Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии; |
Костин И.В. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Мамонтов А.Д. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителя подателя жалобы - ООО "АлькорФарм": - (директор),
в отсутствие представителей заказчика - ГБУЗ НСО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" , уведомлено надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме жалобу ООО "АлькорФарм" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" при проведении электронного аукциона N 0351300048424000228 на поставку лекарственных препаратов (НОРЭПИНЕФРИН), начальная (максимальная) цена контракта 180 600,00 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО "АлькорФарм" с жалобой на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" при проведении электронного аукциона N 0351300048424000228 на поставку лекарственных препаратов (НОРЭПИНЕФРИН).
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, протоколами, составленными при проведении закупки:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС 15.05.2024;
2) дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 27.05.2024;
3) на участие в электронном аукционе подано 3 заявки;
4) дата рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 29.05.2024;
5) в результате рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 2 заявки были признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона;
6) победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки N 116635871 с предложением о цене контракта в размере 178 794,00 руб.
Суть жалобы ООО "АлькорФарм" заключается в следующем.
ООО "АлькорФарм" полагает, что при рассмотрении заявок на участие в закупке аукционной заказчика неверно применены положения Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ Минфина России от 04.06.2018 N 126н) в отношения заявки победителя электронного аукциона.
ГБУЗ НСО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" в пояснениях на жалобу ООО "АлькорФарм" в полном объеме поддержало сведения, указанные в протоколе подведения итогов электронного аукциона.
Изучив представленные материалы и доводы сторон по жалобе ООО "АлькорФарм", Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Согласно ч.3 ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 г. N 1289) для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе, о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным ст.9 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
В соответствии с пп. "а" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 данной статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 ч.12 ст.48 данного Федерального закона.
Согласно п.4 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со ст.14 данного Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных п.5 ч.1 ст.43 данного Федерального закона).
Изучив заявки участников закупки, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что 2 из 3 участников закупки предложили к поставке лекарственные препараты различных производителей, страной происхождения которых является Россия, что подтверждается соответствующими документами. Вместе с тем, одним участником закупки были предложены к поставке лекарственные препараты, страной происхождения которого является иностранное государство, ввиду чего указанная заявка была отклонена аукционной комиссией.
В соответствии с пп.1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н в случае отклонения заявок в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N 1289 контракт заключается с участником закупки по предложенной им цене контракта при совокупности следующих условий:
а) заявка такого участника закупки содержит предложение о поставке лекарственных препаратов, все стадии производства которых, в том числе, синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляются на территориях государств - членов Евразийского экономического союза, и при этом сведения о таких фармацевтических субстанциях включены в государственный реестр лекарственных средств;
б) заявка такого участника закупки соответствует требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке);
в) таким участником закупки предложена цена контракта, которая является наименьшей среди участников закупки (при наличии таких участников закупки), заявки которых не отклонены в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N 1289 и при этом соответствуют совокупности условий, указанных в подпунктах "а" и "б" данного подпункта;
г) таким участником закупки предложена цена контракта, которая не превышает более чем на 25 процентов наименьшее предложение о цене контракта в случае его подачи участником закупки (при наличии такого участника закупки), заявка которого не отклонена в соответствии с п.1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N 1289, но не соответствует условию, указанному в подпункте "а" данного подпункта.
Положения данного подпункта не применяются при отсутствии участника закупки, заявка которого соответствует указанным условиям.
Согласно п.1(2) постановления Правительства РФ N 1289 подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в пункте 1(1) данного постановления, является декларирование участником закупки в заявке (окончательном предложении) сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", и сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ N 1289 подтверждением страны происхождения лекарственного препарата является один из следующих документов: 1) сертификат о происхождении товара по форме СТ-1; 2) заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выдаваемое Минпромторгом России; 3) сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Комиссией Новосибирского УФАС России по результатам анализа заявок на участие в закупке, признанных соответствующими извещению об электронном аукционе, установлено следующее:
-заявка с идентификационным номером 116635871 (победитель закупки) содержит предложение о поставке лекарственного препарата производителя - АО "БИОХИМИК", страна происхождения: Российская Федерация, что подтверждено, в том числе, представленными в составе заявки на участие в закупке копиями документов: сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 от 05.10.2023 N 3056000082, регистрационным удостоверением лекарственного препарата для медицинского применения ЛП-002767;
-заявка с идентификационным номером 116637558 (заявка подателя жалобы) содержит предложение о поставке лекарственного препарата производителя - ООО "Фирма "Фермент", страна происхождения: Российская Федерация, что подтверждено, в том числе, представленными в составе заявки на участие в закупке копиями документов: сертификатом о происхождении товара по форме СТ-1 от 05.09.2023 N 3144041005, регистрационным удостоверением лекарственного препарата для медицинского применения ЛП-007101; также в составе указанной заявки продекларированы сведения о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правилам надлежащей производственной практики с указанием номеров сертификатов GMP и даты их выдачи - GMP/EAEU/RU/00275-2022 от 16.05.2022 г.; а также продекларированы сведения о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке - СП-0002533/12/2023 от 21.12.2023 (копия указанного документа также приложена в составе заявки на участие в закупке).
