-сметной документации на стадии "проект", получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, разработанной, оформленной и согласованной в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение N 1 к Контракту) и оплачивается в срок не более 7 рабочих дней с даты подписания акта сдачи-приемки работ (с предоставлением счет-фактуры) в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств,, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика.
2.3. Оплата выполненных работ осуществляется в рублях Российской Федерации.
2.4. Стоимость работ указана в Приложении N2 к Контракту "Календарный план".
_
Согласно разделу 3 "Сроки выполнения работ", контракта установлено следующее:
3.1. Сроки выполнения работ по настоящему Контракту определяются в соответствии с Календарным планом (Приложение N2 к Контракту).
3.2. Срок выполнения работ по Контракту:
- начало выполнения работ: с даты заключения Контракта Сторонами;
- окончание выполнения работ по Контракту - в течение 180 календарных дней в соответствии с Календарным планом (Приложение N2 к Контракту).
Срок выполнения работ по Контракту включает в себя выполнение инженерных изысканий, разработку проектно-сметной документации стадии "проект" и "рабочая документация", получение положительного заключения государственной экспертизы.
3.3. Подрядчик вправе досрочно выполнить работы, предусмотренные Контрактом, при этом он не вправе требовать увеличения Цены Контракта.
Из пояснений заказчика следует, что основанием для расторжения контракта в одностороннем порядке явилось неисполнение обязательств, предусмотренных контрактом. Обязательства, принятые по контракту заинтересованным лицом в полном объеме не исполнены.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно разделу 13 "Порядок расторжения Контракта", контракта предусмотрен следующий порядок расторжения контракта:
13.1. Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из сторон от исполнения контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта.
Порядок принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе.
13.2. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае отступления Подрядчика при выполнении Работ от условий Контракта или при наличии иных недостатков результата Работ, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми.
13.3. Заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения Контракта, уплатив Подрядчику часть установленной цены пропорционально части работ, выполненных до получения извещения об отказе Заказчика от исполнения Контракта. Заказчик также обязан возместить Подрядчику убытки, причиненные прекращением Контракта, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.
13.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчики (или) поставляемый товар не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки и (или) поставляемому товару или Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения подрядчика.
13.5. Если Заказчиком проведена экспертиза выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы выполненной работы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
13.6. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в Контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Подрядчику. Выполнение Заказчиком требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Подрядчику указанного уведомления либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Подрядчика по его адресу, указанному в Контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта в единой информационной системе.
13.7. Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
13.8. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения Контракта устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также Заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения Подрядчиком условий Контракта, которые в соответствии с настоящим разделом являются основанием для одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта.
Пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
07.05.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем расторжении контракта.
В соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчиком 07.05.2024 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, сформировано и размещено в ЕИС.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления подрядчика о принятом заказчиком решении является 07.05.2024 г.
07.05.2024 г. согласно сведениям ЕИС, решение об одностороннем расторжении контракта доставлено в личный кабинет подрядчика.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, 20.05.2024 г. контракт расторгнут.
Комиссия приходит к выводу о том, что заказчиком соблюден порядок одностороннего расторжения контракта.
Материалами дела установлено следующее:
26.09.2023 г. между заказчиком и заинтересованным лицом заключен контракт.
Письмо Заказчика ДСО-8486 от 29.09.2023 о необходимости применения оборудования производства ООО "Ижевский котельный завод".
Письмо Заказчика ДСО-8646 от 19.10.2023 о принятом решении применить оборудование производства ООО "Ижевский котельный завод".
Письмо Заказчика ДСО-8704 от 27.10.2023 о гарантировании применения оборудований ООО "Ижевский котельный завод".
Письмо Заказчика ДСО-8609 от 27.10.2023 о направлении технического условия на поставляемый уголь с Зырянского угольного разреза.
Письмо Подрядчика 31-68-2023 от 03.11.2023 согласование поставщика оборудования для котельной.
Письмо Подрядчика 42и-68-2023 от 10.11.2023 повторный запрос спецификаций.
Письмо Подрядчика 48и-68-2023 от 15.11.2023 запрос паспортов и спецификаций.
Письмо Подрядчика 54и-68-2023 от 23.11.2023 запрос паспортов и спецификаций.
Письмо Заказчика ДСО-8868 от 29.11.2023 о направлении утвержденного корректированного технического задания.
Составлен акт N1 от 08.12.2023 приемки передачи результатов работ по 1 этапу.
Составлен акт N2 от 08.12.2023 приемки передачи результатов работ по 2 этапу.
Письмо Подрядчика 48-68-2023 от 15.12.2023 о причинах задержки исполнения контракта.
Письмо Подрядчика 51-68-2023 от 18.12.2023 о направлении на согласование.
Письмо Подрядчика 49-68-2023 от 18.12.2023 запрос о предоставлении документации.
Письмо Подрядчика 59и-68-2023 от 18.12.2023 запрос информации об оборудовании.
Письмо Департамента по охране объектов культурного наследия 01-21-16 от 15.01.2024 о согласии с заключением ГИКЭ.
22.12.2023 заключено дополнительное согласование N1.
Письмо Подрядчика 60-68-2023 от 09.01.2024 о получении ответов на запросы.
Письмо Подрядчика 67-68-2023 от 12.01.2024 о предоставлении информации.
Письмо Заказчика ДСО-9151 от 05.02.2024 о необходимости разработать РАСЦО согласно п. 28 и 29 утвержденного технического задания.
Письмо Заказчика ДСО-9078 от 19.01.2024 о направлении информации.
Письмо Заказчика N51 от 01.02.2024 о необходимости предусмотреть место для стоянки мин погрузчика.
Письмо Заказчика ДСО-9150 от 05.02.2024 о согласовании 2 варианта трассы тепловых сетей.
Письмо Заказчика ДСО-9149 от 05.02.2024 о согласовании акта N 13-12/23.
Письмо Заказчика ДСО-9162 от 07.02.2024 о направлении согласования с Администрацией г. Среднеколымск разделы ППТ и ПМТ.
Письмо Подрядчика 71и-68-2023 от 07.02.2024 запрос монтажных чертежей.
13.02.2024 составлен акт N 18-02/24 государственной историко-культурной экспертизы.
Письмо Заказчика ДСО-9301 от 11.03.2024 о согласовании порядка оформления земельных участков.
Письмо Заказчика 05-1177-ДСО-24 от 18.03.2024 составлен мотивированный отказ.
Досудебная претензия заказчика от 25.03.2024 N 1297/7.11-24.
Письмо Заказчика ДСО-9387 от 02.04.2024 о направлении служебного письма о необходимости выноса дымососов и циклонов за пределы помещения котельного зала, а также о выводе шнекового и транспортера золоудаления от циклонов непосредственно в транспортер золоудаления о циклоны скребковый в обход бункера золоудаления котла.
Письмо Подрядчика 92-68-2023 от 04.04.2024 о направлении на согласование.
Письмо Подрядчика 96-68-2023 от 09.04.2024 ответ на претензию.
Письмо Заказчика ДСО-9461 от 18.04.2024 о согласовании схемы расстановки оборудований.
Письмо Подрядчика 100-68-2023 от 19.04.2024 о продлении контракта.
Письмо Заказчика 05-1849-ДСО-24 от 22.04.2024 составлен мотивированный отказ.
Письмо Подрядчика 76-68-2023 от 05.03.2024 о согласовании порядка оформления участка.
07.05.2024 г. заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Письмо Заказчика 05-2061-ДСО-24 от 08.05.2024 составлен мотивированный отказ.
Письмо Подрядчика 105-68-2023 от 13.05.2024 о направлении на рассмотрение откорректированной проектной документации.
Письмо Подрядчика 107-68-2023 от 13.05.2024 о необходимости отмены решения заказчика об одностороннем расторжении контракта.
Письмо Подрядчика 108-68-2023 от 15.05.2024 о необходимости отмены решения заказчика об одностороннем расторжении контракта.
Письмо Подрядчика 109-68-2023 от 17.05.2024 о необходимости отмены решения заказчика об одностороннем расторжении контракта.
Заключение независимой экспертизы СИНЭО от 17.05.2024.
20.05.2024 г. контракт расторгнут.
Из пояснений заказчика следует, что основанием для расторжения контракта явился тот факт, что контракт не исполнен, в связи с чем цель на который рассчитывал заказчик при его заключении не достигнут. Заказчик не получил результат работ на который рассчитывал при заключении контракта. Сам проект направленный заказчику не может свидетельствовать о готовности на 90 %, о чем свидетельствует множество замечаний со стороны заказчика. Замечания и недостатки установлены согласно мотивированных отказов заказчика о приемке 3 этапа работ.