С учетом того, что после отклонения заявки на участие в закупке в порядке, установленном п. 1 постановления Правительства РФ от 30.11.2015 г. N 1289, среди заявок, содержащих предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых является государство - член Евразийского экономического союза (Российская Федерация), имелась заявка N 116637558, содержащая предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляется на территории Российской Федерации, что подтверждено декларацией участника закупки в указанной заявке сведений о предусмотренных в пункте 1(2) постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 документах, заказчику необходимо было применить условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Согласно пункту 7.4 раздела 7 "Требования и порядок заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1" Правил определения страны происхождения товаров, содержащихся в Соглашении о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (заключено в г. Ялте 20.11.2009) (далее - Правила определения страны происхождения товаров) заполнение сертификата формы СТ-1 должно отвечать требованиям, в том числе: "графа 9 - "Критерий происхождения". Указываются следующие критерии происхождения товаров:
"П" - товар, полностью произведенный в государстве - участнике Соглашения;
"Д1905" - товар, подвергнутый достаточной обработке/переработке, с указанием первых четырех цифр кода товарной позиции по ТН ВЭД конечной продукции, например - 1905;
Раздел 1 Правил определения страны происхождения товаров содержит следующие понятия:
- страна происхождения товара - страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с настоящими Правилами;
- критерий достаточной обработки/переработки - один из критериев определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две страны или более, считается происходящим из той страны, на территории которой он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств
- изготовление/производство - выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая сборку или какие-либо особые операции, целью которых является получение продукта;
- сертификат о происхождении товара - документ, выданный уполномоченным органом и свидетельствующий о стране происхождения товара.
Согласно подпункту "а" п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 г. N 1289 сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20.11.2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами, предоставляется в качестве документа, подтверждающего страну происхождения лекарственного препарата.
При этом, в согласно п. 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 г. N 1289, подтверждением соответствия лекарственного препарата и фармацевтической субстанции требованиям, указанным в п. 1(1) данного постановления, является декларирование участником закупки в заявке:
- сведений о документе, подтверждающем соответствие производителя лекарственных средств для медицинского применения требованиям Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 3 ноября 2016 г. N 77 "Об утверждении Правил надлежащей производственной практики Евразийского экономического союза", или Правил надлежащей производственной практики, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 45 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств",
- сведений о документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выдаваемом Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном им порядке.
Сертификат по форме СТ-1 является документом, подтверждающим страну происхождения лекарственного препарата в соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 г. N 1289, и не является документом, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции) (такой документ предусмотрен пунктом 1(2) постановления Правительства Российской Федерации от 3011.2015 г. N 1289).
С учетом изложенного, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, наличие в сертификате о происхождении товара по форме СТ-1 указания на критерий "Д" не свидетельствует о несоответствии представленной участником информации требованиям п. 1.4 приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н.
Согласно Бланку Минпромторга России "Документ, содержащий сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза" (Приложение N 6 к Административному регламенту Министерства промышленности и торговли Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче документа, содержащего сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза, утвержденному Приказом Минпромторга России от 31.12.2015 N 4368) если локализовано производство со стадии фармацевтической субстанции - продолжить с раздела 2.А., если со стадии готовой лекарственного средства - пропустить 2.А. и продолжить с раздела 2.Б.
В документе, содержащем сведения о стадиях технологического процесса производства лекарственного средства для медицинского применения, осуществляемых на территории Евразийского экономического союза (в том числе о стадиях производства молекулы действующего вещества фармацевтической субстанции), выданном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации - СП-0002533/12/2023 от 21.12.2023, представленном подателем жалобы в составе заявки на участие в закупке, содержатся сведения о стадиях технологического процесса производства предлагаемого к поставке лекарственного препарата на территории Российской Федерации, в том числе заполнен раздел 2.А., что свидетельствует о том, что производство локализовано в Российской Федерации со стадии фармацевтической субстанции (Раздел 2.А. указанного документа содержит сведения, что производство фармацевтической субстанции (стадия производства до получения молекулы: синтез; стадия обработки (без изменения молекулы): очистка; завершающие стадии производства: сушка; фасовка фармацевтической субстанции: фасовка в первичную упаковку; упаковка и маркировка) осуществлено на территории Российской Федерации.
Раздел 2.Б. СП-0002533/12/2023 от 21.12.2023 содержит сведения о производстве готовой формы (получение полупродукта (введение в процесс основного и вспомогательного сырья), получение продукта в первичной упаковке (розлив и термическая стерилизация); вторичная упаковка (упаковка и маркировка) на территории Российской Федерации.
Таким образом, заявка подателя жалобы на участие в закупке содержит предложение о поставке лекарственного препарата, все стадии производства которого, в том числе синтез молекулы действующего вещества при производстве фармацевтических субстанций, осуществляется на территории государства - члена Евразийского экономического союза - Российской Федерации.
Таким образом, заявка подателя жалобы на участие в закупке соответствует совокупности условий, определенных в пункте 1.4 Приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н, в связи с чем комиссии по осуществлении закупок надлежало признать победителем закупки участника, подавшего заявку с идентификационным номером 116637558.
Таким образом, довод жалобы нашёл своё подтверждение.
При проведении на основании п.1 ч.15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч. 22 ст.99 Закона о контрактной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АлькорФарм" на действия заказчика - ГБУЗ НСО "Городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 2" при проведении электронного аукциона N 0351300048424000228 на поставку лекарственных препаратов (НОРЭПИНЕФРИН) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Члены Комиссии И.В. Костин
А.Д. Мамонтов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 7 июня 2024 г. N 054/06/14-1458/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.06.2024