Из пояснений заинтересованного лица, что намеренного уклонения от исполнения обязательств по контракту с их стороны не было, Подрядчик прилагал все необходимые усилия для решения проблемных вопросов, своевременно и официально уведомлял Заказчика о выявленных проблемах, в соответствии с условиями Контракта, прилагал усилия для отмены решения об отказе от исполнения контракта, в том числе исправил замечания гос. экспертизы и представил материалы для повторной загрузки Заказчику, добросовестно исполнял обязательства, что подтверждено документально доказательствами, приведенными выше.
Заинтересованным лицом также представлен следующее пояснения:
Доводы |
Пояснения Подрядчика |
1. Состояние дел на момент отказа Заказчика (07.05.2024)
|
- этап N1 - "Инженерные изыскания" исполнен в срок 08.12.2023 (подписанный акт, прил. 1); - этап N2 - "Спецификация материалов и оборудования по всем разделам" исполнен в срок 08.12.2023 (подписанный акт, прил. 2); - этап N3 - "Подготовка проектной документации" находится в работе (исполнении), сроки этого этапа истекли 25.01.2024 (просрочка 3 мес. 12 дней). При этом в рамках этапа разработана проектная документация, передана заказчику на рассмотрение первично 29.02.2024 (прил. 3). Далее Заказчик несколько раз отказывал в приемке выставляя новые замечания, Подрядчик дорабатывал документацию. На дату отказа (07.05) учитывая последние замечания заказчика, готовность документации составляла 95%, на дату 14.05 Подрядчиком была передана заказчику (прил. 4) откорректированная документация в полном комплекте, процент готовности 100%. - этап N4 - "Получение положительного заключения гос. экспертизы" не был начат ввиду не направления Заказчиком материалов на экспертизу, сроки этого этапа истекли 25.03.2024 (просрочка 1 мес. 19 дней). - получено положительное заключение историко-культурной экспертизы (прил. 5), заключение утверждено органом культурного наследия Департаментом Республики Саха (Якутия) по охране объектов культурного наследия (прил. 6), акт ИКЭ утвержден Заказчиком (прил. 7) - получено согласование Заказчика и эксплуатирующей организации схемы расстановки оборудования (прил. 8) - разработан и получено согласование Заказчика Проект планировки и проект межевания территории (ППТ и ПМТ) (прил. 9) - получено согласование Заказчика поэтажных планировок здания (прил. 10) - получено согласование Заказчика оформленного земельного участка под размещение объекта (прил. 11) - получено согласование Заказчика трассы тепловых сетей (утвержден второй вариант) (прил. 12) - получены согласования выполненных материалов изысканий с городскими службами и заинтересованными инстанциями (прил. 13). - получены все основные необходимые технические условия и исходные данные (реестр сбора ИРД - прил. 14). Заключение независимой экспертизы (прил. 37), выполненной Центром независимой экспертизы и оценки, подтверждает исполнение контракта на 80-85% на момент отказа Заказчика, добросовестное исполнении контракта Подрядчиком и наличие объективных причин задерживающих ход выполнения работ по этапу N3 и N4 не по вине Подрядчика. |
2. Заказчик не учел обстоятельства, независящие от Подрядчика, о которых был уведомлен должным образом |
2. Наличие независящих от Подрядчика обстоятельств, которые привели к просрочке выполняемых работ.
2.1. Изменение Заказчиком технического задания на проектирование 29.11.2023 (спустя 63 дня с момента начала выполнения работ) Заказчиком письмом ДСО-8868 (прил. 15) было направлено Подрядчику измененное техническое задание, вносившее существенные изменения в параметры выполняемой работ. Таким образом, Заказчик внес корректировку в свои требования к результату работ, изложенные в начальных параметрах (ТЗ в составе контракта) в процессе выполнения работ. Подрядчик уведомлял Заказчика об этой проблеме, например, письмом 48/68-2023 от 15.12.2023 г. (прил. 16). Временные потери составили 93 дня, из которых 63 дня возврат к начальной точке (корректировка) и 30 дней ввиду усложнения работ от начального технического задания (изменилась вариативность проектирования тепловых сетей, параметры здания и сооружений)
2.2. Изменение Заказчиком своих требований к компоновке сооружений и объектов после их согласования 25.12.2023 Заказчиком были приняты этапы N 1 и N2, подписаны акты выполненных работ. В составе этапа N2 Подрядчик согласовал с Заказчиком (после многократных правок по пожеланиям Заказчика) компоновку оборудования объектов и поэтажные планировки. Прикладываем согласованный том из системы ЕИС (прил. 17) 20.03.2023 Заказчиком дополнительно согласована компоновка здания котельной, подпись на планировке (прил. 10).
На основании этих утвержденных Заказчиком параметров с учетом требований технического задания, Подрядчиком была разработана проектная документация в полном объеме. 02.04.2024 письмом ДСО-9387 (прил. 18) со стороны Заказчика поступило новое требование о необходимости выноса дымососов и циклонов за пределы здания котельной на улицу. Приложена служебная записка с объяснением такой необходимости унификацией с другими объектами заказчика. Письмами 92/68-2023 от 04.04.2024 (прил. 19), 96/68-2023 от 09.04.2024 (прил. 20), 100/68-2023 от 19.04.2024 (прил. 21) Подрядчик уведомлял Заказчика о последствиях новых требований, а также что это новое требование принято в работу, однако ввиду новых вводных требуется значительное время на корректировку принятых решений и новые требования не были заявлены в задании Заказчика, были внесены им после выполнения Подрядчиком работ по разработке документации и новые требования противоречат материалам утвержденным Заказчиком ранее в качестве эскиза. Временные потери на корректировку выполненной документации составили 70 дней (потребовались изменения расчетов фундаментов, полная переработка архитектурной и конструктивной модели задания, а также корректировка нагрузкой и инженерных систем). Кроме того, ввиду предъявления новых требований процесс сдачи этапа работ N3 продлился на эти 70 дней, по независящим от Подрядчика обстоятельствам.
Также письмом N51 от 01.02.2024 (прил. 22) Заказчик потребовал внести корректировки и использовать привозную воду и погрузчик "BobCat", потребовалась очередная корректировка проектных решений.
2.3. Задержка со стороны Заказчика выбора (согласования) варианта предложенной трассы тепловых сетей - 18.12.2023 письмом 51/68-2023 (прил. 23) Подрядчик направил Заказчику два проектных варианта прохождения трассы наружных тепловых сетей (длинна трассы 3 км.). Подрядчиком были проработаны оба варианта, для дальнейшей работы по проектированию и постановке земельных участков на учет (межевание) Заказчику требовалось выбрать один из предложенных вариантов или отклонить оба с выставлением замечаний. - 05.02.2024 Заказчик направил ответ письмом ДСО-9150 (прил. 12) согласовав без замечаний второй вариант трассы, при этом потери времени на ожидании согласования заказчика составили 49 день.
2.4. Задержка ответов и информации со стороны Заказчика - 18.12.2023 письмом 49/68-2023 (прил. 24) Подрядчик обратился к Заказчику с запросом информации по существующим объектам ЦТП. Запрос был направлен ввиду принятия заказчиком решения об изменения технического задания и применения в проекте существующих зданий ЦТП (ранее по ТЗ было новое строительство). - 19.01.2024 Заказчик направил ответ письмом ДСО-9078 (прил. 25) и предоставил необходимую информацию спустя 31 день с момента запроса подрядчиком и 44 дня с момента принятия решения заказчиком об изменении технического задания. - 18.12.2023 письмом 76/68-2023 (прил. 26) Подрядчик обратился к Заказчику с запросом согласования порядка (очерёдности и списка действий) оформления землеотвода земельных участков; - 11.03.2024 Заказчик направил ответ письмом ДСО-9301 (прил. 11), срок ответа составил 81 день. - 09.01.2024 письмом 60/68-2023 (прил. 27) Подрядчик обратился к Заказчику за содействием в получении ответов на запросы рабочей информации. К письму были приложены запросы Подрядчика, на которые Заказчик не дал ответов. Просрочки на стороне Заказчика составляли 25-35 дней только на момент этой сверки, фактически ответы были предоставлены в период 15-25 января, просрочки составили 35-45 дней. - 12.01.2024 письмом 67/68-2023 (прил. 28) Подрядчик обратился к Заказчику с запросом информации по системе РАСЦО - 05.02.2024 Заказчик направил ответ письмом ДСО-9151 (прил. 29), срок ответа составил 24 дня. - 27.10.2023 письмом ДСО-8609 (прил. 30) спустя 35 дней с момента заключения контракта Заказчик направил исходные данные по применяемому топливу (углю).
2.5. Требование Заказчика работать с единственным поставщиком оборудования, который задерживал ход работ. В нарушение антимонопольного законодательства Заказчик потребовал использовать в проекте исключительно оборудование единственного производителя выбранного им по его усмотрению ООО "Ижевский котельный завод". Данный факт подтверждается письмами ДСО-8646 от 19.10.2023 (прил. 31) и ДСО-8704 от 27.10.2023 (прил. 32), ДСО-8486 от 29.09.2023 (прил. 33). Подрядчик был вынужден получать исходные данные (параметры оборудования) от единственного возможного поставщика, который задерживал предоставление необходимой информации. Подрядчиком были направлены многочисленные письма в адрес этого поставщика (прил. 43-48). Подрядчик объяснял проблему заказчику. Просил его содействия и предполагал применить иных поставщиков-аналогов или применить универсальные параметры, прикладываем письма-запросы 31/68-2023 от 03.11.2023 (Прил. 49) Заказчик настаивал на применении в проекте исключительно оборудования ООО "Ижевский котельный завод", содействия по получению данных от этого третьего лица не оказывал. Временные потери на ожидание от поставщика информации составили 55 дней.
2.6. Выставление новых замечаний при повторной приемке результат работ по этапу N3 Заказчик три раза отклонял представленный результат работ по этапу N3 через систему ЕИС. - 18.03.2024 письмом 05-1177/ДСО-24 отказ от загрузки 29.02.24 (Прил. 34) - 23.04.2024 письмом 05-1849/ДСО-24 отказ от загрузки 01.04.24 (Прил. 35) - 08.05.2024 письмом 05-2061/ДСО-24 отказ от загрузки 25.04.24 (Прил. 36) При этом выставляя каждый раз новые замечания, которые отсутствовали в предыдущих отказах. Таким образом процедура приемки существенно затягивалась. Кроме того, заказчик каждый раз долго рассматривал внесенные исправления (21, 23 и 16 дней). Стоит также отметить, что большинство исправлений были Заказчиком приняты, замечания сняты.
Заключение независимой экспертизы (прил. 37) подтверждает добросовестное исполнении контракта Подрядчиком и наличии объективных причин задерживающих ход выполнения работ по этапу N3 и N4 не по вине Подрядчика |
3. Устранение причин отказа в 10-ти дневный срок с момента получения отказа заказчика |
- До вступления в силу (20.05.2024 г.) решения Заказчика об одностороннем отказе, Подрядчиком были устранены все замечания Заказчика к документации, изложенные в мотивированном отказе, а значит решение Заказчика должно было быть им отменено. 14.05.2024, до истечения периода 10 дневного срока, Подрядчик направил Заказчику откорректированную по замечаниям документацию и ведомость вопрос-ответ с ответами на замечания (прил. 4) Заказчик письмо проигнорировал, проверку и приемку откорректированной документации не произвел, переговоры не провел, решение об отказе не отменил. |
4. Игнорирование Заказчиком запросов подрядчика на переговоры сторон |
Подрядчик в течении 10 дневного срока на отмену решения три раза обращался к Заказчику за отменой решения об одностороннем отказе и запросом на переговоры сторон: - 13.05.2024 аргументированное несогласие (прил. 38) - 15.05.2024 повторное письмо о несогласии с отказом (прил. 39) - 17.05.2024 очередное третье письмо о несогласии с отказом (прил. 40)
Заказчик на запросы не ответил, от переговоров сторон уклонился, доводы Подрядчика оставил без рассмотрения. |
5. Нелогичность действий заказчика |
При расторжении контракта, временные потери Заказчика составили: -- на проведение нового конкурса 1-2 месяца; -- на разработку нового проекта/доработку нашего проекта, с проведением экспертизы 3-4 месяца; Итого, не менее 4-6 месяцев, что заведомо больше, чем возможная просрочка при завершении работ с нашей компанией. При этом, на стороне самого Заказчика не были решены принципиальные вопросы, мешающие проведению работ, и были задержки сказавшиеся на сроках выполнения работ. Как видно из переписки, Заказчик признавал проблемы и решал их, но не учитывал сроки задержки на своей стороне. |
6. Значимые факты кратко (выводы) |
6.1. На момент отказа заказчика (07.05.2024) Подрядчиком выполнены этап N1 "Инженерные изыскания" и приняты Заказчиком, этап N2 "Спецификация материалов и оборудования по всем разделам" и принят Заказчиком, готовность 3 этапа составляла 95% 6.2. Заключение независимой экспертизы (прил. 37) подтверждает добросовестное исполнение контракта Подрядчиком и наличии объективных причин задерживающих ход выполнения работ по этапу N3 и N4 не по вине Подрядчика. 6.3. Подрядчик после отказа в 10-ый срок предпринимал все возможные действия, направленные на убеждение Заказчика отменить принятое им решение, в том числе: направил аргументированное несогласие по отказу заказчика письмом от 13.05.2024. (прил. 38), где просил возобновить работы и приводил конкретные доводы, продолжал работу по исполнению этапа N3, устранил замечания Заказчика и направил Заказчику материалы для повторной проверки и приемки (прил. 4), направил дополнительные письма-запросы 15.05.2024 (прил. 39) и 17.05.2024 (прил. 40) в продолжении аргументированного несогласия в 10-тидневный срок, запрашивая рассмотреть вопрос об отмене отказа заказчика и провести переговоры сторон. 6.4. Наличие независящих от Подрядчика обстоятельств, которые сказались бы на выполнении работ по этапу N3: - Изменение Заказчиком технического задания на проектирование - Изменение Заказчиком своих требований к компоновке сооружений и объектов после их согласования и приемке этапов N1 и N2 - Задержка со стороны заказчика выбора (согласования) варианта предложенной трассы тепловых сетей - Задержка ответов и информации со стороны Заказчика - Требование заказчика работать с единственным поставщиком оборудования, который задерживал ход работ - Выставление новых замечаний при повторной приемке результат работ по этапу N3 |
7. Репутация Подрядчика |
Подрядчик имеет положительную репутацию на рынке гос. заказа, приводим для примера: - закрытые акты с заказчиками за 2022-2024 года (прил. 41); - полученные за 2022-2024 г. положительные заключения гос. экспертиз (прил. 42). |
Комиссии Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что фактические обстоятельства дела, не могут свидетельствовать о недобросовестном или виновном поведении заинтересованного лица при исполнении контракта.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Таким образом, изучив документы и сведения Комиссия Якутского УФАС России приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом были предприняты меры к исполнению контракта. Обстоятельства, повлиявшие на затягивания сроков на получение результатов работ установлены из пояснения лиц, участвующих в деле, также материалами дела.
С учетом вышеизложенных обстоятельств включение в лица в реестр недобросовестных поставщиком (подрядчиков, исполнителей) является несоразмерной мерой ответственности.
В соответствии с частью 4 статьи 104 закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Таким образом, включению в реестр недобросовестных поставщиков подлежат сведения о лицах, с которыми контракты расторгнуты, в том числе в одностороннем порядке.
Согласно пункту 15 Правил N 1078 орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
При осуществлении гражданских прав добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются (пункт 5 статьи 10 ГК РФ).
Следует отметить, что при применении гражданского законодательства в гражданских правоотношениях (пункт 2 статьи 6 ГК РФ), в том числе при осуществлении закупок и исполнении договоров изначально презюмируются принципы добросовестности, разумности и справедливости, основные начала гражданского законодательства, провозглашенные статьей 1 ГК РФ, также предусматривают, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (пункт 3 статьи 1 ГК РФ); никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункт 4 статьи 1 ГК РФ).
Управление также обращает внимание на то, что сам по себе факт неисполнения Контракта не может свидетельствовать о недобросовестном поведении общества, как то понимается в статье 10 Гражданского кодекса РФ, и которая запрещает осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом), поскольку обстоятельства дела не содержат доказательств, что Общество осуществляло свои гражданские права связанные с исполнением контракта исключительно с намерением причинить вред Заказчику, либо действовало в обход закона с противоправной целью, либо заведомо недобросовестно осуществляло гражданские права (злоупотребление правом).
Учитывая приведенные выше обстоятельства, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), рассмотрев обстоятельства и факты дела, поведение лица, направленное на исполнение контрактных обязательства, провела оценку всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи и считает, что ООО "СЗИК" не подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Якутского УФАС России,
р е ш и л а:
Сведения, представленные Заказчиком Государственным унитарным предприятием "Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)" об участнике закупки Обществе с ограниченной ответственностью "Северо-Западная инжиниринговая компания", для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации и инженерным изысканиям по объекту: "Строительство котельной "Новая" взамен котельной "N6" в г. Среднеколымск Среднеколымского улуса" (изв. N 0816500000623016686) не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Заместитель председателя комиссии
Члены комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 29 мая 2024 г. N 014/06/104-817/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.06.2024